Играть в искусство: как гейминг взаимодействует с другими форматами развлечений

Путь к всеобщему признанию видеоигры начали в конце 50-х годов прошлого века, а сейчас превратились в важную часть жизни многих людей разных возрастов, проникая во все ее сферы. Сегодня разные формы медиа пересекаются друг с другом, образуя коллаборации и гибридные формы развлечений на любой вкус.
Играть в искусство: как гейминг взаимодействует с другими форматами развлечений
Unsplash

Сегодня видеоигры – самый прибыльный сектор индустрии развлечений, оставивший позади кино и музыку. По итогу 2023 года выручка игровой экономики по миру превысила 184 миллиона долларов. Одновременно растет число людей, убежденных, что игры являются подлинным искусством – наряду с фильмами, живописью, музыкой и литературой. Более того, – существует мнение, что игры являются одним из самых комплексно воздействующих на потребителя медиа. Из пассивного созерцателя или слушателя игрок превращается в главного участника действа, переживая сильный эмоциональный опыт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Путь к всеобщему признанию видеоигры начали в конце 50-х годов прошлого века. И если в шестидесятых годах весьма схематичные прототипы были развлечением программистов, то уже в восьмидесятых игры усложнились и попали на широкий рынок, увлекая все больше пользователей и становясь важной частью их жизни. Дети и молодежь начали идентифицировать себя с игровыми персонажами. И если игры 70-80 годов обычно создавались на основе фильмов (Alien 1982 года по «Чужому», Batman 1989 года), ТВ-шоу и литературы, то в последующие годы ситуация стала обратной: начали появляться фильмы и мультсериалы по мотивам популярных игр.

Сменялись поколения геймеров, однако желание играть у взрослых не пропадало. Таким образом игры сопровождали людей на протяжении всей жизни, а средний возраст геймеров повысился, как и росло число увлеченных этим людей. Постепенно игры проникали во многие сферы жизни людей. Многие персонажи стали культовыми, а видеоигры превратились в общепризнанную форму массового развлечения. Опрос, проведенный в 2007 году в Канаде, показал, что усатый водопроводчик Марио из Super Mario Bros гораздо лучше знаком людям, чем нынешний премьер-министр своей страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры и кино

Несколько десятилетий назад фильмы по играм выходили нечасто: киностудии присматривались к новой нише. Ряд успешных картин дал зеленый свет дальнейшим крупным проектам. В 1995 году на широкие экраны вышла экранизация файтинга Mortal Kombat, собравшая в прокате более 70 миллионов долларов. Фильм «Лара Крофт: расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли прогремел в 2001 году, собрав почти 275 миллионов долларов. Годом позднее вышла экранизация хоррор-серии Resident Evil – «Обитель зла» с Милой Йовович. Картина получила кассу в 103 миллиона долларов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня кино и игры связаны очень тесно. Грань между этими мирами постепенно размывается: игровая индустрия в силу развивающихся графических технологий может на равных конкурировать с фильмами. В экранизациях задействованы режиссеры и актеры первой величины, а именитые авторы пишут сценарии как для кино и сериалов, так и для видеоигр. Актеры нередко появляются в рекламных роликах новинок геймдева, дарят голоса и внешность персонажам. Кинозвезды Норман Ридус, Леа Сейду и Мадс Миккельсен, а также режиссер культового фильма «Драйв» Николас Виндинг Рефн приняли активное участие в разработке экшена Хидео Кодзимы Death Stranding. Ну а огромная франшиза Pokemon проникла сначала в аниме, а затем и в кино. Фильм 2019 года «Покемон. Детектив Пикачу» с Райаном Рейнольдсом (большим поклонником игр и комиксов) собрал в прокате 433 миллиона долларов. А совсем недавно в российском экшене Warface вышло большое событие «Охота за Космионом» с новыми миссиями и наградами в честь премьеры фантастического фильма «Сто лет тому вперед» по мотивам повести Кира Булычева.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Astrum Entertainment
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также существует поджанр видеоигр – интерактивное кино. Один из ключевых вдохновителей этого направления – Дэвид Кейдж из студии Quantic Dream, чьей мечтой было создание зрелищных игр, которые будут считать шедеврами наравне с кино. Основная особенность проектов студии – Fahrenheit, Heavy Rain, Detroit: Become Human, – это закрученные сюжеты, умелая режиссура, нелинейность и возможность поочередно играть за нескольких персонажей – нередко конфликтующих. Решения, принимаемые игроком по ходу сюжета, отражаются на дальнейшей истории и приводят к совершенно разным финалам. Таким образом игра ступает на территорию кино, фиксированного рамками единственного сценария, даря при этом больше возможностей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Студия Telltale Games пошла дальше и превратила свое интерактивное кино The Walking Dead: A Telltale Games Series по мотивам популярного зомби-комикса в настоящий сериал. Создатели разделили большую историю на эпизоды и сезоны, заканчивая их интригующими клиффхэнгерами и заставляя игроков ждать продолжения. Аналогичным образом она поступила со своим проектом Tales from the Borderlands на основе популярной шутерной франшизы от студии Gearbox Software. Получилась своего рода рекурсия: игра по мотивам игры.

