5 лучших российских сериалов, которые изменили отечественное кино
Мастер и Маргарита (2005)
Сериал по одноименному роману Михаила Булгакова снял режиссер Владимир Бортко. Это, кстати, не единственная его «булгаковская» картина — ранее, в 1988-м, он режиссировал «Собачье сердце».
Мнения зрителей о «Мастере и Маргарите» разошлись. Одни были в восторге от особой мистической атмосферы, музыкальной темы, актерской игры. Другие ругали сериал за слабые спецэффекты, историческую недостоверность и выбор на роль Маргариты актрисы Анны Ковальчук, которая в восприятии зрителя была слишком тесно связана с образом Марии Швецовой.
Но так или иначе, сериал уверенно завладел вниманием аудитории — по статистике Gallup Media, его смотрел каждый пятый россиянин.
Оттепель (2013)
В «Оттепели» режиссер Валерий Тодоровский размышляет о жизни «шестидесятников»: по сути, поколения своих родителей. В центре внимания режиссера оказывается феномен «прожигания» жизни, жизни на все 100%, которая стала возможна после смены политического курса. Хотя сам Тодоровский многократно подчеркивал, что «Оттепель» не поднимает политических вопросов, а рассказывает истории обычных людей.
Главные аргумент в пользу «Оттепели» — большой резонанс и неоднозначное впечатление зрителей. Сериал называли «фильмом года», а затем ругали за консервативное исполнение, недостоверность, отсутствие конфликта. Остается одно — посмотреть и сформировать собственное мнение.
Звоните ДиКаприо (2018)
«Звоните ДиКаприо» — 8-серийный фильм Жоры Крыжовникова, режиссера «Самого лучшего дня» и «Горько!». Над сценарием Крыжовников работал вместе с командой «Сладкой жизни» и «Физрука». Сериал рассказывает об актере, который подозревает у себя ВИЧ, его семье, друзьях, и, в целом, киноиндустрии.
Многие образы и события показались зрителям гротескными. Но вместе с общим сатирическим тоном сериала гротеск смотрится вполне органично.
«Звоните ДиКаприо» часто называют смелым — в сериале действительно поднимаются достаточно сложные, табуированные темы. Сериал не только рассказывает о ВИЧ, но и затрагивает вопросы поддержки и зависимости, ответственности, разрушении и созидании, из которых складывается повседневность.
А еще показывает «изнанку» киноиндустрии — не ново, но осмыслено и подано гораздо интереснее, чем мы привыкли.
Измены (2015)
Сериал «Измены» снял Вадим Перельман — по сценарию Дарьи Грацевич. Рассказывает, как можно догадаться из названия, о супружеской неверности. Но на самом деле, ключевая проблематика «Измен» не связана ни с семейной жизнью, ни с отношениями в самом широком смысле.
Сериал рассказывает о стереотипах, которые управляют нашей жизнью — и о том, как сложно бывает распознать их в собственном поведении, освободиться от них и прийти к лучшей жизни.
Изменяют в сериале, кстати, не мужские персонажи, а женщины. И это не делает их отрицательными персонажами, не включает никакого намека на осуждение. Это выделяет женские образы «Измен» среди других героинь российского кинематографа. Такая необычная оптика — достойный повод познакомиться с сериалом.
Вампиры средней полосы (2021)
Сериал «Вампиры средней полосы» — локализация полюбившихся миллионам зрителей комедийных историй о вампирских кланах: в первую очередь, «Реальных упырей» и «Чем мы заняты в тени». События разворачиваются в Смоленске, в основе истории лежит детективный сюжет.
Как обычно, мнения зрителей разделились: кто-то ругал сериал за стереотипы, незамысловатую манеру съемки и недостаток драмы. Другие хвалили за «химию» между персонажами и указывали, что за шутливым сюжетом о вампирах скрывается более глубокий смысл. Например, что «Вампиры средней полосы» на самом деле рассказывают об отношениях в российской семье и исследуют вопросы близости, поддержки, нравственного выбора и другие важные аспекты взаимодействия между людьми.