11 фильмов Дэвида Линча, которые помогут понять стиль режиссера
Взгляд на повседневную жизнь Америки
Вероятно, никто в кино не интерпретировал американскую мечту и действительность с такой легкостью, простотой и невинностью, как Дэвид Линч. Режиссер видел, что если американцы мечтают о безопасности, процветании, тихой жизни в пригородах за белыми заборчиками, они также мечтают и о противоположном: побеге, опасности, приключениях, сексе и смерти. Эти две реальности столкнулись в фильмах Линча, открыв выбоины и ямы на затерянном шоссе к счастью.
Дэвид Линч был одним из немногих художников, нашедших порталы в альтернативные реальности и активно их изучающих. Великий сюрреалист от кино обладал видением настолько отличным, что оно делало его самого иным. Сюжетные линии, которые он создавал, превращались в чистую поэзию, а сам он отказался от роли нарратора в пользу кино ради кино.
При этом метод Линча уникален тем, что сделал экспериментальность коммерческим мейнстримом, приправленным бульварным нуаром, мыльной оперой, иронией, эротикой и сверхъестественным ужасом.
Линч, конечно, умел снимать традиционные (хоть и странные) фильмы вроде викторианского «Человека-слона», фантастической «Дюны» или нежной и эмоциональной «Простой истории». Однако, какой бы сюжет и выразительные средства он ни выбирал, в центре его внимания находилась повседневная Америка.
Мрачные фантазии Дэвида Линча
После студенческих экспериментальных короткометражек Линч дебютировал в большом кино в 1977 году с тревожной и замогильной картиной «Голова-ластик», которая стала истинным шедевром и образцом для подражания.
В полной мере мрачные фантазии режиссера воплотились в фильме 2001 года «Малхолланд Драйв», рассказывающем об отчаянии на фоне Голливуда, когда вызов нормальности становится эротичным. Атмосфера была подчеркнута музыкой давнего соратника режиссера, композитора Анджело Бадаламенти. Зрители были ошеломлены и встревожены тем, насколько чувственная и странная история разворачивалась перед ними на экране.
Дэвид Линч и авторское телевидение
Один из самых известных проектов Линча — сериал «Твин Пикс» — стартовал в 1990 году и на десятилетия предвосхитил то, что сегодня представляют из себя потоковые сервисы. Вряд ли какой-то из современных сериалов может сравниться с «Твин Пиксом» по узнаваемости авторского почерка.
Первые два сезона сериала рассказывают историю прямолинейного агента ФБР в исполнении Кайла Маклахлена. Он расследует жестокое убийство, которое с каждым эпизодом все плотнее окутывает метафизическая тайна. В самом конце жертва — Лора Палмер — обещает нам встретиться через 25 лет, и это действительно произошло.
Наполненное ярким светом и атмосферой мыльной драмы 1990-х, продолжение вдруг оказалось еще темнее и мрачнее. Третий сезон, разделенный на два дропа, стал образцом высококлассного телепроизводства XXI века, при этом он на сто процентов авторский, манеру Линча вы угадываете с первых кадров.
Дикий и странный мир, в котором мы живем
Героиня Лоры Дерн в фильме 1990 года «Дикие сердцем» страдает в жалком номере мотеля. Обезумевшая, беременная от убийцы в исполнении Николаса Кейджа, она сетует на двойственность мира — дикого внутри и странного снаружи. Это продолжение рассказа о реальности — такой, какой ее видел Линч и какой описал в мрачном «Синем бархате» 1986 года.
Мир режиссера нормальный на первый взгляд и очень странный внутри, но эти слои не могут существовать друг без друга. Опрятный парень в исполнении Кайла Маклахлена возвращается в свой дом, расположенный в пригородной американской утопии, и находит по пути лежащее на земле отрезанное ухо. Это символ проникновения потустороннего в то, что мы для простоты привыкли называть реальностью.
Однако одна реальность неотделима от другой, и портал между ними можно обнаружить в нуарном кабаре. Театральные ритуалы, красные занавесы и обязательная фигура певицы, будто бы древней жрицы, кочуют из фильма в фильм Дэвида Линча, чтобы открыть зрителю тайну — свободу интерпретации.
11 фильмов, которые помогут понять Дэвида Линча
Режиссер подарил нам возможность осознать простую истину: художник не хотел ничего сказать, нам не нужно ничего понимать. Главное — пролезть в кроличью нору, чтобы в бесконечном падении Алисы интерпретировать увиденное и услышанное, не приходя к окончательному выводу. В этом и заключается всеобъемлющее бессмертие истинных шедевров. Вот одиннадцать фильмов, которые в полной мере познакомят вас с методом Дэвида Линча.
«Голова-ластик», 1977 год
Стандартная история главного героя, который женится на беременной от него девушке, получает новый поворот, когда ребенок оказывается совсем не человеком.
«Человек-слон», 1980 год
Мрачная реальность викторианской ярмарки, в которой оказывается, что даже у уродца из фрик-шоу есть тонкая и красивая душа. Настолько прекрасная, что может изменить мир к лучшему.
«Синий бархат», 1986 год
Размеренная жизнь в пригородной, одноэтажной Америке меняется, когда Джеффри Бомон находит на земле ухо и передает его полицейским.
Сериал «Твин Пикс», 1990-2017 годы
«Дайан, сейчас 11:30 утра, 24 февраля. Въезжаю в город Твин Пикс в пяти милях южнее канадской границы, в двенадцати милях к западу от границы штата. Никогда в жизни не видел столько деревьев. Как сказал бы У. К. Филдс, лучше быть здесь, чем в Филадельфии».
«Дикие сердцем», 1990 год
Странная и запутанная история Лулы и Сейлора, которым угрожают наемные убийцы, нанятые матерью Лулы. В главных ролях Николас Кейдж и Лора Дерн, также зрителя ждет встреча с блистательным Уиллемом Дефо.
«Твин Пикс: Сквозь огонь», 1992 год
Если вас все еще мучает тайна убийства Лоры Палмер, возможно, подробный рассказ о последней неделе ее жизни даст вам некоторые ответы на огромное количество вопросов.
«Шоссе в никуда», 1996 год
Поклонники современного трукрайма оценят таинственное исчезновение из камеры смертников осужденного убийцы Фреда Мэдисона. Дарованная ему свобода оказывается страшнее казни.
«Простая история», 1999 год
Почти невероятный для Линча фильм выдержан в его излюбленном жанре роуд-муви. Но на этот раз в центре сюжета провинциальный старичок, отправившийся в дальний путь на газонокосилке.
«Малхолланд Драйв», 2001 год
Томительно разворачивающееся на фоне Голливуда безумие. Режиссер препарирует киноиндустрию через путешествие от амнезии героини к разгадке тайны случившегося с ней.
Мультсериал «Страна дураков» 2002 год
В этом весь Дэвид Линч. Через жизнь озлобленного деревенщины режиссер предлагает в очередной раз взглянуть на Америку и американцев.
«Внутренняя империя», 2006 год
Дэвид Линч вновь воплощает концепцию кино ради кино и с удовольствием препарирует процесс создания очередного голливудского фильма. Реальность и вымышленное меняются местами, отделить одно от другого можете только вы (если захотите). Режиссер вновь призывает зрителя поупражняться в интерпретации.