Алексей Жутиков, «Привет Тачка»: «Поступок — это привычка, привычка — это характер, а характер — это судьба»
Расскажи, как ты вообще пришел к автомобильной журналистике?
Мне с самого детства нравились машины, и нравилось писать, но вот то, что можно писать про машины, я понял уже в более-менее сознательном возрасте. Любовь к литературе была вполне естественная: у меня отец писатель, и я с детства экспериментировал с какими-то юмористическими рассказами – не хотел бы я сейчас их прочитать, наверняка там сплошной стыд. Опять-таки с подачи отца я взахлеб читал журналы «Авторевю» и «За рулем», и мне очень хотелось писать так же. Но поскольку все мы росли в парадигме, что работа – это всегда каторга, и единственный ее смысл заключается в зарплате, то я никогда всерьез не думал о том, что можно зарабатывать любимым делом.
Этот стереотип до сих пор существует?
Я расскажу два примера из своей автожурналистской биографии. Однажды в рамках тест-драйва я ехал на дорогущем спорткаре, и меня остановил сотрудник ДПС. Попросил документы, увидел, что машина не моя, и тут я начал объяснять, что это машина из пресс-парка, что бренды специально дают журналистам машины, чтобы те сделали про нее обзор. «Подожди, – говорит он, – я не понял. То есть ты ездишь вот на такой крутой тачке, а тебе за это еще и платят?!»
Второй пример: приехал я домой на не очень хорошей машине. Во дворе подходит сосед: ну как, мол, нравится тачка? Нет, говорю, дрянь страшная. Он говорит: «А зачем ты тогда на ней ездишь?» «Работа такая». Он мне сочувственно и с пониманием покивал, и мы разошлись.
О чем два эти примера? О том, что когда ты занимаешься какой-нибудь невыносимой хренью, потому что это работа, люди это понимают. А когда работа хорошая, но тебе за это еще и платят хорошо – для большинства это диссонанс. Я тоже рос в этом, но был достаточно упорен, чтобы исполнить свою мечту и начать работать автомобильном журнале.
А в какой момент эта мечта переросла в видеоформат?
Я работал в большом количестве автомобильных СМИ. Начиная от MAXI tuning (это самый крупный журнал о тюнинге), заканчивая крупным онлайн-медиа motor.ru. Писал в журналах (например, до сих пор иногда пишу для Robb Report), говорил на радио. Но на эксперименты с видеоформатом меня сподвиг журнал Top Gear, в котором я работал в начале 2010-х. Первые попытки были просто чудовищными, я был именно тем человеком, который, кажется, никогда не сможет научиться говорить на камеру. Но чем дольше я это делал, тем лучше у меня получалось. Правда, оценить, насколько хорошо у меня получается, я смог только с помощью YouTube, ведь пока ты сам не видишь количество просмотров, невозможно понять, нравится людям твое творчество или нет. Ты можешь сколько угодно говорить в микрофон и казаться себе страшно умным, но пока у тебя нет просмотров, это нужно только тебе и твоей маме. Понять это помогает и телевизионный опыт: я вел шоу на телеканале «Россия-2» и многое понял тогда про телевизионную журналистику...
А ты где-то учился постановке речи, актерскому мастерству?
Конечно, но это произошло уже во времена «ПриветТачки». Мы с моим соведущим Ильей Фроловым отправились на курсы актерского мастерства, развития речи и так далее. Мы вообще стараемся постоянно персонально развиваться в чем-то, что необходимо в плане карьеры, всегда рады учиться чему-то новому и даже осваивать смежные профессии. Но, как подсказывает опыт, лучшее развитие – это упорство. Чем чаще ты что-то делаешь, тем лучше у тебя получается – при условии, конечно, что тебе это нравится.
Для всех ли это? Что делать тем, кто считает, что с его свиным рылом в калашный ряд не стоит и соваться?
Тут же дело в том, что у тебя должно быть стойкое ощущение: тебе есть, что сказать, чем зацепить, у тебя есть какая-то идея. Впрочем, бизнес можно делать и без фишки – например, построить склад для какой-то продукции, сдавать его и быть миллиардером. Но если тебе есть, что сказать, если у тебя есть своя идея, ты что-то классно делаешь в качестве хобби, то это хобби можно перерастить в бизнес. И я прекрасно понимаю тех, кто боится первого шага. Я много раз разговаривал с теми, кто был на перепутье – начать свое дело или остаться в найме – и всегда у тех, кто остался, были стандартные аргументы: «Лех, ну с тобой-то все понятно, ты же заранее знал, что все получится, ну и тебе просто повезло. А у меня все сложнее.» Хотя везти мне начало после тринадцати лет кропотливой работы без выходных.
