Муралы в России и мире: 11 самых интересных работ стрит-арта
Мы привыкли к тому, что произведения искусства находятся за стенами музеев, но уличное искусство переворачивает эту концепцию с ног на голову и словно выворачивает музей наизнанку – в картинную галерею превращается сам город. Для знакомства с этими картинами не нужно покупать билет и заходить куда-то – наоборот, достаточно выйти из дома. Отсюда и иная аудитория – искусство улиц обращено не к узкой прослойке, а абсолютно ко всем.
Чтобы ни происходило в мире, это находит отражение в работах уличных художников. Герои и антигерои реального мира, актуальные персонажи литературных и кинопроизведений продолжают свою жизнь в работах мастеров стрит-арта.
Мурализм, конечно же, имеет свои корни. Монументальная живопись была распространена в Древней Греции и Древнем Риме, большая часть живописи майя была именно настенной. Мозаика Древнего Востока, фрески Византии, витражи европейского Средневековья — по сути, во все времена люди украшали стены храмов, своих домов и дворцов своих господ.
Как пишут искусствоведы, «мексиканская монументальная живопись — порождение революции и ее летопись».
Активнее всех эту летопись вели три великих мексиканца, художники Хосе Клементе Ороско, Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос. Ороско, например, считал монументальную живопись важнейшим из искусств, аргументируя тем, что эта форма искусства «не может служить личным целям: ее нельзя спрятать для выгоды определенного, привилегированного меньшинства. Она для народа».
Первую внушительную настенную роспись сделал именно Ороско, и полотном его стал фасад родной школы. Власти Мексики с удовольствием давали возможность художникам расписывать официальные учреждения. Но слава монументалистов распространилось далеко за пределы их родной страны. Например, Сикейроса в начале 1930-х пригласили преподавать в одну из художественных школ в Лос-Анджелесе, тогда же ему заказали расписать пару фасадов, но обе работы, «Митинг на улице» и «Тропическая Америка», оказались слишком радикальны для американского общества того времени.
Зато куда известнее стал другой скандал. Семья Рокфеллеров заказала Диего Ривере роспись стены для своего нью-йоркского Рокфеллер-центра. Эскизы были согласованы, но в финальной версии работы появилось несогласованное с заказчиками изображение Ленина. Просьбу убрать его с мурала было художником отвергнуто. И тогда работу «Человек на распутье», которую даже не успели закончить, по распоряжению Нельсона Рокфеллера закрасили.
Но сам мексиканский мурализм как художественное течение не только не искоренили, а оно продолжало жить в работах не самых очевидных последователей. Например, участники художественного движения «Чикано» 1970-х годов, в основном мексиканско-американские художники, которые не могли выставляться в галереях в силу того, что общество считало их темнокожими маргиналами, вдохновляясь работами Риверы, вышли рисовать на улицу, и некоторые из тех работ еще можно увидеть в Мишен Дистрикт, старейшем районе Сан-Франциско.
Или советские художники эпохи брежневского застоя, оставившие после себя даже не сотни, а, вероятно, тысячи монументальных мозаик. Их роднит с работами мексиканских муралистов не только размер, но и тот дух свободы, которым они пронизаны.
«Суть этой работы в том, чтобы подчеркнуть, что человек обладает могущественным потенциалом, что возможности движения общества по пути прогресса безграничны», — так объяснял cвою работу «Освобожденный человек», мозаику на фасаде спорткомплекса «Урал» в Екатеринбурге, живописец и монументалист Борис Тальберг. Завоевание космоса, успехи в науке, счастливое детство — эти и другие сюжеты муралов демонстрировали советским людям, каким оно будет, их коммунистическое будущее, которое, впрочем, так и не наступило.
Но была в мозаичных муралах времен СССР и своя польза. Как картина в мультфильме «Трое из Простоквашино» дырку на обоях загораживает, так и советское монументальное искусство, образно говоря, загораживало собой убогую типизацию советских панельных домов.
Активному развитию уличного искусства в конце ХХ века способствовала случайность. Эд Сеймур, владелец компании по производству красок в Сикаморе, штат Иллинойс, искал способ лучше прокрашивать радиаторы. Его жена предложила ему сделать самодельный распылитель, похожий на те, что используются для дезодорантов. Эд внял совету и обнаружил, что аэрозольный баллон, в котором под давлением закачивается газ и краска, удобно использовать для покраски не только радиаторов. На свое изобретение он получил патент в 1951 году, и уже в конце 1970-х Управление городского транспорта Нью-Йорка не знало, как избавиться от неимоверного количества граффити, покрывавшего вагоны метро снаружи и изнутри. Рисовать баллончиками было просто и быстро, сами банки были относительно легкими и мгновенно готовыми к работе.
Вслед за граффитчиками, которые упражнялись в написании букв, на улицы стали выходить и художники. Одним из первых стал Кит Харринг. Сначала он рисовал белыми мелками в метро, словно переосмысливая накопленный несколькими поколениями граффитчиков опыт. Но уже в 1980-х, прославившийся, ездил по всему миру, создавая монументальные работы в самых разных городах Европы, Южной Америки и Австралии.
Сегодня не только в любой столице мира, но и даже в небольших городках можно найти монументальные работы уличных художников. Места их дислокации наносят на карты, вносят в списки достопримечательностей, водят к ним экскурсии. Есть места, где городские власти ставят перед собой конкретную цель: не просто оживить спальные микрорайоны или город в целом, а создать настоящую галерею под открытым небом. Одни из показательных примеров — польский Лодзь или российская Выкса.
Муралы современных художников стали появляться на стенах общественных и промышленных зданий, как это было в советское время. Самый известный пример — роспись фасада металлургического комплекса «Стан-5000» Выксунского металлургического завода, которую выполнил российский уличный художник Миша Most. На сегодняшний день это самое большое в мире произведение монументального искусства, выполненное одним автором. На заводе реализуется целая художественная программа, в рамках которой раз в год осуществляется роспись фасадов разных цехов. На одном из них в 2020 году появилась работа одного из основателей соц-арта и московского концептуализма Эрика Булатова.
Приятно, что таких точек, где искусство входит в нашу будничную жизнь, на карте мира и России становится все больше. Подмосковные Балашиха и Одинцово, Салехард и другие города вместе с работами уличных художников обретают свое современное лицо и привлекают туристов, о чем раньше и мечтать не могли, а кумиры нашего времени при жизни получают на стенах нечто гораздо более ценное, чем мемориальные плиты.
Так, после победы на чемпионате мира сборной Аргентины в родном городе Лионеля Месси – Росарио – на одном из домов появился его 69-метровый портрет, так что теперь лучший футболист мира смотрит на своих почитателей не только с обложки нашего журнала.