Сноубайк: как и где кататься зимой
Как выбрать технику?
Для меня самый универсальный выбор — это хороший карбоновый комплект Yeti (гусеница 120-го или 129-го размера) и хорошо подготовленный мотоцикл. Почему комплект Yeti? Потому что он очень легкий (легче своих собратьев на 15–20 килограммов) и позволяет заезжать туда, куда на других комплектах не заедешь. Когда мы катались в Лаго-Наки, ребята на сноубайках забрались по снегу на Фишт напрямик. Туда и снегоходы не с первого раза заезжают. На сноубайке вы получаете нереальный фан именно от того, что мотоцикл с его геометрией, его углами наклона и его подвеской позволяет легче делать развороты, траверсы и кайфовать от пухляка, от глубокого снега.
В отношении самого мотоцикла мой выбор — это КТМ, потому что из всех он самый маневренный, самый надежный, лучше всего поддается тюнингу под зиму и хорошо работает на перепрошивке. Впрочем, недостаточно просто купить мотоцикл, поставить гусеницу и поехать. Очень важен грамотный тюнинг, например, нужно поставить руль с подогревом от тосола: подключаются патрубки, шланги, и руль греется от системы охлаждения.
Кроме того, обязательно нужно установить зимний термостат и фильтр нулевого сопротивления вместо штатного, воздушного, который намокает, и мотоцикл из-за этого не едет, задыхается. Это минимум. Что касается снегоходов, то тут я тоже каталась на разной технике и поняла: для меня самый фановый — это снегоход с гусеницей длиной 154 либо 155 дюймов в зависимости от марки.
Где кататься?
Мы объездили всю Россию, все самые интересные споты, и лично для меня лучший вариант — это Сахалин. В первую очередь потому, что у поездки суперпростая логистика: прямые рейсы, хороший аэропорт, отличная инфраструктура, гостиница, еда, дороги, и через 15 минут вы уже в месте катания. Это значит, что не нужно везти куда-то сноубайк на машине с прицепом. Кроме того, там прекрасный снег — пухляк, как в Японии.
На втором месте — Лаго-Наки. Мне понравилась тоже очень простая логистика (самолет до Краснодара), прекрасная гостиница в горах, комфортная температура (внизу +15–20, в горах -5–10) и всегда хорошая кондиция снега, всегда пухляк, солнечно, классно. В других местах
либо очень холодно, либо туда неудобно добираться. Скажем, в Приисковом (Республика Хакасия) много снега, самый ранний сезон, но лететь пять часов из Москвы и еще пять-шесть часов ехать на машине, это убивает. К тому же -5–20, а то и -30 градусов плюс нет инфраструктуры, как на Сахалине, и серьезная угроза схода лавин, когда на минимальных углах может засыпать.
Еще хочу добавить один спот — Камчатка. Очень красивые большие вулканы, классный снег, единственный минус — опасность лавин очень серьеная. Кстати, Сахалин я поставила на первое место еще и потому, что там маленький процент лавинной опасности. Кататься безопасно. Еще для меня важно, чтобы был хороший рельеф и лес, как на том же Сахалине, в Лаго- Наки, а также на Байкале — на горе Мамай. Правда там, как и в Приисковом, в любой момент может сойти лавина. Очень страшно и опасно.
Где учиться кататься?
Самая топовая школа обучения катанию на сноубайке на Сахалине. По снегоходам отличные инструктора есть и в Приисковом, и в Лаго-Наки, и на Камчатке. Там вам поставят правильную технику, и вы сможете хорошо прогрессировать, а не разложите снегоход или байк о первое же дерево. А еще вас научат их правильно поднимать и откапывать: не зная приемов, можно сорвать спину или провести весь день в попытках поднять завалившийся в снег байк и так ничего и не добиться.
Что нельзя делать ни в коем случае?
В первую очередь зимой нельзя кататься одному. С вами должна быть компания людей, которые точно не бросят. Техника может сломаться, может начаться метель, наступит ночь, и вы замерзнете. Ни в коем случае нельзя кататься без лавинного оборудования и рации. Этот набор должен быть при вас постоянно. Это прежде всего. Также важно всегда готовить технику и экипировку.