12 лучших фестивальных фильмов 2024
Фестивальным кино многие зрители с ходу брезгуют, опасаясь нарваться на что-то заумное, хмурое, тоскливое и непонятное. Но именно на фестивалях (как крупнейших — Венецианском, Каннском и Берлинском, так и на десятках второстепенных) происходит самое интересное в мировом кино. Свежие идеи, новые ходы и та самая оригинальность, в отсутствии которой упрекают создателей «мейнстримного» кино, что голливудского, что российского, — все это можно найти именно там. Мы решили рассказать про несколько фестивальных хитов, которые недавно вышли или вот-вот выйдут в российский прокат.
«(Не)бывшие»
В прокате с 28 марта, Венецианский фестиваль
Медленная, но обаятельная французская мелодрама. Пустынный берег бретонского полуострова Киброн, зима, дорогой санаторий. Туда приезжает 50-летний актер Матье, находящийся одновременно на пике славы и психологического кризиса. Он только что сорвал постановку, в которой должен был дебютировать на парижской сцене, — сорвал просто из страха, что не справится, и теперь пытается зализать душевные раны, страдая от собственной трусости и неуверенности в будущем.
В этот-то момент он и встречает Алис, свою бывшую подружку, которую когда-то резко и подло бросил. Она вроде бы уже не в обиде — в конце концов, она замужем, у нее растет дочь, и прошлое, кажется, поросло быльем. Матье и Алис пьют кофе в пустом кафе, потом прогуливаются по ветреному пляжу, смеются, смотрят на скалы и волны — и все, что между ними было, оживает снова.
Изумительный актерский дуэт Гийома Кане и Альбы Рорвахер, наверное, главное достоинство фильма Стефана Бризе; обидно, что ни Гийому, ни Альбе не достались в Венеции призы за их работы.
«Я — капитан»
В прокате с 28 марта, Венецианский фестиваль («Серебряный лев» за режиссуру)
Один из главных венецианских хитов, который понравился подавляющему большинству критиков (а потом был номинирован на «Золотой глобус» и «Оскар» в категории «Лучший международный фильм»). Герои — двоюродные братья, подростки, которые живут в сенегальской столице Дакаре и мечтают перебраться в Европу (а там, конечно же, сразу стать звездами хип-хопа). Тайком от родителей они копят деньги и отправляются в долгое путешествие через половину Африки до Триполи (чтобы там переплыть Средиземное море и оказаться на вожделенной Сицилии). Путешествие окажется мучительным и чрезвычайно опасным.
Но режиссер Маттео Гарроне снимает вовсе не трагедию о судьбе беженцев: «Я — капитан» — в первую очередь увлекательное приключенческое кино о невероятной одиссеи, предпринятой мальчишками. Отчасти это даже сказка, и некоторые вспомнили предыдущий фильм Гарроне, «Пиноккио» — о деревянном мальчике, который мечтал стать настоящим ребенком и добился-таки исполнения мечты. Добьются ее и герои «Капитана».
«Сказки Гофмана»
В прокате с 28 марта, Фестиваль «Короче», Калининград (конкурс полнометражных дебютов)
Дебютная работа режиссера Тины Баркалая открывала первый конкурс полнометражных дебютов на калининградском фестивале «Короче», и оставила очень приятное впечатление (несмотря на небольшое количество почти неизбежных для дебютанта огрехов).
Это история Нади Страховой (говорящая фамилия), 35-летней библиотекарши и по совместительству театральной гардеробщицы из провинциального города, которая с детства поставила на себе крест. Она не верит в себя, не любит реальную жизнь, глубоко уверена, что ничего и никогда в ней не достигнет. Муженек, толстый и волосатый парниша, только поддерживает в ней это ощущение, убеждая, что никто, кроме него, никогда не взял бы ее в жены.
Но однажды Надю замечает ассистент кинорежиссера. Точнее, даже не ее, а кисти ее рук — удивительно тонкие и изящные. Они нужны на крупных планах, и так у Нади начинается артистическая карьера.
Чуть ли не самое симпатичное в «Сказках Гофмана» — актерские работы Екатерины Вилковой, Евгения Цыганова и Максима Стоянова: они играют своих персонажей удивительно расслабленно и легко, и при этом безупречно точны в нюансах.
«Предчувствие»
В прокате с 4 апреля, Венецианский фестиваль, фестиваль в Пусане, фестиваль в Вальядолиде (приз лучшей актрисе Леа Сейду)
Картина одного из самых интересных современных режиссеров Франции Бертрана Боннело формально основана на рассказе Генри Джеймса «Зверь в чаще», хотя на экране от него почти ничего не осталось. В 2044 году Габриэль (Леа Сейду) должна пройти процедуру, которая избавит ее ото всех сильных эмоций, предварительно погрузив в прошлые жизни. (Слово «реинкарнация» не произносится, но, если его все-таки потихоньку произнести, оно многое объяснит озадаченному зрителю).