Telltale Games

«Сегодня в тренде сериалы по известным игровым франшизам. На их создание выделяются крупные бюджеты, привлекаются именитые кинодеятели. Это следствие высокого спроса зрителей на подобные продукты, – рассказывает бренд-директор компании Astrum Entertainment Олег Доброштан. – Так, согласно данным The Hollywood Reporter, каждую серию сериала "Одни из нас" (The Last of Us) от HBO посмотрели в среднем 30,4 миллиона зрителей, что побило показатели сериала "Дома Дракона" – приквела "Игры престолов". Большого успеха добилась и экранизация культовой серии RPG Fallout. За первый месяц после премьеры сериал Amazon собрал у экранов более 80 миллионов зрителей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры и музыка

Не менее тесно переплетены видеоигры и мир музыки. В играх звучат лицензированные треки, а саундтреки к играм исполняют вживую на больших сценах. Крупные игровые серии, такие как Grand Theft Auto и Saints Row, внедряют в свои миры радиостанции с часами музыки от реальных исполнителей, звездных и андеграундных, тем самым популяризируя их. К слову, «родители» GTA, братья Хаузеры, – большие меломаны, начинавшие карьеру в звукозаписывающей компании Sony Music. Разработчики из Rockstar Games признались, что для GTA V отбирали композиции крайне тщательно, а всего для игры компания лицензировала около 1500 треков разных исполнителей. В финальную версию игры вошли далеко не все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игровые саундтреки популярны в России. Так, музыка к издаваемому компанией Astrum Entertainment шутеру Atomic Heart завоевала множество наград в номинации «Саундтрек года». Как сообщали в «VK Музыке», хит Komarovo держался в чарте 115 дней, а всего альбом с музыкой из игры прослушали более 20 миллионов раз.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бывает, что музыка становится ядром игры – в том или ином виде. Симулятор и ритм-игра Guitar Hero предлагает почувствовать себя настоящим гитаристом, выступающим со сцены под овации публики. Франшиза стала оглушительно популярной: для примера, Guitar Hero III: Legends of Rock 2007 года с лицензированными композициями Kiss, Metallica, Iron Maiden и других икон тяжелой музыки заработала миллиард долларов. Специально для проектов этой серии был разработан особый контроллер в виде гитары. Игрок нажимал на клавиши, извлекая звуки и стремясь попасть в ритм, – и превращался в музыканта.Игра Beat Saber стала одной из самых популярных игр для VR-гарнитур в истории. Ритмичное разрубание кубов световым мечом под любимую музыку очень полюбилось игрокам. По признанию некоторых геймеров, проект заменил им походы в фитнес-зал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна популярная игровая серия, Just Dance, предлагает геймерам танцевать, повторяя движения за персонажем на экране. Новые игры франшизы выходят ежегодно. На сегодняшний день в серию играют более 140 миллионов человек, а продано более 80 миллионов копий игр франшизы.

Примечательна игра Brütal Legend с известным музыкантом и актером Джеком Блэком в роли протагониста. Гастрольный механик Эдди, страстный любитель «тяжеляка», оказывается в параллельном мире хэви-метала, и этому миру угрожает зло. Эдди встречает новых друзей, в том числе Оззи Озборна в роли Хранителя Металла, вооружается боевой гитарой и спасает мир тяжелой музыки.

