«Колыма», дорога смерти: история, мифы, лайфхаки и впечатления от поездки
В прошлый раз я рассказал вам в целом о Якутии, жизни местных в этом регионе, а также об особенностях, которые присущи только этому удивительному месту на карте России. Одним из запоминающихся моментов стала «Дорога смерти» или «Дорога костей» — оба названия действительно жуткие, и сейчас вы поймете, почему.
«Дорога костей» между Якутском и Магаданом — это самое удивительное и одновременно ужасное, что я видел за все время своих путешествий. 2000 километров грунтовой дороги через тайгу, большие болота и прекрасные горы в совершенно безлюдных местах с суровым климатом.
Ходят легенды о том, сколько эта дорога забрала жизней при строительстве и продолжает забирать до сих пор – по разным подсчетам здесь погибло от 250 тысяч до полумиллиона человек! Нам встречались памятники ГУЛАГу, погибшим на этой трассе водителям и раскуроченные автомобили, которые просто оставили здесь, потому что не смогли ничего с ними сделать. Прокатиться по этой трассе – это настоящее испытание своих сил, как физических, так и моральных.
Дорога строилась силами заключенных «Севвостлага» и вольнонаемных специалистов. Работы шли в невероятно сложных условиях – работники валили лес, прорывали горные хребты и болота. Большую часть работ приходилось делать вручную, имея в качестве инструмента лишь топоры, пилы, лопаты и кирки, при этом условия были по-настоящему нечеловеческие, отсюда и огромное количество смертей. Ведь часть трассы проходит через Оймяконское нагорье, которое называют «полюсом холода».
Наверное, лучшее, что мы сделали перед тем, как отправиться в путь — выбрали соответствующий автомобиль, который способен справиться с этой неподвластной дорогой. У нас была Toyota Hilux Arctic Trucks с большими колесами, на другой машине мы бы там просто не проехали.
Дорога смерти считается самой опасной дорогой в России. Три-четыре автомобиля за день считаются здесь оживленным движением, а населенные пункты находятся друг от друга более чем в ста километрах. Если водитель попадет в беду, то, скорее всего, ему никто просто не сможет помочь. Особенно страшно зимой. Вдоль дороги можно увидеть сгоревшие автомобили – их, пытаясь спастись от холода, поджигали сами путешественники, которые из-за аварии не могли двигаться дальше. Мурашки по коже пробегают от этого зрелища!
Еще расскажу о заправках, которые ввергли нас в шок. О сетевых заправках с кафе и горячим кофе вы, естественно, можете забыть. Заправки в Якутии, как в Советском Союзе, с механическими стрелками, дизель стоит от 78 руб. до 108 руб., поэтому московские цены на самом деле не самые высокие.
А еще мы столкнулись с ужасной видимостью на дороге, потому что фуры, которые тебя обгоняют или которые пытаешься обогнать ты, производят огромное количество дыма, а из-за холода его становится еще больше. В итоге ты совсем не видишь машину впереди тебя, даже ее стоп-сигналов не видишь, и это еще одна серьезная опасность, поэтому ехать стоит медленнее. На некоторых больших перевалах, по которым может проехать фура, тебя могут просто снести с дороги, а помощи, как я уже говорил ранее, ждать не от кого.
Города находятся в плачевном состоянии, непригодным для жизни. Куча заброшек, которые психологически давят и угнетают – тебе кажется, что случился апокалипсис и ты остался одним из немногих, кому удалось выжить. Люди из этих краев просто уехали, не вынеся в таких суровых и диких условиях.
Поселок Оротукан находится в живописном месте среди сопок, но вся река Оротукан ископана разработками на многие километры, безжизненное нагромождение породы уродуют всю красоту здешних мест. Кадыкчан – это Северный Чернобыль. Раньше здесь добывали каменный уголь, но на шахте произошел взрыв, всех выселили, закрыли за нерентабельностью, частный сектор с теплицами сожгли, чтоб люди не возвращались. Перспектива у местных жителей была одна – либо замерзнуть в -60°, либо уехать, куда глаза глядят. Очевидно, многие выбрали второй вариант. Честно, после всего увиденного, нам захотелось как можно быстрее приехать в Магадан, где есть хоть какая-то цивилизация.
Заезжая в любые поселки, например, Ягодный или Усть-Нера, ты видишь, что все учреждения работают максимум через день, а сходить людям просто некуда. Усть-Нера стоит на середине трассы между Якутией и Магаданом. Снабжение больше приходит с Магадана. Еда, кстати, на трассе очень дорогая, многое в разы стоит дороже, чем в областном центре. Но оно и понятно – продукты же нужно сюда как-то доставить.
Дорога Смерти — это действительно легендарная дорога с историей. Но это миф, что дорога построена на костях. Все мы знаем, что очень много каторжников там действительно погибло, но их никогда не закапывали в полотно трассы. При этом сам регион очень богат полезными ископаемыми, и очень хотелось бы, чтобы Колыма стала хорошей федеральной дорогой, потому что это единственная трасса, которая ведет тебя в Магадан.