Оказывается, в 1910 и 2014 годах Габриэль встречалась с симпатичным молодым человеком Луи в Париже и Лос-Анджелесе; эти встречи вызывали одновременно любовный трепет и тревогу, страх перед неким непостижимым «зверем», катастрофой, которая уничтожит героев. Встречается она с Луи и в своем 2044-м, и на этот раз счастья тоже не найдет.
Эта философская драма вызывает в памяти множество других фильмов и книг, от работ Дэвида Линча до «Облачного атласа» Дэвида Митчелла, от «Вечного сияния чистого разума» Мишель Гондри до «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене. Многих критиков в Венеции она привела в восторг, а многих обескуражила; жюри решило для простоты ничего ей не давать.
«Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»
В прокате с 4 апреля, Программа «Дни авторов» на Венецианском фестивале, участие в фестивалях в Салониках (приз зрительских симпатий), Ситжесе, Кливленде, Майами, Палм-Спрингсе, Сан-Пауло
Канадская комедия про девушку-вампира, отличающуюся повышенной человеколюбивостью: она не может заставить себя убивать людей и пить их кровь (это что-то врожденное: даже клыки у нее в детстве прорезались с большим опозданием). Пьет домашние запасы крови, которые добывают родные. А те уже не знают, что с нею делать. Решают лишить ее пропитания, чтобы хоть с голодухи она переступила через свои моральные принципы.
И тут ей попадается старшеклассник в депрессии, не желающий жить и готовый добровольно отдать ей всю свою кровь. Но сначала она должна помочь ему выполнить последнее желание...
«Белое пластиковое небо»
В прокате с 4 апреля, Программа «Встречи» на Берлинском кинофестивале, фестиваль анимации в Анси
Венгерский мультфильм о невеселом мире будущего. Сто лет тому вперед, начало XXII века: Земля стала выжженной пустыней, все животные и растения на ней погибли. Крупные города, такие как Будапешт, накрыты пластиковыми куполами, и жизнь в них продолжается как ни в чем не бывало.
Вот только люди наслаждаются ею лишь до 50 лет, а потом обязаны отправиться на специальную «плантацию». Там в них вживляют семена, вводят в анабиоз и постепенно превращают в человекодеревья со съедобными листьями (узоры на них повторяют папиллярные линии на пальцах). Из этих листьев и делают пищу для молодых будапештцев.
А через пару лет деревья сжигают, потому что у них начинается пора цветения, а пыльца их смертельно ядовита. Героиня фильма решает фактически покончить с собой — превратиться в дерево задолго до достижения 50 лет.
Ее муж оказывается против и отправляется за любимой на «плантацию», мечтая извлечь из нее семя дерева и вернуть все, как было.
«Меч короля»
В прокате с 18 апреля, Венецианский фестиваль
1755 год. Капитан Людвиг Кален, четверть века прослуживший в немецкой армии, возвращается в родную Данию. Он хочет дворянский титул и получить его намерен, осуществив смелый план: освоить безжизненные ютландские пустоши, засадив их картошкой (новым для XVIII века продуктом). Королевские чиновники соглашаются, хотя и не верят в успех мероприятия.
Кален отправляется в Ютландию — и сталкивается там с садистом-феодалом, который любой ценой хочет ему помешать. Экранизация бестселлера датской писательницы Иды Йессен осуществлена крепким профессионалом Николаем Арселем (увы, лучше всего он знаком публике по худшему своему фильму — нелепой голливудской экранизации «Темной башни» Стивена Кинга с Идрисом Эльбой и Мэтью МакКонахи).
В Венеции фильм (оригинальное его название — «Бастард», а международное английское — «Земля обетованная») сравнивали с вестерном и очень хвалили Мадса Миккельсена, сыгравшего главную роль.
«Зла не существует»
В прокате с 25 апреля, Венецианский фестиваль (Гран-при жюри)
Японец Рюсукэ Хамагути прославился на весь мир, сняв фильм «Сядь за руль моей машины» — трехчасовую, очень неторопливую психологическую драму, основанную одновременно на рассказе Харуки Мураками и чеховском «Дяде Ване».
В Каннах в июле 2021 года картина получила приз за лучший сценарий, в течение нескольких месяцев стала считаться современной классикой и на «Оскарах» зимой 2022-го была уже номинирована в том числе в категориях «Лучший фильм года» и «Лучший режиссер» (получила в итоге статуэтку за «Лучший международный фильм»).
Естественно, следующую картину Хамагути без разговоров взяли в венецианский конкурс, где ей в итоге достался второй по значению приз. Действие разворачивается в горной деревне, славящейся своей исключительно чистой и вкусной ключевой водой.
Столичные застройщики собираются построить там «глэмпинг» (грубо говоря, шикарный отель-санаторий, в котором люди живут со всеми удобствами, но в то же время как бы на природе). Конечно, строительство погубит всю экосистему. Отталкиваясь от этого простого конфликта, Хамагути уводит зрителя в любимые им глубины психологии и меланхолии.
