Любить нельзя купить: просто и понятно о современном искусстве

С чего началось современное искусство и попытка его понять в авторской колонке Марины Патрашилиной.
The Red Dragon Incident. Олег Даутов. TEO by Cosmoscow
The Red Dragon Incident. Олег Даутов. TEO by Cosmoscow
Фото: TEODORUS ART. WIKIPEIA.ORG.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Что делает искусство современным?

Прогуливаясь по Болотной набережной мимо «ГЭС-2», мы с приятелем вспомнили, какие страсти кипели на просторах интернета вокруг огромной скульптуры «Большая глина №4» Урса Фишера. Люди тогда разделились на два лагеря: одни кричали «зачем портить набережную», вторые — «наконец-то в Москве появился приличный паблик-арт». Мой друг занял позицию скептика и был непреклонен: «Что это за фигня? Кто это вообще сюда поставил? Это похоже на большое... сама знаешь что!»

В этом споре нет ни победителей, ни проигравших. Правы все, но каждый по-своему. Просто все мы попали в «бермудский треугольник»: «художник — зритель — произведение искусства», где аудитория учится слышать художника, а художник обладает талантом создавать искусство с понятной идеей. Это требует не только анализа, но и серьезного опыта, позволяющего понять контекст и подоплеку любого произведения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы говорить о современном искусстве как явлении, необходимо углубиться в историю и найти точки, ставшие катализатором происходящего в мире прекрасного сегодня.

Франческо Бонами (тот, кто выступил куратором и поставил скульптуру «Большая глина №4» Урса Фишера около «ГЭС-2»), один из самых влиятельных персон в мире арта, в своей книге «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство» пишет: «Современное искусство не должно непременно вам нравиться; я просто хочу уговорить вас его попробовать. И для начала приведу слова неоновой надписи, красующейся на фасаде одного из музеев: "Аll Art Has Been Contemporary" ("Любое искусство было современным").

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не представляя большой художественной ценности, эта надпись тем не менее содержит значительную долю истины, показывая, помимо всего прочего, что даже неважный художник способен помочь нам понять мир, в котором мы живем». Бонами упоминает неоновую инсталляцию итальянца Маурицио Наннуччи (1939), которая представлена в бостонском Музее изящных искусств (США).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бонами хочет сказать нам, что и в прошлом непонятное искусство тоже мало кто принимал. То, что сегодня принято считать шедеврами импрессионизма, кубизма, сюрреализма и прочих -измов, еще в начале прошлого века было неприемлемо. Модернистов во Франции того времени называли современными художниками, и публика их совсем не одобряла.

Критики жестко реагировали на творчество импрессионистов: насмешки сыпались на картины со всех сторон. Работы Клода Моне называли «обоями», а картина «В кафе» Эдгара Дега на лондонском аукционе Christie's в 1889 году вызвала растерянность у коллекционеров. «Покупатели, увидев столь новаторское и "неанглийское" полотно, освистали его, и в итоге шедевр был продан за какие-то жалкие сто восемьдесят гиней», пишет Хук Филип в своей книге «Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что было бы с импрессионистами, если бы не француз Поль Дюран — первый арт-дилер, который заинтересовался новым течением и в 1887 году отправил более 100 работ в Нью-Йорк. Эта выставка стала коммерческим толчком и изменила отношение к новому искусству. «Без Дюрана мы бы не выжили, мы бы умерли с голоду. Мы обязаны ему всем. Критика смешивала нас с грязью, но ему доставалось больше нашего», — вспоминал о торговце Моне в 1920 году.

