Легенда № 17
Ночь в самолете (от Москвы до Кызыла 3658 километров даже просто по прямой), 15 минут в такси (в столице республики все близко) и пара часов на отдых перед насыщенным событиями днем.
В соответствии с этой мантрой, которая олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума, я готовлюсь к первой в своей жизни встрече с губернатором. Костюм выглажен, ботинки начищены, волосы причесаны, лицо выбрито, часы переставлены на местное время (+4 часа к Москве). Воображение рисует огромную приемную с гербами, флагами и, возможно, почетным караулом у дубовых дверей, за которыми в мыслях о светлом будущем региона проводит рабочие часы его первое лицо.
На ходу надевая выданную мне каску, я сквозь строительную пыль спешу за губернатором, который уже о чем-то разговаривает с рабочими. «Глава в естественной среде обитания», – поясняет мне пресс-секретарь, пока мы идем по еще недавно самому неблагополучному району Кызыла, получившему в народе прозвище «Шанхай».
110 лет назад, чтобы избавиться исходящей от Китая и Монголии опасности, Тува обратилась за протекторатом к русскому царю. Теперь столица республики избавилась и от опасности «шанхайской», о которой не раз рассказывали блогеры и журналисты.
Главе региона явно неприятно говорить об этих видео, но и делать вид, что проблем у города и республики нет, он не собирается.
– Здесь были дома-бараки, узенькие улочки. Теперь люди, которые там жили, переехали в новые квартиры, но еще надо перестроить соседние улицы. – Владислав Ховалыг из окна евродвушки в одной из новостроек указывает на серые покосившиеся дома частного сектора. – Придется выкупать... Хочется в итоге цельный микрорайон получить. Вон там общежитие давно закрытой швейной фабрики. Чуть ли не 90 семей в комнатушках проживает. Расселять надо. Работы еще много, тут, например, ничего сейчас нет для детей – ни секций, ни кружков. Надо все это тоже предусмотреть. Здесь, кстати, была аварийная школа, которую еще в советский период строили осужденные. После землетрясения (27 декабря 2011 года в столице Тувы произошло землетрясение магнитудой 6,6-6,7 баллов. – Прим. ред.) у нее вскрыли стены и под кирпичной кладкой там оказались опилки, тряпки, какой-то мусор... А сейчас у нас строится одновременно 11 современных школ. Никогда такого раньше не было.
– Как раз по соседству идет внутренняя отделка нового здания одного из этих будущих учебных учреждений. Для региона, неизменно входящего в список лидеров по рождаемости, это особенно актуально.
Яркие фасады, актовый зал с креслами амфитеатром на 324 человека – дети смогут учиться в ней уже в новом учебном году. Тогда же в соседние новостройки въедут жильцы, многие из которых купили квартиры по льготной ипотеке под 2% годовых.
– Я обращался с просьбой о том, чтобы нас включили в эту программу, к премьер-министру и нам смогли выделить деньги из резервного фонда. Это была такая радость! делится губернатор. – Всего было заключено 2355 сделок. Сейчас я хочу обратиться уже к президенту с просьбой продлить программу, чтобы мы к 2030 году вышли на 12 000 сделок, но это потребует от бюджета 44 миллиарда рублей. (Мы говорили с Владиславом Ховалыгом до визита Владимира Путина в Туву и этот вопрос обсуждался на их встрече. –Прим. ред.)
Стройка – это не только естественная среда главы региона, но и самая яркая иллюстрация того, что происходит в Туве сегодня. Известно, что урбанистика напрямую влияет на социальный климат, и то, что сегодня над Кызылом возвышаются десятки строительных кранов, говорит о том, что меняется не только внешний вид города, но и атмосфера в нем.
– Эти дома идут с архитектурной подсветкой и закрытыми пешеходными дворами, парковки для машин предусмотрены по периметру, – рассказывает глава. – Это будут дворы-парки, а на первых этажах домов предусмотрены помещения под магазины, кафе, возможно, библиотеку тут откроем. Строит все абаканская компания и это хорошо, потому что они знают климатические особенности. Кстати, раньше в наш регион мало кто заходил с желанием тут строить и работать, сейчас же таких становится все больше.
Проблема Тувы не только в том, что сюда долгое время не приходили инвесторы, но и в том, что эта республика, идущая в списке регионов нашей страны под номером семнадцать, – настоящая терра инкогнита.
Мы знаем, что ждать, отправляясь в Карелию или на Кавказ, но спроси среднестатистического россиянина про Туву, и он, скорее всего, запнется уже на самом названии – «у» или «ы»? При этом соседний Алтай, а также разделенные Байкалом Бурятия с Иркутской областью в последние годы превратились в настоящую туристическую Мекку. Эту проблему обсуждают на заседании правительства региона, куда мы едем прямо со стройки.
