5 минут без движения и слов: как снимали одну из самых запоминающихся сцен фильма «Семнадцать мгновений весны»
Одна из самых ярких сцен в Советском фильме «Семнадцать мгновений весны» — встреча Штирлица с женой в кафе «Elefant». Причем изначально ее не было в сценарии, но во время работы было решено ее добавить. А автором такой идеи стал исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов.
О том, как разведчикам приходится встречаться со своими женами, актеру рассказал знакомый, под одной из версий это был легендарный советский разведчик-нелегал Конон Трофимович Молодый. Тихонова очень впечатлил его рассказ, и он предложил отразить это в фильме.
Сначала планировалось, что в кадре появится не только жена, но и сын Исаева, которого тот никогда не видел. Сценаристы даже прописали такой поворот событий: мальчик должен был держать в руках цепочку-брелочек, которую потом оставит на тарелочке. И когда встреча будет окончена, Штирлиц, выбрав подходящий момент, заберет его в память о сыне. Но Лиознова была уверена, что ребенок заберет себе все внимание, и зрители не «заметят» женщину. Тогда было решено сделать акцент на чувствах мужчины и женщины, которые преодолевают войну и расстояния.
Эта сцена стала одной из самых сложных в фильме: герои не разговаривают и почти не двигаются на протяжении пяти с половиной минут. Актерам приходилось играть только глазами.
На самом деле секрет этого кадра не только в волшебном музыкальном сопровождении, но и в «живой» актерской игре.
Вообще сначала снимать актеров решили по отдельности, так как у Тихонова в день съемок был первый выходной за долгое время. Но он не усидел дома и захотел заглянуть в глаза своей экранной супруги, узнать, кто она. «Пришел и сел у камеры, на уровне столика. Мы играли в полном молчании... И все получилось, всего за час. С таким великим актером, как Тихонов, иначе и быть не могло!
А на следующий день была его съемка без меня. Но он сказал Лиозновой: «Давай вези мне эти глаза. Без них я сниматься не могу». И меня тут же доставили на съемки и посадили у камеры. Я постаралась сделать все то же, что и день назад. Поэтому, наверное, Вячеслав Васильевич и сыграл так гениально, глядя в мои наполненные глаза», — вспоминала как-то его коллега Элеонора Шашкова.