Чем занимается бест бой, кей-грип, механик долли и другие люди странных профессий, которых мы видим в титрах кино?
Грип
Грип — это рабочий, отвечающий за все, что связано с обслуживанием съемочного оборудования. Например, грипы собирают рельсы, на которых ездит тележка с камерой, или краны, на которых камера цепляется (у этих есть свое название — кранмейстер). Руководит ими кей-грип (или key grip) — соответственно, бригадир, который находится в подчинении у оператора. О профессии оператора мы рассказывали вот тут.
Фокус-пуллер
Он же ассистент по фокусу — человек из операторского цеха, ответственный за фокус на камере. Кто-то скажет — для этого что, нужна отдельная должность? Да, потому что современные камеры нуждаются в точной фокусировке, которую вручную настраивает именно фокус-пуллер: он следит, чтобы объекты в кадре сохраняли необходимую резкость. Для этого необходимы специальные навыки, включающие в себя знание законов оптики. Так что да, это крайне важная позиция. Иногда их в шутку называют фокусниками (ну это было ожидаемо, правда?).
Гаффер
Проще говоря, электрик. Нет, он не установит вам розетку, зато выставит освещение на площадке. Свет в кино — важнейшая часть, и гаффер лучше всех знает, как установить прибор, как его настроить, провести кабель и ничего при этом не сломать. Хорошие гафферы — специалисты на вес золота, а вот плохие гафферы могут стать причиной порчи оборудования и даже пожара. В России хороших гафферов, кстати, часто ласково именуют «светиками».
Best boy
Наверняка вы каждый раз недоумевали, что это за «лучший мальчик» в титрах? Вы не поверите, но это ассистент бригадира, который знает, и как выставить свет, и как закрепить камеру, и как лучше проложить рельсы. Проще говоря, такой рукастый человек на подхвате. Откуда такое название? Просто раньше бригадир просил «дать ему в помощь лучшего парня» (best boy), отсюда «погоняло» и закрепилось. Кстати, бест боем может быть и девушка — долой стереотипы!
Дольщик
Он же долли грип, или механик долли. Сразу скажем: долю он ни с кем не делит, с клонированием и овцами тоже никак не связан. Это механик операторской тележки — платформы для камеры, которую двигают по рельсам (она же «долли», отсюда и название). И снова ответ: да, для этого нужен отдельный человек, потому что тележку нужно толкать с определенной скоростью; проще говоря, ею тоже надо уметь управлять.
Хлопушка
Он же второй ассистент оператора (первый — фокус-пуллер). Те самые люди, которые «хлопают» в кадре при помощи нумератора, который тоже называют хлопушкой. И снова — кажущаяся бесполезной профессия, на самом деле, невероятно важна: клэппер (как их называют в Голливуде) ведет учет дублей, что в дальнейшем сильно экономит время на монтаже. Невнимательная (часто это почему-то молодые девушки) хлопушка может создать кучу проблем на постпродакшене.
Фиксер
Как нетрудно догадаться, своего рода дипломат, юрист и, в некоторых случаях, «решала» на съемочной площадке. Задача фиксера — устранять возникающие по ходу дела трудности: решать конфликты на площадке, договариваться о необходимых разрешениях, улаживать вопросы с полицией и так далее. Хороший фиксер — человек, незаменимый на больших проектах, где все может пойти не по плану по сто раз на день.
Художник фоли
Он же шумовик, фоли артист или художник звуковых эффектов. Человек, ответственный за звуковое оформление для всего, что есть в кадре на пост-продакшене. Все эти стрекотания цикад в джунглях, завывания ветра и топот шагов — это и есть те самые фоли, художественные шумы, которые создает шумовик. Продюсер, конечно, может попробовать сэкономить и заменить его библиотекой звуковых эффектов, но для большей достоверности необходимы профессиональные foley artists.
Локейшен менеджер
Люди, хоть немного знакомые с английским, догадаются, что это менеджер по локациям. Да, есть целый человек, который на этапе подготовки к съемкам (препродакшена) занимается тем, что ищет места для съемок. И вы удивитесь, как сложно порой найти толкового локейшен менеджера — у настоящих спецов есть целый каталог разнообразных локаций, которые он подберет в соответствии с ожиданиями режиссеров (порой довольно капризных), договорится о съемках на них и подготовит.
Проп мастер
Совсем уж редкий пример написания профессии, который трудно встретить в титрах российских фильмов, зато в Голливуде — повсеместно. Это реквизитор — человек, ответственный за поиск всего, что будет в кадре. Работает в паре с художником-постановщиком, снабжая его всем необходимым. У хорошего реквизитора дома порой бардак — он, как старьевщик, собирает все, что может однажды пригодиться на площадке: от каких-нибудь особо живописных огрызков яблок до антиквариата.
Кстати, и реквизитора, и многие другие кинопрофессии можно освоить в любом возрасте — здесь мы рассказывали, куда идти учиться. Хотя азы некоторых из них до сих пор постигаются за счет работы на площадке — чаще всего весьма тяжелой.