10 фильмов, запрещенных в СССР: кино, которое пережило своих создателей и тех, кто его запретил

Некоторые из этих фильмов не могли выйти на экраны по нескольку лет, некоторые — спустя десятки, а одна картина пролежала на полке почти полвека
10 фильмов, запрещенных в СССР: кино, которое пережило своих создателей и тех, кто его запретил
Freepik
Содержание статьи

Тема «запрещенного» кино — острая и, к сожалению, по сей день актуальная, хотя, как показывает практика, даже во времена, когда фильмы хранились в бобинах с пленкой и были особенно уязвимы, в большинстве случаев они все равно доходили до зрителя. В СССР для таких фильмов был даже свой термин — «полочное кино», и многие из них после выхода на экраны спустя годы были признаны безусловными шедеврами. Приводим список из 10 картин, запрещенных по той или иной причине — из-за несоответствия идеологии, слишком необычной формы или просто потому что тогда было «не время» для такого кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Строгий юноша»

Кадр из фильма

Невинная, на первый взгляд, история о любви двух мужчин к одной девушке, основанная на одноименной пьесе Юрия Олеши, была запрещена дважды. В 1930-х фильм признали слишком откровенным и «не соответствующим нормам соцреализма», а в 1960-х, после ряда показов в кинотеатрах, снова убрали на полку, и окончательно «освободили» лишь в 1974 году, включив в ретроспективу фильмов режиссера Абрама Роома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бежин луг»

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сергей Эйзенштейн давно мечтал о картине про смерть юного Павлика Морозова от рук собственного отца-кулака, но начатые в 1935 году съемки были остановлены спустя два года, а фильм закрыт «за переусложненность киноязыка». Впоследствии негативы были утрачены после эвакуации «Мосфильма» в Алма-Ату во время ВОВ, но монтажерка фильма смогла сохранить несколько фрагментов, которые впоследствии легли в основу 37-минутной восстановленной (к сожалению, лишь частично) копии картины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сердца четырех»

Кадр из фильма

Снятый до 1941 года, веселый и оптимистичный музыкальный фильм о двух девушках, влюбившихся в одного танкиста, стал жертвой своего жизнелюбия. Со вступлением СССР в войну чиновники по указу Сталина распорядились сократить количество развлекательных фильмов и «Сердца четырех» был убран до лучших времен. У него, правда, судьба попроще — он все-таки вышел в 1945 году в прокат и стал хитом национального проката.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Родник для жаждущих»

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дебютный фильм Юрия Ильенко, оператора Сергея Параджанова, выполнен в стилистике так называемого «поэтического кино»: история одинокого старика, ждущего своих родных, наполнена символами и метафорами. Руководство, впрочем, фильм не оценило и буквально смыло изображение с пленки. Режиссеру удалось сохранить один негатив и только так этот шедевр был впервые показан лишь в 1987 году, спустя 22 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Скверный анекдот»

Кадр из фильма

Хулиганская комедия Александра Алова и Владимира Наумова по рассказу Достоевского о чиновнике, решившем заглянуть на свадьбу к подчиненному и вызвавшему, тем самым, огромный конфуз у всех. Фантасмагория с изрядно выпившими людьми, говорящими спорные с точки зрения идеологии скабрезности, была закрыта сразу же и тоже вышла лишь в 1987 году в рамках... кампании по борьбе с пьянством. Вот такой анекдот!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Первороссияне»

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм, который особенно долго добирался до зрителя. Снятая к 50-летию октябрьской революции, единственная картина театрального режиссера и богослова Евгения Шифферса про первую коммунистическую общину на Алтае была невероятно яркой и пестрой. Настолько, что напугала руководство партии, уничтожившей все цветные копии фильма. Только в 2009 году Госфильмофонд при помощи цифровых технологий смог восстановить первоначальный вариант и показать его на фестивале архивного кино «Белые столбы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Комиссар»

Кадр из фильма

Тоже единственная картина в карьере режиссера — Александру Аскольдову после показа выдали «волчий билет», запретив снимать кино. Что так не понравилось руководству в фильме про беременную женщину-комиссара Красной армии? Положительный образ еврейской семьи, у которой героиня поселилась, отступая во время наступления белых — антисемитизм в стране в конце 1960-х, замаскированный под борьбу с сионизмом на фоне ухудшения отношений СССР и Израиля, буквально процветал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая картина классика Андрея Кончаловского была сделана в довольно радикальном ключе. Жизнь крестьянского народа в том виде, в каком она есть — суровом и неприглядном, непрофессиональные актеры, включая бывших узников ГУЛАГа, гиперреализм и документальность некоторых эпизодов — все это стало причиной, по которой картину положили на полку и выпустили, как и многие «полочные» фильмы, лишь в 1987 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Проверка на дорогах»

Кадр из фильма

Бескомпромиссный Алексей Герман-старший мог бы сделать еще один фильм про подвиги на фронтах Второй Мировой, но вместо этого сделал главным героем бывшего коллаборациониста — проще говоря, предателя, который решает искупить свою вину, присоединившись к советским партизанам. Но даже не это возмутило партию, а сочувствие в отношении бывших военнопленных, значительную часть которых после войны отправили в ГУЛАГ — фильм был запрещен и вышел в прокат лишь в 1986 году, с началом перестройки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тема»

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из самых необычных опытом в фильмографии режиссера Глеба Панфилова, который буквально находился в поиске темы своего нового фильма — и, в итоге, снял кино про писателя, который ищет, да не может найти смысл жизни. Фильм должен был изобличать диссидентов, бежавших в те времена из страны, но, в итоге, скорее высмеивал творческие элиты с их пристрастием к конформизму и угождению власти. Фильм пытались перемонтировать аж 7 лет и в итоге выпустили в 1986 году с измененной концовкой, где герой не умирал в финале — уж больно старым начальникам не нравилась тема смерти в кино.