Оззи Озборн в Brütal Legend
Оззи Озборн в Brütal Legend
Double Fine Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все больше музыкантов обращают внимание на видеоигры и хотят получить свое компьютерное воплощение. Так, в 2005 году рэпер 50 Cent принял самое активное участие в разработке мрачного экшена 50 Cent: Bulletproof с собой в главной роли. Саундтрек также состоял в основном из треком 50 Cent. Восторгов прессы игра не получила, однако неплохо продалась (примерно 1 миллион копий), и в 2009 году удостоилась сиквела.

Сегодня всемирно известные музыкальные исполнители устраивают выступления в онлайн-играх. Так, в Fortnite от Epic Games в рамках специальных вечеринок звучали Eminem, Трэвис Скотт и Ариана Гранде. Хедлайнером третьего сезона Fortnite Festival стала певица Билли Айлиш.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры и живопись

Основной способ подачи в играх – визуал, и в компьютерных развлечения нередко используются репродукции шедевров изобразительного искусства, либо отсылки к ним. Так, в хорроре Layers of Fear игрок исследует дом обезумевшего художника. На стенах жилища – множество полотен известных мастеров: Франсиско Гойи, Караваджо, Да Винчи. Картины гротескно искажены, подчеркивая душевное нездоровье хозяина дома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Finji

Некоторые игры делают рисование ключевой механикой. Такова Okami от Clover Studio, чей визуал основан на знаменитой технике рисования тушью суми-э. Сюжет основан на традиционных японских легендах. Игрок в роли богини солнца Аматэрасу в облике белой волчицы должен победить восьмиголового дракона Ороти, разоряющего древнюю Японию. В помощь игроку даруется волшебная кисть, которой нужно рисовать на экране, как на бумаге. Взмахами кисти можно творить магию, сражаться и решать головоломки; это главный и универсальный инструмент игрока.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Благодаря тому, что Okami выглядит, как ожившая картина японского живописца, игрок и сам ощущает себя художником, который мазками кисти дополняет окружающий мир и значительно влияет на него. Этот проект прекрасно передает радость творчества», – говорит Олег Доброштан.

Похожим образом работает квест-раскраска Chicory: A Colorful Tale, где игроку предстоит оживлять потерявший краски мир, попутно решая головоломки и знакомясь с забавными персонажами. Причем рисовать можно как и на чем угодно: по словам создателей, именно механика раскрашивания стала ядром игры, которое в дальнейшем обросло сюжетом, локациями и загадками. У каждого игрока мир Chicory играет собственными красками – нет двух похожих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Yaza Games

Нередко разработчики используют аутентичный визуал, присущий выбранному игровому сеттингу. Так, графика дневнегреческого экшена Apotheon имитирует художественную традицию эллинской эпохи: герои будто сошли с амфор. Средневековое приключение Pentiment поразило игроков стилистикой «оживших гравюр»: создателей консультировал соответствующий специалист. Не менее колоритно выглядит юмористическая пошаговая стратегия Inkulinati, также вдохновленная манускриптами Средних веков с его забавными и гротескными рисунками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры и литература

