12 фильмов Кристофера Нолана: что посмотреть после «Оппенгеймера», чтобы узнать режиссера поближе
Нолан не просто снимает фильмы — он создает загадки, которые затягивают в свой мир и заставляют возвращаться к просмотру снова и снова, чтобы раскрыть все тайны. Нолан понимает, что кино должно быть не только визуально впечатляющим, но и по-настоящему захватывающим, способным удержать нас перед экранами от первого кадра и до финальных титров.
Его любовь к кинематографу настолько глубока, что он снимает на плёнку, уделяя особое внимание каждой детали звука и изображения. Нолан — настоящий мастер своего дела, и его фильмы притягивают как ценителей киноискусства, так и обычных любителей блокбастеров. Он — король кинематографа, который объединяет всех нас перед экранами.
И вот сейчас, когда о его новом фильме «Оппенгеймер» говорят буквально все, самое время взглянуть на историю творчества этого режиссёра и вспомнить все его фильмы, в которых время, кино и саспенс переплетаются в удивительное произведение искусства.
12. Преследование (1999)
Фильм «Преследование» 一 дебютная работа Кристофера Нолана и, хотя он занимает скромное двенадцатое место в нашем рейтинге, это связано лишь с тем, что это первый шаг молодого и еще неопытного режиссёра. Однако данный факт никак не делает «Преследование» плохим кино. На самом деле, в дебютной работе Нолана можно увидеть те же темы, приёмы и сюжетные линии, которые он будет совершенствовать в ходе своей карьеры.
11. Бессонница (2002)
«Бессонница» — криминальный триллер-загадка, и, безусловно, стоит отметить его художественную целостность и способность втянуть зрителя в запутанную историю. Аль Пачино в роли коррумпированного полицейского, как всегда великолепен. Да и Робин Уильямс демонстрирует максимум своего актерского таланта, создавая необычный и запоминающийся персонаж.
С другой стороны, когда в одном предложении звучат имена Кристофера Нолана, Аль Пачино и Робина Уильямса, хочется ожидать нечто более захватывающее и масштабное. Хотя фильм хорош, он не является образцом того, что позже сделало Нолана знаменитым. А вот его последующие работы стали истинными шедеврами и подарили режиссёру славу и всеобщее признание.
10. Довод (2020)
Масштаб амбициозных идей Кристофера Нолана хорошо просматривается в фильме «Довод». Наверное, и десяти часов не хватит, чтобы объяснить, что же здесь происходит. Но именно в этом заключается прелесть фильма — он играет со временем, заставляя нас погрузиться в необычную реальность и раз за разом переосмысливать прошлое. Да, и не забудем про ошеломляющее количество экшена, трюков, драк и прочей атрибутики фильмов про секретных агентов.
Особое внимание стоит уделить потрясающе сыгранным взаимоотношениям главных героев фильма в исполнении Джона Дэвида Вашингтона и Роберта Паттинсона. Возможно, сюжет может вызвать некоторые вопросы, но в нашем мире, где каждый новый большой релиз — это сиквел, приквел или римейк, фильмы вроде «Довода» — это то, что нужно, чтобы вновь почувствовать вкус нового и желание узнать нечто больше.
9. Темный рыцарь: Возрождение легенды (2012)
Серия фильмов «Тёмный рыцарь» оказала огромное влияние на современный кинематограф, и, возможно, оно уже ощущалось, когда была выпущена третья часть. В сравнении с другими супергеройскими лентами своего времени, эта выделяется своим отменным качеством. Однако даже великолепные экшн-сцены не могут скрыть тот факт, что фильм страдает излишне раздутым повествованием, и это делает его наименее удачной частью трилогии. Несмотря на всё сказанное, замечательный финал заставляет прослезиться каждый раз, когда его пересматриваешь.
8. Бэтмен: Начало (2005)
«Бэтмен: Начало» — это отправная точка трилогии, задавшая высокую планку последующим фильмам «Тёмный рыцарь» и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». После неудачного «Бэтмена и Робина» Нолан предложил свою интерпретацию героя в плаще, наделив его образ эмоционально весомой предысторией. Он подошел к экранизации комиксов с той же серьёзностью, что и к любому другому кинематографическиму начинанию, в котором когда-либо принимал участие. «Бэтмен: Начало» может быть не лучшим фильмом Нолана, но это явное доказательство того, что великие режиссёры способны создавать удачные киноленты, независимо от исходного материала.
7. Мементо (2000)
«Мементо» — это захватывающий психологический триллер с невероятным сюжетом, ставший пособием для изучения режиссёрских приёмов Нолана. Фильм рассказывает историю Леонарда, страдающего потерей кратковременной памяти, но решившего найти убийцу своей жены. Номинированный на «Оскар», этот фильм удерживает зрителей в напряжении от начала и до конца, позволяя нам увидеть мир глазами Леонарда и через различные ситуации почувствовать всю хрупкость памяти. Нелинейное повествование оказывается одновременно захватывающим и эмоционально трогательным. Каждый слой истории главного героя тщательно препарируется режиссёром, уводя нас назад во времени и давая глубокое понимание его прошлого до утраты памяти. «Мементо» — обязательный к просмотру фильм для всех поклонников Нолана.
6. Интерстеллар (2014)
Можно ли считать «Интерстеллар» идеальным фильмом? Опредёленно, нет. Вряд ли найдётся время, чтобы заново пересмотреть эту трёхчасовую киноленту. «Интерстеллар» может показаться в чём-то даже банальным. Но в нём есть много важных нюансов, которые делают этот фильм настоящим шедевром.