То есть «проснулся знаменитым» – это не про тебя?
О нет. В начале этих тринадцати лет никто мне не говорил, что мне очень сильно везет. Меня наоборот спрашивали: «сумасшедший, зачем ты сидишь по 72 часа на работе? У тебя идет кровь из носа, ты ослеп от монитора. Может, хватит? Ничего все равно не выйдет!» Непросто, конечно, никого не слушать, отбросить все страхи, понять, что ты действительно любишь, и сделать хоть один шаг навстречу этому. Но не надо бросать все, уходить с работы и потом думать – что ж мне теперь делать? Я предлагаю перво-наперво сесть и поговорить с собой, а лучше с психоаналитиком, выписать на бумажку все, о чем ты мечтаешь и чем бы хотел заниматься. Ведь сложность большинства людей в том, что они себя просто не понимают.
Что побеждает на пути к мечте и успеху – талант или упорство?
Упорство всегда важнее таланта. Наоборот бывает в единичных случаях, и это – ошибка победителя. Да, мы пытаемся проанализировать талантливых людей, вроде Илона Маска. Но есть один Илон Маск и семь миллиардов других людей, которых сравнивать с Маском бессмысленно. Поэтому чем ты упорней, тем ты успешней. Вот я знаю огромное количество талантливых людей, которые никем не стали и, скорее всего, не станут, просто потому, что их характер не позволяет им реализоваться. Потому что поступок — это привычка, привычка — это характер, а характер — это судьба. Все начинается с поступка. И заканчивается судьбой. Если ты готов раз за разом, день за днем совершать поступки, которые приближают тебя к твоей судьбе, которую ты хотел, это означает, что упорства у тебя достаточно. Вот взять хоть меня – ну какой у меня талант? Никакого у меня особенного таланта нет: не хуже других и не лучше других, не красивей, не умней, не богаче, не бедней. Я такой же, как и все. Просто я знал, чего я хочу, и желаю этого всем.
Насколько часто ты сталкиваешься с выгоранием, с ощущением тупика и желанием все бросить?
Увы, это происходит довольно часто. Вот сейчас как раз момент, когда в очередной раз мы в «Привет Тачке» сталкиваемся с низкими просмотрами, которые нас демотивируют.
Что вы называете низкими просмотрами?
Ну когда эта цифра в десять раз меньше, чем было в более успешные времена. Это довольно серьезно, потому что за твоей спиной стоит команда из двенадцати человек, и эти люди не виноваты в том, что у тебя низкие просмотры. Они хорошо делают свою работу, они должны получить свою зарплату, ты начинаешь думать о том, как быть с рекламой, где взять денег. Это, конечно, обычные тяготы любого предпринимателя.
У тебя есть какое-то лекарство от выгорания?
Самое главное – это попытка отдохнуть, как это ни банально звучит, и поговорить c клиническим медицинским специалистом, который подскажет какую-то правильную терапию лично для тебя. Он может помочь тебе больше расслабиться, больше гулять, больше ходить, меньше звонить, больше спать, лучше есть. Короче, все тупые советы, которые я мог дать, я только что дал.
Что в таком случае дает тебе ресурс в повседневном ключе?
Очень сложно зарядиться, когда ты видишь, что ни одно из бизнес-решений не помогает. Вот эта самая тяжелая ситуация, когда сколько бы ты не экспериментировал, все эксперименты проваливаются, и чем больше неудач ты терпишь, тем большим неудачником ты себя считаешь. И в такие моменты легко поверить, что ты действительно неудачник. Здесь уж гуляй-не гуляй с собакой, пей-не пей, отдыхай-не отдыхай, ты все равно считаешь себя лузером. Но иногда нужно просто признать, что ты выбрал неправильный метод, нужно выбрать другой. Собраться, и идти.
У меня есть пример, когда один бизнесмен спасал свой бизнес слишком долго, хотя это была убыточная история. И человек с собственными яхтами и дорогими машинами превратился в человека, у которого нет почти ничего. Потому что он вкладывал в проект все. И несмотря на то, что ему предлагали несколько раз продать проект, он шел ва-банк – и ничего не получилось. Поэтому иногда важно уметь сказать себе «стоп!» и не упираться в заведомо неверный путь.
А поддержку я нахожу прежде всего в команде: мы все – единомышленники, нас трое, и когда двое ссорятся, третий всегда может быть громоотводом. Во-вторых это, конечно, семья – ребенок, на которого ты можешь переключиться, жена, с которой ты можешь обо всем поговорить. Ну и я живу за городом, поэтому иногда просто прогулка с собаками отлично разгружает.
