«Альтушка для скуфа», «Русы против ящеров»: как возник новый жанр «игра по мему»
Игры по мемам — важная часть современной российский игровой индустрии
В конце 90-х казалось, что российские игры ждет большое будущее. Креативный запал должен был совпасть с появившимися в то время деньгами инвесторов; набив первые шишки в начале 2000-х и пройдя естественный отбор, где-то к середине 2010-х должна была, наконец, появиться студия, которой по силам было бы создать ту самая великую игру из России. Приблизительно по такой схеме возник польский «Ведьмак» или серия игр «Метро». Но у нас ничего подобного почему-то не случилось. Игр мирового уровня хватает: Escape from Tarkov по-прежнему держится в топе Twitch, а, например, прошлогоднюю Atomic Heart пресса хвалила за искренний креатив и бодрый геймплей. Но условного «Волкодава» или разросшихся до масштаба Starfield «Космических рейнджеров» нет и не предвидится.
Была попытка сделать «Смуту» за счет правительственных грантов — получилось так себе. На этом фоне не то чтобы лучом света в темном царстве, но забавной и злободневной рефлексией происходящего кажется новый, сугубо российский феном игр по мемам.
Dr Livesey Rom & Death Edition
Вы еще помните мем про доктора Ливси? Год назад завирусился отрывок из советского мультфильма «Остров сокровищ», в котором Ливси и Джим бодро идут под Ghostface Playa — «Why Not".
Мем стал настолько популярен, что его стали постить в англоязычном TikTok, а российские разработчики быстро выпустили соответствующую игру, в которой Ливси расстреливает пиратов из пистолетов.
«Русы против ящеров»
Русы против ящеров — псевдоисторический мем о войне славян с рептилиями; вот здесь можете послушать лекцию выдуманного профессора Багирова об истоках древнего конфликта.
По схожей с Dr Livesey схеме The Bratans (это ровно два человека) выпустили одноименный слэшер. Короткий, дурацкий и непритязательный боевик оказался вполне жизнеспособной игрой, по иронии судьбы очень похожей на несопоставимо более дорогую «Смуту». Вы бегаете, бьете врагов мечом, иногда призывая на помощь курицу-несушку, пуляющую в негодяев своими яйцами.
«Альтушка для скуфа»
Лихое интерактивное переложение мема о том, что неухоженному, не следящему за собой мужику за 40 полагается молодая красотка, которую можно найти прямо на сайте Госуслуг. Как следует посидев на унитазе, разгорев в микроволновке позавчерашнюю пиццу, вы отправляетесь на «Скуфуслуги» в поисках юной красавицы — и находите ее.
Почему игры по мемам так популярны?
Во-первых, работает, простите, оптимизация под поисковые движки. Мемы гуглят, из Google пользователи попадают в Steam и покупают игру. Тут надо ковать железо, пока горячо: бьемся об заклад, выйди игра про доктора Ливси сегодня, продажи были куда скромнее, чем в прошлом году. Но это не все.
Как нам кажется, игры по мемам подкупают своей искренностью. Они недорогие, а авторы не скрывают, что сделали трэш. Этим они выгодно отличаются от больших студий, старательно вешающих маркетинговую лапшу на уши клиентам. Здесь же товар на 100% соответствует рекламе: вам пообещали дурацкую безделушку, вы заплатили сто рублей и от души посмеялись — и клиент, и продавец довольны. Честная сделка.