14 фильмов Гая Ричи: от худшей картины режиссера к его главному шедевру — угадаете, какому именно?
«Унесенные» (2002)
Самый странный фильм Ричи, больше похожий на подарок его тогдашней жене Мадонне, с которой он и снял слащавую и эксгибиционистскую мелодраму. То, что это не его жанр, очевидно, а еще очевидно, что такое кино никому не нужно — фильм с треском провалился в прокате, собрал массу негативных отзывов, пять «Золотых малин» и звание худшей картины режиссера.
«Операция "Фортуна": Искусство побеждать» (2023)
Ричи явно хотел сделать свой аналог «бондианы», но при этом чтобы было остроумно, иронично и «для своих». Итог — получилось довольно глупо, с кучей штампов и несмешных, а порой и оскорбительных шуток. Все актеры тут, включая Джейсона Стэтхема и Хью Гранта, просто повторяют свои привычные образы в нелепой пародии на шпионские боевики.
«Аладдин» (2019)
Еще одна номинация на «Золотую малину», правда, как ни странно, положительная — «за восстановление репутации», но не Ричи, а Уиллу Смиту, из которого получился действительно забавный Джинн. В остальном — слишком обычный для британского постановщика диснеевский блокбастер, симпатичный и коммерчески успешный, но необязательный и снятый будто на автомате.
«Меч короля Артура» (2017)
Попытка Ричи впервые сыграть на поле фэнтези с легким историческим уклоном — увы, провальная: фильм не смог окупить даже собственный бюджет и собрал довольно средние оценки зрителей и прессы. На самом деле, у ричиевского Артура (харизматичный Чарли Ханнэм из «Сынов анархии») есть свое обаяние и лоск, но сам фильм напоминает средней руки сказку, зачем-то приправленную пацанской эстетикой.
«Агенты А.Н.К.Л.» (2015)
Есть мнение, что «Агентов» недооценили — это был первый фильм Ричи после двух «Шерлоков» и классических криминальных комедий, и забавную, но не особенно запоминающуюся картину проигнорировали зрители, чьи ожидания слегка обманули. Тем не менее, в фильме, как минимум, здорово показали себя Генри Кавилл и Арми Хаммер — второй, к сожалению, так и не смог реализовать свой потенциал.
«Гнев человеческий» (2021)
Еще один неожиданный финт ушами традиционно веселого Ричи — объединившись со старым товарищем Джейсоном Стэтхемом, он неожиданно выдал мрачный триллер с библейскими аллюзиями. Хитом фильм не стал, но смог неплохо отбить свой бюджет, а заодно открыть для зрителя новую грань режиссера. Хотя, конечно, не каждому понравится такое серьезное, даже насупленное кино, как «Гнев человеческий».
«Револьвер» (2005)
Разнесенная в пух и прах критиками и оглушительно провалившаяся в прокате попытка Ричи изобразить из себя почти что философа. Закрученный в тугой драматургический узел триллер, тем не менее, со временем оценили зрители, посчитав его не во всем удачным, но интригующим экспериментом. Как минимум, тут есть волосатый Джейсон Стэтхем — вот это и впрямь неожиданный поворот!
«Переводчик» (2023)
Самый свежий и самый серьезный фильм Ричи, в котором фирменных шуточек — раз, два и обчелся. Зато есть неожиданный заход на территорию политики: история морпеха, отправившегося в Афганистан спасать товарища из-за бездействия властей — легкий, но ощутимый укол в сторону США, покинувших страну в 2020-х. В остальном — компетентный и впечатляющий боевик, мощно снятый и сыгранный отличными актерами.
«Шерлок Холмс: Игра теней» (2011)
Приличный сиквел к приличному фанфику про Шерлока Холмса, сделанный по принципу «всего того же, только побольше»: вместо Лондона — целая Европа, вместо одного профессора Мориарти — еще целая банда отморозков, вместо нескольких сцен в рапиде — около трети фильма в слоу-мо. Не так интересно, как в первый раз, но все же довольно захватывающе.
«Шерлок Холмс» (2009)
Ричиевского Холмса можно долго ругать — за то, что вместо проницательного интеллигента получился еще один Микки из «Большого куша», за кэмповый Лондон, за несерьезную интонацию и отход от книг в целом. Но трудно поспорить с тем, что это почти что «Пираты Карибского моря». Плюс, конечно, еще одна знаковая роль Роберта Дауни-младшего, благодаря которой он стал большой звездой. А мы очень ждем его появления в сериале, где он сыграл сразу несколько ролей.
«Джентльмены» (2019)
Все-таки лучше всего Ричи даются его фирменные криминальные комедии, и «Джентльмены» — лучшее тому подтверждение. Фильм не только подарил плеяду колоритных персонажей (чего стоит только Колин Фаррелл в спортивном костюме и шляпе), но и стал для режиссера возвращением к истокам после успешного, но неоднозначного «Аладдина» и провальных «Агенты А.Н.К.Л.» и «Меч короля Артура».
«Рок-н-рольщик» (2008)
Как и в предыдущем случае, Ричи смог вернуть доверие к себе после провалов «Унесенных» и «Револьвера», сделав классический «пацанский» фильм, добавивший веса набиравшему тогда вес (во всех смыслах) Джерарду Батлеру. И хотя фильм провалился (опять), образы, выведенные режиссером, сделали его культовым для армии поклонников, растянувших картину на цитаты.
«Карты, деньги, два ствола» (1998)
Дебютный фильм сразу стал визитной карточкой Ричи: комичные лондонские маргиналы, оказавшиеся впутанными в проблемы с местной мафией (все до одного, как и положено, с меткими прозвищами) — излюбленный материал режиссера, в котором ему нет равных. Те кто сравнивают британца Тарантино, не правы — американский коллега брал постмодерном и синефилией, а Ричи — хулиганством и дворовой ухмылкой. А кто вы из фильмов Гая Ричи?
«Большой куш» (2000)
Без преувеличения, самый народный фильм Ричи в России. Кажется, сейчас не найти фаната кино, который не знает, почему Бориса Бритву зовут именно так, почему Турецкий — не прилагательное, и что такое противодействие цыган. Этот фильм, вкупе со знаменитым переводом Пучкова, сформировал свой собственный киноязык — ранее такое удавалось провернуть разве что Гайдаю и персонажам Фаины Раневской. Можете себя, кстати, проверить на знание этого языка в нашем тесте.