«Память»
В прокате с 2 мая, Венецианский кинофестиваль (приз «Лучшему актеру"— Питеру Сарсгаарду)
Мелодрама снята Мишелем Франко, довольно радикальным независимым автором, но этот его проект сравнительно мейнстримный. Речь в нем идет о двух несчастных жителях Бруклина: Сильвии и Соле. Сильвия — бывшая алкоголичка, страдающая от последствий детской психологической травмы. А Сол мучается от деменции, пришедшей к нему не в старости, а в расцвете лет.
Встретившись практически случайно, они становятся близки (насколько это возможно в случае Сола, путающего, произошло то или иное событие пять минут или пять лет назад).
Главное достоинство картины — работы актеров: Питер Сарсгаард, которого всю жизнь незаслуженно обделяли призами, наконец-то получил в Венеции «Кубок Вольпи», а Джессика Честейн вновь доказала, что является одной из лучших актрис поколения.
«Я не киллер»
В прокате с 23 мая, Венецианский фестиваль
Гэри Джонсон, преподаватель философии и психологии в нью-орлеанском колледже, случайно и неожиданно получает новую работу: полицейские предлагают ему изображать киллера. Надо выходить на тех, кто собирается прибегнуть к услугам наемного убийцы, а потом сдавать их копам. Гэри наслаждается процессом, для которого требуется определенный актерский талант, примеряет разный грим и костюмы, все у него складывается очень неплохо... А потом ему вдруг очень нравится одна женщина, решившая заказать собственного мужа.
И все идет не по плану. Один из самых «зрительских» фильмов уважаемого американского автора Ричарда Линклейтера («Отрочество», трилогия «Перед рассветом» / «Перед закатом» / «Перед полуночью’) — винегрет из жанров: смесь комедии, триллера, мелодрамы и нуара, причем управляется со всем этим Линклейтер виртуозно.
Между прочим, параллельно он работает над мюзиклом Merrily We Roll Along (у нас переводят «Мы едем, едем, едем»), который должен сниматься в течение 20 лет и выйти в 2039 году (!): герой Пола Мескала будет стареть на экране естественным образом. Держим кулаки и надеемся, что на Венецианском фестивале 2039 года проект получит «Золотого льва».
«Проклятие "Зов могилы»
В прокате с 30 мая, Программа «Форум» на Берлинском фестивале
На фестивалях показывают не только артхаус, но иногда (чаще не в основных конкурсах) совершенно зрительское жанровое кино. Международное название этой корейской картины — Exhuma, и да, вы правильно поняли: речь в ней идет об эксгумации.
В состоятельной корейско-американской семье болеет новорожденный сын. Обращаются к шаманам; те быстро определяют, что все дело в проклятии, известном как «Зов могилы» — это когда мстительный дух предка преследует перворождённого ребенка. Надо найти могилу этого предка и что-нибудь с ней сделать. Находят, раскапывают — и начинается такая свистопляска, что хоть святых выноси.
Между прочим, в Южной Корее это настоящий блокбастер: меньше чем за полтора месяца он собрал 82 миллиона долларов (цифра, которая продюсерам российских фильмов, даже таких популярных, как «Холоп 2» или «Движение вверх», только снится).
«Империя»
В прокате с 28 июля, Берлинский фестиваль, приз жюри
Режиссер Брюно Дюмон прославился в Каннах, где показывал невеселые картины (в 1999-м — драму «Человечность», а в 2006-м — «Фландрию», обе картины получили на Круазетт награды). Но в последнее время Дюмона тянет на легкий (по его, конечно, меркам) жанр: он снял два мини-сериала, «Малыш Кенкен» и «Кенкен и инопланетяне», в которых дети и подростки в бретонской глубинке расследовали удивительные события.
«Империя» — пока что кульминация жанрового кино по-дюмоновски: теперь в рыбацкой деревеньке на севере Франции разворачивается настоящая битва между силами Добра и Зла. При этом штаб-квартирой сил света становится часовня Сен-Шапель, одна из главных жемчужин Парижа, а штаб-квартирой сил тьмы — Версаль. Это дичайшая дичь, которую трудно описать словами: вроде бы пародия на «Звездные войны», но до того странная, что у большинства критиков быстро кончаются эпитеты.
Стоит увидеть своими глазами, чтобы поверить и понять. Правда, было бы неплохо для начала посмотреть обоих «Кенкенов» (поверьте, это окупится): действие разворачивается в одной дюмоновской вселенной, при этом непрофессиональные актеры, игравшие в сериалах, на этот раз смешаны со звездами французского кино вроде Лины Кудри, Камиль Коттен, Фабриса Лукини и Анамарии Вартоломей.
А впрямую связывают эти проекты двое незабываемых туповатых полицейских, сыгранных Бернаром Прюво и Филиппом Жором.