Книги и геймдев тоже тесно дружат. Воплощения популярных литературных серий в играх порой приобретают бешеную популярность. Ярким примером стала трилогия The Witcher от студии CD Project RED по мотивам книг Анджея Сапковского о ведьмаке Геральте. Популярность игр росла как снежный ком: если первую игру 2007 года игроки и критики встретили тепло, но без помпы, то «Ведьмак 3: Дикая Охота» получил всемирную любовь и на 2016 год завоевал свыше 800 наград, включая более 250 званий «Игра года». Феноменальный успех игры, а также выход экранизации «Ведьмака» от Netflix, разожгли интерес к романам Сапковского во всем мире. Так, в США спрос на книги был столь высок, что издательствам пришлось допечатывать полмиллиона экземпляров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
CD Projekt RED
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большого успеха добилась action-RPG Hogwarts Legacy на основе книг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Создатели бережно воссоздали в проекте школу чародейства и волшебства Хогвартс, чтобы каждый поклонник романов и фильмов смог выбрать факультет, пройти обучение, стать настоящим волшебником и спасти заведение от серьезной угрозы (а еще выучить Аваду Кедавру и полетать на гиппогрифе). Игроки и критики с восторгом приняли игру. К концу 2023 года продажи Hogwarts Legacy достигли 22 миллионов копий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Порой чтение является основной составляющей видеоигры. Таковы жанры текстовых квестов и визуальных новелл, где красочные изображения и музыка являются лишь рамкой для сценария. Однако существуют и более сложные решения. Например, нелинейная пошаговая RPG Wildermyth с «бумажной» графикой стилизована под интерактивную книгу-раскладушку. Игрок, управляя командой путешественников, принимает непростые решения, – и результат немедленно отражается на страницах волшебного тома. Причем персонажи не только исследуют мир и сражаются: они развивают между собой отношения. Герои дружат, влюбляются, конфликтуют, строят семьи и стареют: все как в настоящем романе фэнтези. Геймер словно сам пишет волшебную сказку, проходя вместе с героями весь путь. После завершения истории можно выбрать полюбившихся персонажей и отправиться с ними в новые странствия: в очередную главу книги. Интерес к Wildermyth подогревается благодаря процедурной генерации событий: все истории получаются разными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Astrum Entertainment
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нередко разработчики делают в играх отсылки на любимые книги. Так, в Atomic Heart при чтении переписок в комьютерах можно встретить упоминания Амвросия Выбегалло и Александра Привалова – героев юмористического романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» о буднях Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО). В мире Atomic Heart Привалов, как и в книге, работает программистом-разработчиком, а невежественный Выбегалло – завхозом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уникальный опыт предлагает The Longing, которую прозвали самой долгой игрой в истории. Это история о жителе пещер, ожидающего пробуждения подземного короля. С началом игры запускается таймер, отсчитывающий 400 дней реального времени. Когда они пройдут, игра закончится. Таким образом, весь геймплей The Longing заключается в ожидании. Чтобы скоротать время, игрок может исследовать сеть пещер и собирать различные предметы для своего жилища, в том числе книги – полные текстовые версии реальных литературных произведений. В игре более 40 рукописей, в том числе «Моби Дик», «Граф Монте-Кристо», «Илиада», «Песнь о Нибелунгах», – все на английском языке. Таким образом проект при желании превращается в виртуальную библиотеку, где можно спокойно почитать классику под атмосферную музыку в жанре dungeon synth.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Хидео Кодзима
Хидео Кодзима
Соцсети

Пользуются популярности и книги по играм. На полках магазинов можно встретить романы по сериям Diablo, Halo, WarCraft, Dark Souls. Составляются биографии разработчиков. Яркий пример – книга «Кодзима – гений» (The Kojima Code) Терри Вулфа. В русском переводе дословно обыгрывается отечественный мем «Кодзима – гений», вылившийся в огромные очереди к культовому японскому творцу на выставке «Игромир» и появление транспортной карты «Тройка» с Хидео Кодзимой и его автографом. Гемдизайнеры стали признанными творцами, наравне с писателями, композиторами и художниками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Единая культура

Видеоигры стали центром притяжения людей всех возрастов и интересов. Прежде компьютерные развлечения черпали вдохновение из кино, музыки, книг. Теперь другие формы медиа тоже создают произведения на основе игр, взаимодействуют с гейм-индустрией.

«Современный медиарынок учитывает интересы геймеров, предлагая для них развлечения на любой вкус, – объясняет Олег Доброштан. – Индустрия приходит к гармонии: компании удовлетворяют нужды людей, стараясь восхищать и удивлять. Популярные произведения получают разные медиа-воплощения, перетекая из одного в другой: из кино в игры, из игр в сериалы и так далее. Таким образом поклонники получают больше контента по любимым тайтлам. Многообразие медиа-форматов любимой франшизы идет на пользу всем участникам рынка развлечений: производителям и аудитории».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Виды массовой культуры постепенно сплетаются, образуя общее пространство с невиданной ранее глубиной погружения. Любитель «Пацанов» (The Boys) дерется персонажами сериала в новой части Mortal Kombat, а потом идет на экранизацию файтинга в кино, – это сегодняшняя реальность.