На повестке дня извечная российская проблема дорог тесно переплетена с вопросом туристических маршрутов, которые на сегодняшний день обрываются у границ Тувы. При этом и в Кызыле, и в республике есть что посмотреть, начиная с высочайшей вершины Восточной Сибири Монгун-Тайги (3976 м) и уже упомянутых истоков Енисея до монумента «Центр Азии» (географически он находится именно в столице региона) работы Даши Намдакова, а также самого высокого в России буддистского монастыря, над внутренним убранством которого также поработал этот известный скульптор. В одной из созданных им статуй хранится частичка праха Будды, подаренная далай-ламой, а в расположенном здесь же музее можно легко провести несколько часов (а ведь еще есть и национальный музей, где выставляется найденное на территории Тувы уникальное золото скифов).
Следующее утро в Туве начинается с торжественного поднятия государственного флага, день которого отмечается по всей стране. Несмотря на то, что церемония у дома правительства запланирована на 8 утра, Владислав Ховалыг на месте уже в 7:45.
– У нас есть такое понятие «тувинское время» – им объясняют, что все здесь традиционно начинается с задержкой и все опаздывают, но глава с этим борется, – говорит мне пресс-секретарь.
В подтверждение этих слов ровно в 8:15, как и запланировано в программе, мы стартуем на машинах к границе с Монголией, где строится новый пропускной путь. Для развития региона крайне важно, чтобы товарооборот с этим соседом, а также с Китаем увеличился кратно. Для этого нужно улучшить автомобильное сообщение и – об этом тувинцы мечтают уже много лет – построить железную дорогу (позже в кулуарах Восточного экономического форума первый заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов заявил, что железнодорожная линия Кызыл — Курагино, которая свяжет Туву и Красноярский край, может стать частью ж/д ветки до Китая).
Место, где раньше планировалось проложить пути, видно со смотровой площадки горы Боом, где мы делаем остановку. Под нами Енисей, острова и остатки насыпи, которую готовили для дороги.
– Примерно в таком месте, только в Улуг-Хемском районе, я в детстве косил траву. Мы с дядей переправлялись на остров на моторке, косили траву, складывали в стога, а потом, когда она высыхала, также по воде вывозили, – рассказывает Владислав Товарищтайович, который до того, как стать главой города, а потом региона, успел поработать и на модернизации истребителей (во время службы в армии на авиабазе на Сахалине он обслуживал МиГ-23), и на пилораме (подрабатывал во время студенчества), и на стройке (видимо, оттуда такая любовь к строительным объектам), и в Госкомитете по управлению имуществом (по специальности он юрист).
Если для посетившего Туву вскоре после нас Владимира Путина Кызыл стал единственной остановкой на пути в Монголию, то мы по дороге к границе с ней заезжаем в несколько мест: в родной город Сергея Шойгу Чадан (губернатор смотрит, как идет строительство еще одной школы, и проводит встречу с местной администрацией), в село Хондергей (здесь школу не строят, а реставрируют – выданную мне в первый день каску я уже даже не убираю в багажник), на чабанскую стоянку в гости к планирующей, помимо животноводства, заниматься еще и туристическим бизнесом многодетной семье (Тува на втором месте в России по рождаемости) и, наконец, на встречу с жителями.
Когда спустя 15 часов после выезда, намотав за день около восьмисот километров, мы заезжаем на ужин в этнокультурный комплекс «Алдын-Булак» (удивительно красивое место с ресторанами и гостиничными номерами в юртах, а также смотровыми площадками), я, изрядно замотанный, интересуюсь у Владислава Ховалыга распорядком его дня.
– Просыпаюсь я где-то в шесть – шесть тридцать, – перечисляет он. – Не завтракаю, пью кофе или чай. Замеряю давление и сахар в крови, потому что чуть-чуть есть нарушения. Принимаю таблетки. Полчаса занимает дорога до работы. По пути подмечаю какие-то недоделки вокруг и веду переговоры по телефону. В 8:30 я всегда на месте и все – дальше я уже в своей рабочей колее. Иногда жена обижается, что я не звоню, но я говорю: ты же знаешь, что я всегда рядом и вечером вернусь домой. Сыновья уже взрослые, работают. Старший сейчас выполняет служебные задачи в зоне СВО. В редкие выходные стараюсь проводить время с внуками, их у меня четверо. Это моя отрада.
В этот день домой глава вернется ближе к полуночи, но, похоже, иначе на этой работе и нельзя – огромная территория, а также множество задач и проблем, требующих решения, не дают просто сидеть в кабинете и раздавать приказания. Кстати, в этом кабинете я все же побывал, но соглашусь с пресс-секретарем губернатора: его естественная среда обитания не здесь, а там, где идет строительство новой Тувы, и таких точек роста в регионе становится все больше.