Теоретики истории искусства считают, что все новые идеи, давшие толчок к появлению современных течений у художников, сформировались в период с 1907-го по 1917 год. Отправной точкой стала работа Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907), благодаря которой художник стал отцом-основателем кубизма. Надо ли говорить, что работу современники не приняли и она нигде не выставлялась до 1916 года. Но своим появлением этот шедевр запустил процессы, которые изменили взгляд на классическую живопись. Матисс, друг и соперник Пикассо,назвал ее пародией, и, собственно, из его критического высказывания «...презирает форму, и все вещи — города, дома, фигуры — сводит к геометрическим схемам и кубам» родился термин «кубизм».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1913 году в том же Нью-Йорке открывается еще одна выставка, где уже были представлены полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марселя Дюшана и скульптуры Бранкузи. Всего было тысяч триста картин, и лишь одна треть из них приехала из Европы. На фоне прогрессивных работ европейцев американские художники выглядели старомодно, и это вызвало бурные дискуссии у публики. Camera Work, легендарный журнал фотографа Альфреда Стиглица, писал: «Выставка с новым искусством из Европы обрушилась на нас точно бомба». Реакцией толпы стало возмущение, непонимание, смех — людские массы текли на выставку, чтобы составить о ней собственное впечатление. Особенно всех раздражали работы Матисса. Среди американской публики Матисс считался наибольшим простачком. Однако были и те, кто покупал, изучал и интересовался темой современного искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что работа Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» была продана на Арсенальной выставке и в целом он имел успех как художник, Марселя живопись интересовала меньше всего. «Можно ли, — спрашивает он себя, — творить произведения, которые не были бы произведениями искусства?» А потом, осенью, в его новой квартире на улице Сен-Ипполит в Париже появляется вдруг переднее колесо велосипеда, которое он прикручивает к обычной табуретке. Марсель Дюшан рассказывает об этом совершенно ненавязчиво: «Мне просто хотелось, чтобы это было у меня в комнате, как бывает у человека камин или карандашная точилка, разве что только никакой пользы от этого предмета нет. Это приятное устройство, приятное в силу движения, которое оно производило».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вращать колесо рукой — Дюшана это так успокаивает! Бесконечное вращение вокруг своей оси доставляет удовольствие. «Пока в Париже, Берлине и Москве художники всё ещё спорят о том, по какому пути должно идти искусство — кубизм, реализм, экспрессионизм или абстракционизм, — молодой Дюшан просто ставит на кухне велосипедное колесо и создает тем самым первый реди-мейд. Самая ненавязчивая смена парадигмы в истории искусств», — рассказывает Флориан Иллиесв своей книге «Лето целого века».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Маленькие люди» , Иван Симонов. TEO by Cosmoscow
«Маленькие люди» , Иван Симонов. TEO by Cosmoscow
Фото: TEODORUS ART. WIKIPEIA.ORG. SHAZINA.COM
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В том же 1913 году в Санкт-Петербурге в театре «Луна-парк» прошла премьера футуристической оперы «Победа над солнцем», эскизы костюмов и декорации которой создает Казимир Малевич. На занавесе он нарисовал черный квадрат. Два года спустя уже в Петрограде на выставке «0,10» Малевич представляет тридцать пять новых работ, манифест супрематистов, и свое неслыханное произведение «Черный квадрат на белом фоне». Картина — сплошь провокация и откровение. Этот квадрат, по словам самого Малевича, символизирует «нулевую форму», эксперимент с абсолютно беспредметным и чистым.

Итак, в Париже появились «девицы» Пабло Пикассо и первый реди-мейд Марселя Дюшана — велосипедное колесо на табурете, в Санкт-Петербурге — «Черный квадрат». Это и есть три точки отсчета современного искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему же моего друга, друзей Пикассо, американскую и французскую публику прошлого столетия так возмущало то, что они увидели? Что же произошло с традиционным искусством?

Традиционное произведение искусства может понять любой без контекста. Не нужно погружаться в происходящее в обществе, можно просто смотреть и восторгаться уникальной работой. Современное же искусство появилось как бунт, как отторжение всего, что было в прошлом. И главные революционеры тут —модернисты.

