7 самых увлекательных фильмов и сериалов от первого лица: почувствуйте все переживания героев
На излете XX века повествование от первого лица стали обсуждать в контексте found footage. Такие фильмы стилизованы под видеозапись, авторами которой являются герои фильма (чаще всего покойные).
Этапный фильм, связанный с субъективным нарративом, уходит корнями в Россию. Речь, конечно же, о «Хардкоре» 2016 года, который визуально похож на игровой шутер. Этой картиной, к слову, вдохновлена социальная комедия «Стрим» с Денисом Власенко, которая уже выходит на телеканале ТНТ.
Чем этот метод привлекает режиссеров и зрителей? Погружением в историю. Глядя на происходящее глазами героя, мы глубже знакомимся с экранным миром, замечаем больше деталей, испытываем те же эмоции, что и протагонист.
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)
Трое студентов-киношников решают снять фильм о загадочной ведьме. О ней давно слагают легенды в городке Буркиттсвилль, штата Мэриленд. По одной из них, под влиянием ведьмы маньяк похитил и убил семерых детей. Наши герои сперва опрашивают местных жителей, а затем устремляются в лес, чтобы задокументировать присутствие злого духа.
«Ведьма из Блэр» — один из первых фильмов, снятых в формате found footage (или «найденной пленки»). События картины представлены в виде записи камеры, которую повсюду таскают главные герои. Этот прием делает повествование более приземленным и заставляет поверить в ужасы, которые поджидают троицу в лесной глуши.
«Оружейный барон» (2005)
Криминальная драма, навеянная биографией россиянина Виктора Бута. Юрий Орлов, чьи родители покинули Украину и осели в США, мечтал разбогатеть и с годами наладил теневой бизнес по продаже оружия. Пушки, которыми он снабжает весь мир, нелегально добываются в заброшенных военных частях Америки и в странах рухнувшего СССР. Дело Юрия процветает и приносит солидные деньги, пока на его след не выходят агенты Интерпола.
В «Оружейном бароне» ракурс от первого лица посвящен... жизненному циклу пули. Речь идет о короткой вступительной заставке: мы видим, как патрон изготавливается на заводе, затем попадает на конвейер, откуда его отвозят наемникам. В этом нет сложной художественной задумки, а вот приятное украшения для фильма обеспечено.
«Монстро» (2008)
Еще один проект, стилизованный под формат «найденной плёнки». Шумную вечеринку в центре Нью-Йорка прерывает катастрофа — с неба упало исполинское чудище, которое вот-вот сравняет город с землей. Тем временем главные герои узнают, что их подруга пропала, и отправляются на ее поиски. Свои злоключения молодые люди снимают на камеру, через нее зритель наблюдает за происходящим.
Субъективная камера превращает «Монстро» из типового ужастика в фильм-катастрофу, где переживания людей не менее важны, чем экшен и скримеры. Зритель наблюдает за апокалипсисом глазами героев и понимает, что они испытывают в данную минуту (и переживает этот опыт вместе с ними).
«Маньяк» (2012)
Лос-Анджелес. В городе орудует безумец-душегуб. Его зовут Фрэнк, и его главное занятие — охота на женщин. Своих жертв он убивает и снимает с них скальпы, которые служат для Фрэнка трофеями.
Смотреть, как протекают будни Фрэнка, его же глазами — занятие не из приятных. Слежки за жертвами, беседы с ними, убийства, дальнейшие ритуалы — все это показано в фильме подробно и отталкивающе. Но это не промах, а блестяще реализованная задумка автора: если вы любите хорроры и не боитесь жутких сцен, то «Маньяк» покажется вам новым словом в жанре.
«Гравитация» (2013)
Один из лучших фильмов о космосе среди когда-либо снятых. Миссия экипажа МСК оказывается под угрозой, когда космонавты попадают под метеоритный дождь. В живых остается только доктор Райан Стоун. Оставшись наедине с космосом, героиня падает духом, но напутствие покойного командира пробуждает в ней силы бороться за жизнь.
Все полтора часа мы наблюдаем, как Стоун парит над Землей, от станции к станции, в надежде отправить SOS. Мощнейший эффект присутствия создают сцены от первого лица: в них Райан с трудом карабкается по космическому кораблю, хватаясь за тросы и ручки люков. Одно неверное движение — и всё пропало. В такие моменты напряжение, в котором пребывает героиня, чувствуешь в полной мере.
«Хардкор» (2016)
Генри просыпается в загадочной лаборатории и приходит в ужас. Герой почти не помнит свою жизнь — пока он был в отключке, его превратили в киборга. Вскоре глазах у Генри похищают его жену Эстель. Ему чудом удается спастись, сбежав из лаборатории. Генри в ярости и готов на все, чтобы найти похитителей и вернуть самого дорогого человека в его жизни.
Снятый Ильей Найшуллером «Хардкор» — отличный подарок любителям игровых шутеров. Все 90 минут Генри всаживает в неприятелей пули, отрывает конечности, спасается от погонь, наблюдает взрывы, гибель людей и прочий ужас. И всё это снято от его лица. Если вы ждали экранизацию Call of Duty или Wolfenstein, то «Хардкор» вам точно понравится: сеттинг здесь другой, но дух и механика видеоигр переданы блестяще.
«Стрим» (2022)
Устав от коррупции и беспредела, царящих в школе, подросток Жора решает разоблачить халатных учителей и циничных одноклассников. Для этого он надевает шлем с камерой «ГоПро», приходит на занятия и начинает транслировать школьные будни в интернет. Разумеется, окружающих это не радует, и Жора быстро становится их мишенью, а для кого-то и супергероем.
Авторы «Стрима» (режиссер Рустам Ильясов и сценарист Ришат Мухтаров) не скрывают, что визуальный ряд сериала вдохновлен «Хардкором». Школьное безумие подается так, как видит его Денис, — от первого лица через шлем «ГоПро». Смотрится это эффектно, а главное — комично: взрослые, которые, глядя в глаза Денису (а заодно и зрителю), ведут себя как дети, ничего, кроме смеха, не вызывают. Интересен и метод, с помощью которого снимали кадры от первого лица: сам исполнитель роли Жоры, актер Денис Власенко, носил обычный шлем, а девятикилограммовый шлем с камерой надевали на его дублера, или же отдавали оператору.
Тем не менее, кадры, снятые самим Денисом, в сериале тоже есть.
«Аватар» за кадром: как снимались подводные сцены и что будет в третьей части фильма — читайте в нашем канале в Telegram