Самый большой и высокогорный байк-парк России
Горы возможностей
Как бы активно ни росло число тех, кто в нашей стране катается на горных лыжах и сноуборде, россияне всегда больше любили летний отдых. Впрочем, определенные изменения во вкусах есть. Еще недавно казалось, что задача перетащить массового туриста с пляжей в горы невыполнима, однако курорты Красной Поляны с ней справились — там уже сейчас в теплое время года отдыхающих больше, чем зимой. Работал там и байк-парк, которым последнее время занималась команда чемпиона России по велоспорту Ивана Кунаева.
Сегодня эти же люди строят еще более масштабный велообъект в Архызе — самом динамично развивающемся горном курорте страны. В ближайшие годы недалеко от него будет открыт аэропорт, а пока здесь прокладывают новые линии подъемников, возводят десятки отелей и открывают туробъекты от ресторанов до ферм альпак.
И спорт, и туризм
Вместе с Ваней мы едем к смотровой площадке высокогорного поселка Пхия по дороге, которая должна в будущем стать частью нового шоссе в Красную Поляну. От одного курорта до другого всего 60 км, но пока прямой трассы нет, приходится делать 500-километровый крюк. Вчера у меня был трекинг по живописному маршруту к пику Смирнова, сегодня утром — поездка на квадроциклах к Софийским водопадам. Хочется успеть увидеть как можно больше, поэтому для велопоездки мы выбрали электробайки, облегчающие горные подъемы.
«Мне кажется, что Mountain Bike в России встает с колен, — рассуждает Кунаев. — Его перестают воспринимать как невероятно опасный вид спорта для сумасшедших, и он, как в Европе, превращается в вид отдыха для всех. Люди, как мы с тобой сегодня, берут напрокат велосипеды и совершают прогулки по красивым маршрутам там, где не могут проехать машины. Катаются компанией или семьей".
За час мы успеваем проехать по серпантинам 30 километров, и о том, что один из нас чемпион, а второй — любитель, говорит только уровень заряда батарей на финише. У моего велосипеда остается 15%, у Ваниного — 35%.
Накрыли Поляну
В прошлом году байк-парк в Красной Поляне посетили 8000 человек, а сезон там продолжался 200 дней, но потом местный национальный парк не продлил договоры аренды ни с велосипедистами, ни со многими другими партнерами. Впрочем, даже не подозревая о том, что такая проблема возникнет, Кунаев параллельно занимался проектом в Архызе.
Всего за неделю здесь удалось открыть первые трассы и прошла крупная гонка по скоростному спуску. Впрочем, копать, пилить, рубить и строить пришлось все лето.
«Сейчас мы катаемся на участке высот с 2300 до 1650 метров, но в следующем году планируем подняться до 3000 — как раз заработает новая канатка. Это будет самый высокогорный байкпарк в нашей стране, да и в мире он встанет в первые ряды", — рассказывает Иван.
Градации трасс для обучения аналогичны привычной горнолыжной схеме: «зеленые» — для начинающих, «синие» и «красные» — для тех, кто уже уверенно держится в седле, и «черные» — для экспертов. Каждый месяц к местным инструкторам на обучение приезжает по шесть групп любителей, и так будет до закрытия велосезона в октябре.
Спуски на подъеме
«У нас глобальные планы по развитию, — делится Кунаев. — Мы хотим открыть несколько парковых трасс, а еще самую длинную трассу в стране — она как раз будет начинаться на отметке 3000 метров, а потом соединяться с уже существующей "зеленой" трассой. Суммарно получится порядка 8 километров очень пологого, широкого и комфортного спуска.
Плюс сейчас на других трассах мы добавляем очень много разного рода сложных сегментов для тех, кто уже умеет кататься. Судя по обратной связи, которую мы получаем, людям нравится. Ну а как может не нравиться?
Катание в байкпарке и на электровеликах, всевозможные походы и туры выходного дня, мотоциклы, квадрики, лошади. Объем катания сумасшедший. Просто посмотри по сторонам, как много здесь всего.
Потенциал у Архыза гораздо выше, чем у Поляны, за счет более богатых природных возможностей — больше долин, выше сами горы». Сверху мне видны и краны, строящие отели, где предстоит селиться будущим гостям, которых уже в этом сезоне Архыз примет более миллиона человек.
Место силы
Ваня встречает очередную группу учеников, только что эффектно спустившуюся с горы, а я, оставив велосипедистов в запыленных шлемах и масках с их гуру, иду на только что открывшуюся у станции подъемника ферму альпак.
В вольерах еще пахнет свежим деревом, а так как посетителей пока немного, животные тут же берут меня в кольцо, увидев что я принес овощи.
После Поляны, давно уже работающей как слаженный механизм, интересно наблюдать, как наполняется жизнью и смыслами курорт в стадии роста. Уже не ребенок, но еще и не достигший полного расцвета сил.
Вот и пролетающие надо мной кабинки той самой канатной дороги, идущей до 3000 м, пока курсируют пустыми — до официальной приемки перевозить людей нельзя, а жаль: у части из них прозрачный пол, что обещает в высшей точке, где расстояние до земли составляет 98 метров, не только головокружительные виды, но и само головокружение от того, что у вас под ногами практически полная пустота.
Что касается остальных пустот Архыза, то они быстро заполняются — вечером нас ждет открытие первого местного ночного клуба. Еще несколько месяцев назад никаких вариантов вечернего досуга, кроме разве что наблюдения за звездами, тут не предлагалось, а теперь — столичные диджеи и коктейли с озорными названиями.
Цифры говорят
Если говорить о цифрах, то сегодня Архыз — это 35 км экотроп, 22 км велотрасс, 27 км горнолыжных спусков, 8 канатных дорог и 1790 мест в гостиницах. Впрочем, возможно, к моменту выхода этого номера цифры изменятся. Ford F-150 байк-парка с утра до вечера носится по горам с лопатами, бензопилами и командами шейперов, которые меняют рельф и расширяют возможности курорта.
Сейчас в Архызе работает 36 резидентов, но их число растет, и именно с этим курорт связывает надежды на то, что уже скоро туристов будут ждать 4000 мест в отелях.
Пока я был в горах, тут проходил музыкальный фестиваль «Выше звука», когда же этот журнал попадет вам в руки, на повестке дня будет велосипедная гонка российской эндуросерии (она пройдет 20–22 сентября). Возможно, ради этого события я вернусь в Архыз. Мне тут понравилось.