Изобразительное искусство — это изображение как поверхность и изображаемый предмет. В случае с квадратом Малевича изображение осталось в виде черного квадрата, то есть ничто, больше нет изображаемого. В случае с Дюшаном изображаемый предмет «вывалился» из изображения в реальное пространство. Таким образом, волшебное искусство, где изображение и изображаемое совпадали, раскололось на два полюса, и так оно существует до сегодняшнего дня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При всей своей простоте и доступности эти перемены несли в себе иронию. Ведь художник, который переносит изображаемое в реальность, тем самым утверждает, что само искусство уже не способно существовать только на своей собственной поверхности или в своем собственном пространстве. Теперь оно стремится выбиться за рамки. Это чувство иронии предлагает нам взглянуть на искусство с неожиданной стороны и задуматься: где же находится грань между реальностью и иллюзией, между искусством и банальностью? И кто в итоге решает, что должно считаться искусством, а что нет?

Художник Марсель Дюшан верил: искусство — это то, что мы считаем искусством. В 1917 году он осуществил свой первый великий провокационный жест: выставил в галерее обычный писсуар, назвал его «Фонтан» и подписал псевдонимом R. Mutt. Его тогда чуть не растерзали, но он совершил настоящую революцию. Действительно ли тот белый фаянсовый писсуар был произведением искусства? Может, и нет. Художественной, гениальной, освободительной, бунтарской была идея — и этого оказалось достаточно, чтобы писсуар стал искусством.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня теоретики сошлись во мнении, что искусство является искусством, если его таковым считает автор и еще хотя бы один человек, например, редактор, критик или даже блогер, и это вынесено в публичное пространство.

Приходя на любую выставку современного искусства, зритель часто встречает довольно странные предметы. Так вот, это началось не сегодня — это началось как раз в начале XX века. Идея переходит на первый план, а затем идет воплощение. Задача художника — создать такую историю, которая будет жить вечно, а комментарии становятся важнейшими инструментами современного искусства.

Мы имеем дело с миром чистых идей. Теперь важно не воплощение, а сама по себе идея. В своем знаменитом эссе, опубликованном в Artforum в июне 1967 года, художник Сол Левитт писал: «Идея становится машиной, которая делает искусство». И ещё: «То, как выглядит произведение искусства, не столь важно. Оно должно как-то выглядеть, раз у него есть физическая форма. Какую бы форму в конце концов арт-объект ни получил, все должно начаться с идеи. Художник занят процессом концептуализации и реализации».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Находясь на выставке, мы часто видим работу, которая сделана, с одной стороны, просто, с другой — гениально. И вот зритель уже мучается: «Почему эта идея не пришла мне в голову раньше — как же здорово придумано».

«Моим современникам!, Владимир Андреенков. Галерея Шазина
«Моим современникам!, Владимир Андреенков. Галерея Шазина
Фото: SHAZINA.COM

Прекрасный пример наглой по своей реализации идеи художника Пьеро Мандзони приводит Бонами в «Я тоже так могу!»: «Даже мне, известному критику и всеми уважаемому куратору, порою приходит в голову: "А ведь я тоже так смог бы..." Но достаточно ли просто владеть некоторым набором навыков? До начала XX века так оно, пожалуй, и было. В то время техника и профессионализм зачастую ценились выше, чем оригинальные идеи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но вот мы стоим в музее перед консервной банкой. В таких банках обычно продается тушенка, а сейчас на ней красуется надпись «Дерьмо художника». Мы немедленно впадаем в панику, пытаясь прикрыть ее возмущением: «Вы меня что, за идиота держите?!» Никому не нравится, когда над ним смеются, да еще и зарабатывают на этом! Но что именно нас здесь возмущает? Мысль, что мы и сами могли бы выставить в музее свои фекалии? Или сама идея, что фекалии признаны искусством?

А может, то, что эта мысль (к тому же позволившая неплохо заработать) пришла в голову не нам? Всё сразу. Дело в том, что в современном искусстве (как, впрочем, и в рекламе, моде, архитектуре) уже не так важно уметь что-то делать. Для этого есть специально обученные люди, которые профессионально и очень качественно могут воплотить тот или иной замысел. Важнее другое: найти нужную идею в нужный момент и желательно раньше, чем она появится у кого-то еще. Все новое, может, и не столь уютно, как шерстяной свитер под горло от Loro Piana, но зато не дает нашему обществу стареть и загнивать».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, фекалии в банке можно счесть глупостью, но Пьеро Мандзони хотел донести до нас мысль, что быть художником значит всю свою жизнь превратить в искусство. Включая и собственные отходы.