Каждая секунда поражает визуально, и весь актёрский состав, включая молодого Тимоти Шаламе и Мэтта Деймона, вносит свой вклад. Дуэт Мэтью МакКонахи и Джессики Честейн создёт такую глубокую эмоциональную связь, чтовыводит «Интерстеллар» в ранг одной из лучших лент об отце и дочери за всю историю кино. Эллен Бёрстин находится в кадре всего 20 секунд, но эти 20 секунд никогда не забыть. Можно ли было сделать фильм более компактным и логичным? Конечно. Идеален ли он? Нет. Можно ли сказать, что это очень крутое кино? Да, безусловно!
5. Оппенгеймер (2023)
Честно говоря, возможно, предвзятость относительно новизны фильма является единственной причиной, по которой «Оппенгеймер» занимает лишь пятое место в нашем рейтинге. Фильм снят мастерски. Портрет Джулиуса Роберта Оппенгеймера, «отца» атомной бомбы, созданный Ноланом, настолько яркий и тонко проработанный, что оставляет неизгладимое впечатление.
Киллиан Мёрфи закручивает всю картину вокруг себя с той ловкостью, которой Нолан всегда доверял, да и роли второго плана в исполнении Роберта Дауни-младшего, Эмили Блант, Мэтта Деймона, Джоша Хартнетта, Рами Малека и многих других, позволяют этой ленте заслужить звание одного из величайших биографических фильмов, созданных когда-либо. Трудно оценить что-то выше, чем «Начало» и «Тёмный рыцарь», только потому, что эти фильмы уже стали классикой современного кино. Именно поэтому в будущем «Оппенгеймер» может занять первое место в данном списке.
4. Начало (2010)
Герой Леонардо ДиКаприо в фильме Нолана «Начало» способен извлекать информацию из людей через их сны. С первого взгляда, это просто увлекательный шпионский триллер с блестящим актёрским составом. Однако, всматриваясь в сюжет, вы обнаружите, что фильм имеет сильные романтические мотивы и повествует о глубоких душевных травмах.
«Начало» сочетает в себе динамичное действие с элементами драмы и делает это мастерски, не ущемляя ни одного из жанров. Это большое умение — делать убедительным и впечатляющим эмоциональный сюжет боевика, не забывая и о динамичных сценах. Нолан справляется с этим блестяще, наделяя каждого персонажа фильма достаточной глубиной, чтобы зритель сопереживал ему и видел, что даже второстепенные герои имеют индивидуальные черты и несут в себе нечто большее, чем просто функциональные роли в сюжете.
«Начало» — это Нолан во всей красе. Фильм можно пересматривать даже спустя годы. Его глубокий смысл, запоминающиеся образы и увлекательный сюжет делают его одним из величайших произведений кинематографа нашего времени.
3. Тёмный рыцарь (2008)
Будет недалеко от правды, если сказать, что «Тёмный рыцарь», отметивший недавно свое 15-летие, не просто величайший фильм о супергероях всех врёмен, но также это значительная работа в карьере Кристофера Нолана, положившая начало тренду на супергероев.
Многие последующие фильмы стремились перенять мрачную и жестокую атмосферу «Тёмного рыцаря» (например «Человек из стали»), но всё это бледные копии. Многое уже было и ещё будет сказано об актёрской игре Хита Леджера в образе Джокера, одно из величайших воплощений злодея в кинематографе. Да и все остальные детали фильма хороши. Высокий темп и драматическое напряжение сюжета, актёрская игра и общая атмосфера. «Тёмный рыцарь» 一 это один из тех фильмов, который запоминается раз и навсегда.
2. Дюнкерк (2014)
Фрагментированный сюжет, вероятно, является самой характерной чертой художественного стиля Кристофера Нолана. Этот подход выражается через субъективное восприятие времени, делая его одной из ключевых тем творчества. И если в «Доводе» Нолан, возможно, слишком далеко зашёл в этом направлении, то «Дюнкерк» представляет собой тот момент в карьере режиссёра, когда он воплощает свои идеи самым лучшим образом.
В «Дюнкерке» Нолан объединяет три параллельных повествования, развивающихся в разных временных окнах, сливая их воедино. Этот мастерский приём позволяет зрителям ощутить неделю как день, а пару часов — как вечность, задействуя субъективное восприятие времени. Такой подход умело используется в угоду сюжету, удачно соединяет форму и содержание и делает этот фильм великолепным примером союза искусства и кино.
1. Престиж (2006)
Стоит пояснить наш выбор первого места. В то время, как многие хотели бы видеть здесь «Тёмного рыцаря», нам трудно сказать, что это лучшая работа Нолана, она не настолько типична для его авторского почерка. Нет, лучший фильм Кристофера Нолана — это фильм, который ярко демонстрирует то, что данный режиссёр делает лучше всего: фрагментирует повествование, использует иллюзию и сочетает высокие идеи с театральностью блокбастера. Первая историческая драма Нолана «Престиж» воплощает в себе каждый из этих элементов, причем гораздо более жёстко и характерно, чем некоторые из вышеперечисленных работ. Для Нолана кино — это магический трюк, и никакой другой фильм не докажет это лучше, чем фильм о магии. Здесь всё очевидно, а потому мы отдаём «Престижу» первое место.