Ты вообще командный игрок, или вполне представляешь себя и в качестве сольного исполнителя?
Так сложилось, что я, скорее командный игрок, и считаю команду более устойчивой конструкцией, нежели игру в одиночку. Возьмем музыку: ведь огромное количество классных групп распалось в момент, когда на волне успеха парни решили, что в одиночку они сделают что-то круче – и на этом заканчивалось вообще все. Сольная карьера получилась у единиц. А вот те группы, которые чуть ли не в первоначальном составе просуществовали десятки лет, по прежнему остаются на волне.
И среди блогеров точно такая же история. Чаще всего это касается денег: блогер начинает думать, что он делает все, а тогда зачем делиться с командой? Ему хочется увеличить свой кусок пирога, а в идеале забрать весь его целиком.
Вы в «Привет Тачка» этот пирог делите поровну?
Да, мы этот пирог делим поровну, каждый из нас 33%-ный собственник бизнеса.
А вы друзья, или все-таки скорее партнеры?
У нас такой путь: изначально мы были коллегами по работе, знаем друг друга много лет, затем стали партнерами по бизнесу, и в процессе работы над проектом сильно сдружились. Но это не значит, что мы не ругались. Мы конфликтуем и будем конфликтовать, в споре рождается «ПриветТачка». Но с лучшим другом я бы бизнес делать не стал.
Чтобы деньги не испортили отношения?
Именно так. Несколько раз мои близкие друзья предлагали мне стать инвестором каких-то своих проектов, и я с огромным сожалением и чувством вины им отказывал, потому что понимал, что дружба с этим человеком для меня намного важнее, чем бизнесовые дела.
Как вы разделили обязанности в «Привет Тачка», и как оцениваете вклад каждого участника?
Во-первых, никто из нас не халтурит настолько, чтобы другие могли его заподозрить в недобросовестном исполнении своих дел. Во-вторых, мы постарались построить справедливую систему. Она характеризуется несколькими факторами: это максимальная прозрачность финансовых и других операций, равное распределение долей и равное распределение усилий. Чтобы не делать всем одно и то же, мы договорились, что Илья будет отвечать за творческую составляющую, он взял на себя все сценарные работы и дизайн. Артем занимается рекламой, но и в творческом процессе участвует. Я взял на себя больше организаторских вещей, а также денежную и творческую часть. Пишу сценарии, ищу интересные темы, придумываю что и как снять, ищу стратегических партнеров и крупных рекламодателей. У нас сейчас появилось несколько очень больших проектов с крупнейшими китайскими автопроизводителями, например.
Вспомни ролик «ПриветТачки», который был максимально сложным в исполнении. Когда все, что можно, шло не так.
Да сколько угодно. Вот недавно, буквально мы снимали видео с Артемом Дзюбой с футбольными воротами на крыше автомобилей.
Сначала мы заплатили Дзюбе сумму, которую я не хотел бы озвучивать, но она почти шестизначная – столько стоит 1 час его времени. Дальше в день, когда мы должны были снимать, случился теракт в Крокусе Сити Холл, и мы все отменили. Затем ворота: мы наняли специального человека, он нам их делал, это было примерно как ремонт в квартире. Дальше у нас сломался Bajaj, который мы ремонтировали две ночи без сна. Наконец мы все это сняли, и получили результат – 10 тысяч просмотров на YouTube. То есть просто провал, совершенно невменяемый по нашим меркам результат, тотальная катастрофа.
Сейчас мы легче к этому относимся, раньше гораздо сильнее переживали из-за неудач. В такие моменты главное – идти дальше. Совсем не переживать не получится, ты обязан перестрадать этот опыт. Но ты не должен фиксироваться на негативе, ты должен отрефлексировать его с другой точки зрения, проанализировать, что было не так.
С чьей зарплатой можно сравнить доходы успешного блогера? В найме можно столько заработать?
Автоблогер Жекич Дубровский подходит? Вот человек, у которого пять каналов, суммарной аудитории в районе 15 миллионов подписчиков. Он зарабатывает приблизительно 6 миллионов рублей в месяц. Это его личный доход. Это можно сравнить с зарплатой топ-менеджеров в каком-нибудь Газпроме. Наши доходы, конечно, отличаются. Но благодаря большому опыту работы в крупных, в том числе, федеральных редакциях, я понимаю, как продавать большие рекламные проекты, и в некоторые месяцы нас можно сравнить с крупнейшими автоблогерами по выручке.
Спрошу так — вы зарабатываете больше одного миллиона рублей в месяц?
Да, конечно.
Это личный доход каждого из участников?