Галерист Сергей Гущин и художник Александр Щуренков в своей книге «Современное искусство и как перестать его бояться» говорят: «Искусство не должно быть эстетически красивым, оно не должно быть понятным, не должно восхищать, радовать или быть доступным и легким. Оно вообще никому и ничего не должно, и это тоже важно помнить. Основная цель искусства — это рефлексия. Она дает человеку возможность задуматься, а может, даже попытаться понять то, что происходит с ним лично и с обществом, нашим миром в целом».

Вот другой пример, который буквально недавно взбудоражил всю общественность. Итальянец Маурицио Каттелан, провокатор и хулиган из мира искусства, на ярмарке Art Basel Miami представил арт-объект «Комедиант» в виде обычного банана, приклеенного к стене скотчем. В первый же день работа была продана за $120 тысяч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весь мир следил, чем же кончится эта история, а тем временем у банана появился собственный инстаграм-аккаунт @cattelanbanana (запрещен в РФ), которым управляет галерея Perrotin. Почему люди готовы платить за предмет искусства, который завтра стухнет? Может, художник просто издевается над нами? Феномен сегодняшнего дня — обладание. Как здорово обладать такой важной работой, ведь главное — не банан, а сертификат, подтверждающий оригинальность работы. Что хотел сказать автор? Наверное, что все мы немного обезьяны, которые видят банан и немедленно хватают его. Что мы превратились в общество потребления, где нет ничего святого, даже в искусстве.

Что делать, если непонятно?

Градус интереса к современному искусству повышается с каждым годом. Этому способствуют громкие цифры аукционных торгов, провокационные заявления художников, любовь журналистов к громким заголовкам и, конечно, соцсети, благодаря которым информация распространяется мгновенно. Если еще десять лет назад в музеях гулял ветер и истинные любители искусства, то теперь постоять в очереди на выставку-блокбастер считается отличным времяпрепровождением — «за высокой духовностью же стоим и идем просвещаться».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все, что вызывает полярные чувства, всегда активно обсуждается. Поэтому любить или не любить современное искусство — выбор за вами. Главное, перестаньте задаваться вопросом, почему это искусство и что хотел сказать художник. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса познания. Нет никаких правил, как взаимодействовать инструментом, на который необходимо опираться. Читайте «этикетки» (подписи к работам), кураторские тексты.

Что делать, если непонятно? Перестаньте повторять мантру «фигня какая-то» и попробуйте следующее:

  • занимайтесь «тренировкой глаза», или развивайте насмотренность. Чем больше вы ходите по выставкам/ярмаркам, тем быстрее начнете анализировать и понимать, какое искусство вам близко и что вы хотели бы изучить, повесить на стену, поставить на комод;
  • включите «ребёнка»: дети не погружаются в историю искусств, не знают контекста, они воспринимают работу как данность, которую можно еще и потрогать, посмотреть, подумать;
  • слушайте лекции и подкасты искусствоведов, журналистов — они прекрасно умеют «переводить» с кураторского на доступный и понятный язык;
  • общайтесь — коммуникация с другими людьми, особенно с художниками, может помочь вам разобраться;
  • научитесь грамотно пользоваться интернетом. Приходите на выставку — ничего не понятно. Открываете в телефоне браузер, ищете имя автора, читаете про него, и уже становится более ясно, о чем работа и зачем ее сюда добавил куратор;
  • разберитесь в трендах, чтобы выбирать перспективных из молодых художников и хорошее из старого искусства;
  • следите за молодыми художниками в соцсетях;
  • позвоните другу в конце концов!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Цена вопроса

