Доставки — новая нефть и золотая жила: как курьеры стали зарабатывать больше айтишников?

«Гибкий график, бонусы, надбавки и зарплаты до 280 тысяч рублей», — так звучат условия в сфере доставок. Курьеры — новый тренд? Разбираемся.
Доставки — новая нефть и золотая жила: как курьеры стали зарабатывать больше айтишников?
GettyImages
Содержание статьи

Курьеры действительно начали зарабатывать больше айтишников?

Эксперты приводят медианные зарплаты за 2024 год. Этот показатель учитывает 50% представителей индустрии, кто зарабатывает выше этого уровня, и 50% — ниже. То есть это среднее значение, которое еще называют «самым честным». РБК приводит отчет, в котором медианная зарплата курьера за год поднялась до 115 тысяч рублей в месяц, в то время как врачи по тем же расчетам получают 88,4 тысяч рублей, учителя — 47 тысяч, а аналитики данных — 114,2 тысяч рублей. Разница между курьерами и IT-специалистами в медианном разрезе небольшая, но она все-такие есть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что на это повлияло?

Legion-Media

В период с января по ноябрь количество вакансий курьеров выросло более чем на 36%, а число резюме снизилось на 9. На рынке работников служб доставки фиксируют дефицит. Сегодня в России работают более одного миллиона курьеров, и сфера нуждается еще в 200 тысячах. Дефицит растет из-за развития отрасли доставки продуктов питания, товаров из маркетплейсов. Заказов становится больше, требуется все больше людей, кто сможет эти заказы доставить до покупателя. Бизнес обязан привлекать больше сотрудников и поддерживать зарплаты на достойном уровне. При этом эксперты считают, что сейчас зарплаты достигли потолка, и в ближайшем будущем еще одного такого «рывка» не предвидится.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На ценообразование влияет и сезон: с приближением новогодних праздников повышается спрос на услуги доставки. Количество заказов увеличивается и курьер, соответственно, может зарабатывать больше. Горячим сезоном считается период с октября по декабрь.

Какие условия предлагают курьерам?

В описании вакансий обещают повышение заработной платы, гибкий график с возможностью самостоятельно выбирать смены, надбавки и различные бонусы. На момент написания материала зарплата в объявлениях по поиску курьера-водителя могла варьироваться от 170 до 280 тысяч в месяц. Зарплатный минимум работника на должности курьера — 64 тысячи рублей, максимум — 180 тысяч. Пешие курьеры получают меньше — около 115 тысяч в месяц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Кого могут рассмотреть на должность курьера?

Если раньше главными кандидатами считались мужчины в возрасте 25-40 лет, то сегодня курьерами могут стать и женщины, и студенты, и пенсионеры. Теперь соискатели рассматривают кандидатов любого пола от 18 до 60 лет. Однако фактически в профессии чаще встречаются студенты и вчерашние выпускники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нанимают курьеров логистические компании, розничные торговые сети и ИТ-компании. Кстати, рестораны и кафе существенно менее активны в найме курьеров на работу.

Это идеальная вакансия?

Профессия курьера стала популяризироваться — в пандемию доставщиков и вовсе приравняли к героям карантинного времени (в Москве даже поставили памятник). Но, как и в любой другой сфере, здесь есть много минусов. Герой, который попросил себя не называть, работает в Москве курьером на автомобиле, и недавно понял, что проводит в ожидании больше времени, чем развозит заказы: постоянные пробки, неверно выбранная точка назначения, ожидание клиента, до которого невозможно дозвониться, и далее по списку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Минпромторге курьеров и вовсе считают помехой — мол, сервисы доставки сами ничего не производят, забирают из важных секторов экономики здоровых и физически сильных людей и «отучают россиян самостоятельно ходить по магазинам». В курьеры идут даже дворники и сантехники — они тоже выбирают получать больше и работать легче. Так что не исключено, что за «бумом» и ростом востребованности профессии курьера последует санкционная политика для восстановления «баланса сил» или продвижение традиционной занятости путем повышения зарплатной вилки.

Все началось в пандемию?

Пандемия коронавируса действительно вывела рынок доставок на новый уровень. В 2020 году начался активный рост числа вакансий, который не прекращается даже после снятия всех ковидных ограничений. В разгар ковида в курьеры ушли те, кто потерял свою работу. Товары и продукты могли доставлять и сотрудники среднего звена, и экс-руководители, чей бизнес не выдержал ковидных ограничений. В 2020 году за одну доставку среднестатистический курьер получал около 200 рублей, рынок только начинал активное развитие и оптимизацию, поэтому сравнивать ковидные времена с настоящим положением сферы доставок бессмысленно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ubsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что будет в будущем?

Востребованность курьеров будет расти еще несколько лет — это связано с бурным развитием рынка маркетплейсов. Добавятся еще и роботы-курьеры, но в ближайшем будущем они точно не смогут полностью вытеснить реальных людей из профессии. Сегодня остается слишком много ограничений: стоимость доставки андроидом превышает затраты на человека-курьера, основное количество роверов сосредоточено в Москве, и заказать робота-курьера можно только в пределах зоны доставки (посмотреть это можно в приложении). На повестке и решение проблем с инфраструктурой маршрута — с наступлением зимы в соцсетях все чаще появляются видео, на которых обычные пешеходы помогают роверу выбраться из сугроба. Поэтому пока роверы и роботы-курьеры — это скорее имиджевая фишка некоторых агрегаторов доставки. Но рынок беспилотных автоматизированных курьеров точно будет расти, а инфраструктура города — подстраиваться под роботов-доставщиков.