Личный доход каждого не всегда может составлять миллион, но на проекте выручка не падает ниже двух миллионов рублей в месяц.
Ютуберы – это новые поп-звезды. Узнают ли вас на улицах?
И на улице, и в метро ко мне подходят несколько раз в день, а еще несколько раз смотрят так, что я сразу понимаю: узнали. Но вообще у нас есть уникальная особенность — мы абсолютно не запоминаемые люди. Мы построили свой канал только на машинах, и как настоящие автожурналисты, рассказываем о предмете, а не демонстрируем себя. У нас есть наши внутренние гайды, как мы должны выглядеть и что говорить. Например, у ведущего не должно быть яркой или брендированной одежды, у него не должно быть голых ног, то есть никто не снимается в шортах, даже в жаркую погоду. То есть мы всегда в тени нашего повествования.
То есть вы не страдаете от чересчур навязчивого внимания поклонников?
Во всяком случае, проблем с этим у нас точно не было, чего нельзя сказать о наших коллегах. Например, Стас Асафьев совершенно по-другому ведет свой блог, делает ставку на собственную личность, и у него огромное количество поклонников и поклонниц. Расскажу такую историю. Мы вели со Стасом совместное мероприятие в Санкт-Петербурге. В то время у нас было одинаковое количество подписчиков. При этом мы совершенно спокойно прошли по площади, где было мероприятие, к нашему шатру, никем не узнанные. Однако при появлении Стаса тут же собралась огромная толпа, которая не давала ему зайти в туалет, пробраться к шатру и вообще сделать хоть шаг. В итоге Асафьев правдами и неправдами добрался до шатра, и люди окружили его плотным кольцом – видеть они Стаса не могли, но им достаточно было хотя бы слышать, что он говорит. Мы выступили, нам похлопали, и мы уехали в аэропорт. Стас же выбрался с мероприятия с огромным трудом.
Но почему люди настолько обожают Асафьева? Вы же тоже красавцы с отличным контентом.
Это разница в подходах к формату. Мы выбрали такой, и это наше органичное состояние. Мы в принципе, скорее всего, уже не способны построить другой личный бренд. Я как человек, скорее всего, не буду интересен людям так, как Стас. И, может быть, слава богу. А Стас построил свой путь иначе.
Насколько я знаю, так же бурно приветствуют Костю Академика.
О да, мы как-то летали в пресс-тур с LADA в Тольятти, и туда летал Костя. Мы вместе провели какое-то время. Мы сидели рядом в ресторане, и я поел, а Костя не смог, потому что к нему стояла очередь за автографами и фото. Парень просто остался голодным, несмотря на то, что выбрал самое неприметное место за столом – Академик всегда так делает, поэтому его видят далеко не все. И если бы Костя сидел в центре ресторана, заведение просто перестало бы функционировать.
А ты не завидуешь такой народной любви?
И да, и нет, потому что, с одной стороны, зрительское признание – это необходимый мотиватор для любого творческого человека. По-хорошему, могу чуть-чуть позавидовать, поинтересоваться секретом такой популярности. А с другой стороны я вижу, как люди вообще лишены личной жизни, их просто рвут на части, их жизнь им фактически не принадлежит. Так что по большому счету нет, не завидую.
Расскажи про ваши новые проекты, которые вы недавно анонсировали.
Во-первых, наши ребята в Дубае начали заниматься недвижимостью на базе тех же медийных ресурсов, которые у нас там были взращены к тому моменту. В России мы пробуем новые форматы на YouTube, у нас сейчас три канала: «ПриветТачка», «ПриветТачкаЛайф» и «ПриветТачкаПро». На одном мы публикуем большие видосы. На втором мы делаем подкасты, которые очень неплохо работают, на третьем мы просто шортсы, короткие форматы делаем, экспериментируем с ними. Плюс собираемся запускать большие рекламные проекты.
То есть сейчас будущее твое и ваше – это все-таки только YouTube? И это будет вашим единственным источником дохода?
Я думаю, да. Правда, на YouTube все становится сложнее и сложнее, но мы видим, как с этим можно справляться, видим, где есть деньги, и продолжаем работу.
Еще одна боязнь начинающих – это стереотип, что для раскрутки нужны большие деньги. «Привет Тачка» привлекала какие-то сторонние инвестиции на старте?
Нет, мы к тому моменту были наемными сотрудниками с обычной средней московской зарплатой. Но, поскольку мы работали в автожурналистике, у нас были знакомые и среди потенциальных рекламодателей, и среди коллег, и среди операторов. Мы договорились с нашим другом-оператором, что будем платить ему 10 тысяч рублей за один съемочный день, но за этот день будем снимать несколько роликов. И первом делом сняли «гелик» и «ламбу». Так что 10 тысяч рублей – вот это и были наши инвестиции. А что, могли себе позволить!