Погрузившись в тему искусства, открыв глаза в прямом и переносном смысле, вы чувствуете потребность приобрести что-нибудь этакое. Здесь встает вопрос о цене. Как правило, современное искусство имеет вполне творческий подход к ценообразованию и зависит от множества факторов: жив художник или нет (умерший, кстати, стоит дороже), где и как выставлялись его работы, какие материалы использует, в чьих коллекциях оно побывало, через руки каких арт-дилеров прошло, сколько критических статей вышло о художнике и, в конце концов, несколько велик медийный вес художника. Иными словами, этот художник уже стал брендом или нет и как часто его имя мелькает в заголовках медиа. Разумеется, высокий художественный уровень работы непременно увеличивает ее рыночную стоимость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Желание приобрести определенный предмет искусства возникает, конечно же, у многих людей, а работа — в единственном экземпляре. Что же делать? На этом искусственно созданном ажиотаже и работают аукционы. Именно на них ориентируется рынок и так формируется цена. Существует понятие «estimate» — оно означает среднюю рыночную стоимость этой работы. Эта цифра, которую вы увидите в каталогах аукциона, в обзорных материалах, и на нееориентируются участники рынка.

Как узнать цену, если работа еще никогда не попадала на аукцион. Тут вступает в игру арт-дилер, который и формирует стоимость работы, исходя из хотелок художника и своих бизнес-соображений. Зайдя на сайт галереи, вы увидите вместо цены плашку «цена по запросу». Однако эта тенденция меняется, и сегодня участники рынка современного искусства становятся более открытыми. Галереи запускают на сайтах формат «интернет-магазина» с предварительным заказом. На ярмарках стоимость работы не указывалась еще десять лет

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Где же покупают современное искусство в России?

За последние десять лет рынок сильно изменился. Если в 2010-х это был скорее «междусобойчик» и произведениями искусства интересовались лишь единицы, то сегодня стало модно ходить по ярмаркам и галереям, покупать работы как известных, так и подающих надежды авторов. Теперь можно купить предмет искусства, даже если ты не миллионер, — для этого есть выставки молодых художников, аукционы, и, конечно, онлайн-галереи — какие только угодно!

«Фонтан», Марсель Дюшан
«Фонтан», Марсель Дюшан
Фото: TEODORUS ART. WIKIPEIA.ORG.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Давайте посмотрим, куда же пойти будущему коллекционеру, обладающему разными финансовыми возможностями.

Именитые галереи и художники-легенды: для тех, кто готов тратить солидные суммы на искусство

Cosmoscow и ее онлайн-версия TEO by Cosmoscow

Международная ярмарка современного искусства с кураторским отбором галерей и участием заслуженных художников работает с 2010 года. За это время она успела стать обсуждаемым событием, на открытие которой собирается вся светская Москва. Даже если вы не собираетесь ничего покупать, это отличный способ посмотреть на работы и понять, что вам больше по душе. В 2023 году самым дорогим произведением, проданным на ярмарке, стала работа Эрнста Неизвестного «Во чреве Кроноса» — 6 000 000 рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Авторитетные галереи современного искусства

Солидные галереи, работающие с 90-х — начала 2000-х годов, понимающие и знающие рынок как никто. Они работают с уже сложившимися, авторитетными художниками, за искусство которых придется выложить кругленькую сумму. «Триумф», «Риджина», Pop/off/art, XL Gallery, 11.12, Ruarts, Fineart, Anna Nova, Marina Gisich, Alina Pinsky, AРT4, «Галерея Люмьер», пожалуй, основные игроки на арт-рынке.

Аукцион Vladey

Первый в России аукцион современного искусства. Продают работы российских художников, начиная с советского нонконформизма и заканчивая новейшим искусством. «Фишкой» аукциона стали торги «Все по 100», когда стоимость работ начинается от 100 евро, но при этом вы можете поучаствовать и в торгах именитых художников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Молодые и задорные по демократическим ценам

