Cпидвей: что это и как он развивает спортсмена
Спидвей — мотоциклетный спорт, в котором гонки проходят по специальному овальному треку; обычно это гаревое или ледяное покрытие. Первые заезды на гаревом кольце проходили в США и Австралии еще до Первой мировой войны.
Сегодня спидвей по-прежнему популярен во всем мире, а в мотогонках по льду нет равным атлетам из России. От прочих дисциплин этот вид спорта отличают трасса (овальное кольцо длиной от 260 до 425 метров, по которому гонщики ездят против часовой стрелки), максимальная зрелищность (зрители видят всю борьбу прямо перед собой, как на ладони), конструкция мотоциклов (специально подготовленные, только с двумя передачами и без тормозов), а также относительная доступность (и подготовка трассы, и само снаряжение существенно дешевле, чем в мотокроссе или шоссейных гонках). На прямых участках трека мотоциклы развивают скорость до 110 километров в час.
Мотоциклы для ледового спидвея оснащены шинами с шипами длиной 28 миллиметров, которые удерживают их на льду, и заправляются метанолом (метиловым спиртом). Объем мотора спидвея — 500 кубических сантиметров.
О нюансах дисциплины рассказал Даниил Иванов, четырехкратный чемпион мира по мотогонкам на льду:
«Все спортсмены, которые выступают в ледовом спидвее, в основном, приходят из мотокросса. Это своего рода начальный курс для любого вида мотоциклетного спорта, он дает хорошую базу для управления мотоциклом.
В ледовый спидвей включаются в уже более-менее осознанном возрасте, начиная лет с 15-ти, так как мотоциклы для этого вида спорта используются большие, а по регламенту на соревнования допускают только с 16-ти лет.
В спидвее есть некоторые общие черты с ездой на дорожных мотоциклах — так, например, управление при помощи наклона тела вместе с мотоциклом. Навык прохождения поворотов в ледовом спидвее будет полезен и в городской езде.
Основная работа в гоночном заезде сводится к прохождению поворотов по правильно выбранной траектории, максимального наклона мотоцикла и тела синхронно. При повороте происходит наклон вместе с мотоциклом (на овальном кольце повороты только в одну сторону).
Также спидвей развивает умение контролировать мотоцикл при больших углах, на неровной скользкой поверхности: во время гонки от заезда к заезду ледовый трек разбивается шипами, образуются глубокие колеи в которых удержать мотоцикл все сложнее.
Поскольку на мотоциклах в спидвее нет тормозов, скорость сбрасывается за счет торможения двигателем. Это полезный навык, который позволит контролировать «гражданский» байк во многих нештатных ситуациях.
В целом, любая мото дисциплина работает во благо и дает массу полезных навыков, которые потом успешно перекладываются на «гражданскую» езду: ведь в спорте часто ездят «на пределе», обучаются более сложным навыкам, которым невозможно обучиться, катаясь по городу. Зато эти умения позволяют лучше контролировать себя и мотоцикл в любой ситуации, поскольку многие движения и реакции просто доведены до автоматизма»