А где вы взяли «ламбу» и «гелик»?
Машины мы взяли бесплатно. Многие, кстати, думают, что мы покупали машину для съёмки. Но, я извиняюсь, купить за 84 миллиона тачку, чтобы только ее снять – я таких людей не знаю даже в теории.
Мы обращались в дилерские центры и представительства, говорили: здрасте, мы вот такие-то, у нас ничего пока нет, но мы очень хотим. Можете дать? Чаще всего нам отвечали: «Идите отсюда и не приходите больше никогда». Но вот пару раз повезло. Так что «Привет Тачка» — это сто процентов наш продукт. Но несмотря на то, что видео с «геликом» стало нашим прорывом и набрало огромное количество просмотров, и следующие ролики также показывали хорошие цифры, рекламу мы начали продавать далеко не сразу. Стартовали мы в сентябре 2018 года, а первый рекламодатель у нас появился в марте 2019-го, то есть мы полгода вкладывали собственные деньги, по 10 тысяч рублей за съемочный день. Никто к нам идти не хотел, потому что канал был новый. Ну и что, что у нас миллионы просмотров, но кто мы такие вообще? Оказалось, что для рекламного рынка в десять раз важнее знать человека лично, чем видеть его работу.
Перенесемся в будущее: видишь ли ты себя в составе «Привет Тачки» в 50-летнем возрасте?
Я задаю себе вопрос, кем я вижу себя через десять лет и через пятнадцать лет, потому что я сейчас нахожусь в кризисе среднего возраста. Вообще-то, жизнь человека – это переход из одного кризиса в другой. Я хочу понять, сколько активных лет жизни мне осталось, что бы я хотел иметь в конце этих активных лет, чтобы не оказаться в ситуации российского пенсионера, которому вкалывать нужно даже после того, как силы иссякли. Поэтому я вижу себя как человека, имеющего пассивный доход, прежде всего. И возможно, соучредителем какого-то бизнеса, если это будет «ПриветТачка» — здорово. Хотя вряд ли, конечно, я буду ее ведущим – разве что тренером для новичков.
Кстати, у вас же был проект школы YouTube. Как с ним обстоят дела?
Он лежит на кладбище наших проектов. Вообще ценой нашего успеха становится пятнадцать неуспехов. И побеждает не тот, кто один раз делает что-то невероятное, а тот, кто невероятное количество раз делает что-то обычное. Попытка создать этот бизнес привела нас к пониманию того, что люди не хотят быть ютуберами, они хотят быть зрителями. У нас было приличное количество учеников, и только один из них стал ютубером и получает деньги за рекламу на своем канале.
Давай сформулируем три совета от Алексея Жутикова для людей, которые хотят реализоваться на YouTube.
Если ты сильно боишься выйти из зоны комфорта, попытайся сделать что-то не выходя из нее – например, оставаясь наемным сотрудником, живя с мамой, и так далее. Второе — делай только то, что тебе нравится.
Многие твердят, что нужно выбрать популярную нишу и ее качать – это полная чушь. Например, если ты не любишь моду и в ней не разбираешься, у тебя ничего не получится. Поэтому занимайся только тем, где тебе есть что сказать.
И третье и самое главное — это регулярность. Побеждает тот, кто делает что-то регулярно. Дисциплина и контент-план. Ты должен понимать, о чем ты скажешь через месяц, ты должен понимать, о чем ты скажешь через минуту, ты должен внутри своего видео понимать, что будет в следующую секунду, чем ты удержишь зрителя. И резать, резать, резать, резать, резать полученный ролик до тех пор, пока он не станет динамичным, как у Мистера Биста. Считается, что Мистер Бист убил YouTube, потому что никакого YouTube после него существовать не может, настолько в его роликах выкручена динамика.
Если не ошибаюсь, у тебя есть удостоверение пилота. Летаешь ли ты сейчас?
Я несостоявшийся пилот, недоучившийся, просто занимался в нескольких разных летных школах. Закончил Московский авиационный институт, который к пилотированию на самом деле не имеет отношения, потому что не выпускает летчиков гражданской авиации. Этим занимаются другие ВУЗы. А я инженер ракетных двигателей. Сейчас я не летаю, летать негде и не на чем. К тому же это превратилось в довольно затратное хобби, которое в России сложно реализуемо. У нас авиация – это закрытая структура, а доступа к зарубежным школам у меня сейчас нет. Так что летаю я пока только в симуляторах.