Ярмарки Blazar, TRAF и WIN-WIN

Все, что объединяет эти три ярмарки, — это молодое современное искусство по демократичным ценам. Blazar выглядит солиднее всех и возникла в свое время как сателлит Cosmoscow. Здесь представлены работы авторов до 35 лет, у галерей установлен потолок стоимости работ до 300 000 рублей. Если вы хотите купить что-то стоящее, следует взять с собой не менее 150 000, хотя и на 50 000 рублей вы сможете купить несколько работ. Бутиковая ярмарка современного искусства Third Place Art Fair (TRAF) проходит в Санкт-Петербурге и обещает много интересного.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо галерей и творческих объединений ярмарки привлекают независимых художников, а это значит, что вы можете не только купить работу напрямую у художника, но и подружиться с ним. WIN-WIN от ЦСИ «Винзавод» и издательства «Формат один» позиционирует себя как маркет, где представлены тиражное искусство, графика, керамика, эстампы по приятным ценам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Онлайн-галереи, маркетплейс Bizar и социальные сети

Понятный и удобный формат для неискушенного покупателя, который хотел бы приобщиться к искусству, но не знает, как к нему подступиться. Представителей молодой арт-сцены со всех уголков России собирает интернет. Здесь подойдет онлайн-галерея и микромедиа о вдохновляющих людях «Объединение» или онлайн-галерея и аукцион Simple. Основатели последней, кстати, запустили ярмарку Blazar. Проект «Шар и крест» — сообщество художников, коллекционеров и людей неравнодушных — закрытая группа на Facebook (запрещена в РФ). Она была создана весной 2020 года коллекционером и галеристом Максимом Боксером и была задумана как форма поддержки художников в непростые времена самоизоляции и локдауна. Сейчас этот проект проводит офлайн-выставки, а сообщество насчитывает более 20 тысяч участников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Sirin (always ready), Вадим Михайлов. TEO by Cosmoscow
Sirin (always ready), Вадим Михайлов. TEO by Cosmoscow
Фото: TEODORUS ART. WIKIPEDIA.ORG

Многие коллекционеры покупают напрямую у художников через соцсети. Ещеодна площадка, где можно найти работы стоимостью от 5000 рублей, — это маркетплейс современного искусства и дизайна Bizar. Разместить работы могут галереи, а также сами художники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Attention! Помните, что, покупая современное искусство, вы ввязываетесь в авантюру. Работа может «выстрелить» и подняться в цене в несколько раз — значит, вам повезло, и о своей отличной интуиции вы узнаете лет через десять. Но вы можете и промахнуться, если цена снизится. К примеру, художник перестал работать, нигде не появляется и вообще «забросил» искусство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важно относиться к покупке как к акту любви: любить, любить и ничего не требовать взамен. Аминь!

Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporary art.

В России же современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в себя модернизм и постмодернизм. В постсоветскую эпоху в 90-х годах у нас часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился. Зато закрепился термин «современное искусство», или «совриск» (всё-таки советскую любовь к сокращениям и аббревиатурам не выбить никакой палкой из русского человека).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современное искусство — это слепок общества. Оно не может существовать без контекста. Это культурный диалог со зрителем, который дает возможность поразмышлять над актуальными вопросами для человечества и окружающего мира.

Комментарий становится важнейшим инструментом современного искусства.

Слушать:

лектории Arzamas и «Прямая речь», лекции Ирины Кулик, Дмитрия Гутова, Анастасия Четвериковой (проект «Искусство для пацанчиков»), подкаст «В белом кубе» Дарьи Коноваленко.

Читать:

  • «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я», Филип Хук;
  • «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм», Розалинд Краусс, Хэл Фостер, Ив-Ален Буа, Бенджамин Х. Д. Бухло, Дэвид Джослит;
  • «Как продать за $12 миллионов чучело акулы», Дональд Томпсон;
  • «Марсель Дюшан. Беседы с Пьером Кабанном», Пьер Кабанн;
  • «Непонятное искусство», Уилл Гомперц;
  • «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство», Оссиан Уорд;
  • «Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство», Франческо Бонами;
  • «Краткая история современной живописи», Герберт Рид;
  • «Искусство для пацанчиков. По полочкам», Настя Четверикова.

Смотреть:

  • «Марина Абрамович: В присутствии художника», 2012
  • «Прожить жизнь с Пикассо», 1996
  • «Поллок», 2000
  • «Суперзвезда: жизнь и времена Энди Уорхола», 1990
  • «Выход через сувенирную лавку», 2010
  • «Бойс», 2017
  • «Баския», 1996