Чем занимается режиссер кино? И почему не всегда стоит винить его в том, что он снял плохой фильм?

Часто любители кино, посмотрев очередной фильм, который им не понравился, говорят: «Это все из-за криворукого режиссера». Или, как вариант: «операторская работа в этом фильме плохая, режиссер бестолочь». На режиссеров валят вину за плохую компьютерную графику, неудачный монтаж, бездарных актеров в кадре... Давайте разберемся, чем же занимается режиссер, что зависит от него, а что нет, и за что его, соответственно, не стоит ругать (а заодно — кого стоит ругать на самом деле).
Чем занимается режиссер кино? И почему не всегда стоит винить его в том, что он снял плохой фильм?
Кадр из х/ф «Фабельманы»
Содержание статьи

Что входит в обязанности режиссера?

Простой ответ — он занимается постановкой фильма/сериала. Но что именно скрывается за понятием «постановка»? Недаром под режиссером подразумевается, как правило, именно режиссер-постановщик, хотя, помимо него, есть и такие должности, как режиссер монтажа, второй режиссер, режиссер второго юнита, режиссер-постановщик зрелищных сцен. Если, опять-таки, слегка упростить, постановщик — это своего рода супервайзер. Он координирует членов съемочной группы на площадке, формируя ансамбль из артистов, оператора, художника-постановщика и других ключевых действующих лиц, а также следит, чтобы сценарий фильма был перенесен в соответствии с представлением о конечном результате. Он работает с артистами, ставит им актерские задачи, создает раскадровку на пре-продакшене, дает указания оператору, а также, во многих случаях, занимается монтажом фильма вместе с монтажером.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из х/ф "Хандра"

Что НЕ входит в функции режиссера?

Иногда в упрек режиссеру ставят вещи, от него не всегда зависящие. Например, когда вышел первоначальный вариант «Лиги справедливости», Зака Снайдера обвиняли в том, что фильм чудовищно смонтирован (даже несмотря на то, что его доснимал Джосс Уидон, сменивший Снайдера из-за трагедии в семье последнего). В голливудском кино в большинстве случаев финальное слово по монтажу картины остается за продюсерами, которые могут диктовать свои условия. Поэтому винить стоило не его, ведь его изначально даже не было в списке продюсеров. Кстати, поэтому крупные режиссеры (а иногда и актеры/сценаристы, и так далее) вкладываются в проект финансово, сохраняя за собой возможность влиять на определенные решения — тогда они тоже числятся продюсерами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также режиссера не всегда стоит упрекать в «плохом сценарии», если только он не был сам автором или со-автором. Дело в том, что съемочный процесс устроен таким образом, что даже самый лучший сценарий, в силу обстоятельств, может быть перенесен не самым лучшим образом. Этому могут способствовать несоблюдение графика съемок (что тоже не всегда зависит от режиссера), сложности на все том же монтаже, нехватка бюджета, внешние обстоятельства вроде погодных условий, и многие другие факторы. Другой вопрос, что даже самый хороший сценарий может быть испорчен не очень талантливым режиссером. Наконец, то, что хорошо смотрелось на бумаге, может при переносе на экран превратиться в нечто ужасное — так тоже бывает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из т/с "Предложение"

Режиссер в ответе за «плохую операторскую работу»?

Не совсем. Если режиссер — это, условно говоря, голова фильма, то оператор — руки, которыми голова управляет. Режиссер может придумать определенное изобразительное решение фильма (и вот оно может быть как раз неудачным). Задача оператора — запечатлеть его камерой при помощи доступной техники и операторских приемов. Поэтому при написании раскадровки фильма часто присутствует и оператор — они вместе с режиссером решают, удастся ли, при имеющихся технологиях и бюджете, воплотить ту или иную идею. Поэтому режиссеры часто сотрудничают с одними и теми же операторами, с которыми у них сложился удачный тандем — как, например, дуэт Альфонсо Куарона и Эммануэля Любецки. А иногда режиссер сам берется за камеру, как Стивен Содерберг, самостоятельно снявший все (или почти все) свои фильмы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эммануэль Любецки (с камерой) на съемках фильма «Рыцарь кубков»
Эммануэль Любецки (с камерой) на съемках фильма «Рыцарь кубков»
IMDB

Режиссер в ответе за «плохую актерскую игру»?

Тоже не всегда. Разумеется, есть режиссеры, которые просто не умеют работать с актерами, а есть актеры, которые могут делать все, скажем так, по своему разумению — правда, обычно это выдающиеся актеры, которые просто хорошо знают свои возможности, а режиссер им «не мешает». Но, в целом, то, что хорошо смотрелось на съемочной площадке, может быть испорчено впоследствии — например, на том же монтажном столе, если неудачное чередование кадров «убьет» актерскую органичность. Плюс, не всегда у режиссера есть возможность повлиять на выбор актеров — допустим, продюсеры навязали ему звезду, с которой у него не складывается контакт (все мы люди), и режиссер, скованный контрактом, выжимает из артиста все, что может. И все-таки да — в руках талантливого режиссера и при наличии хорошего сценария талантливые артисты обычно играют хорошо, и наоборот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Режиссер Стэнли Кубрик
Режиссер Стэнли Кубрик
Кадр из д/ф "Кубрик о Кубрике"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер в ответе за некачественные CGI-эффекты?

Вот тут в большинстве случаев будет стопроцентное «нет». Если режиссер не имеет прямого доступа к бюджету и постпродакшену (т.е. он не продюсер фильма), то мало чем может повлиять на работу художников компьютерной графики. По одной простой причине: деньги студии, которая занимается спецэффектами, платит не он. От денег, кстати, зависит многое и в том случае, если у него даже есть возможность диктовать свои условия. Грубо говоря, если на спецэффекты заложено $100 тысяч, то в руках профессионалов все и будет выглядеть на эту сумму. Как бы режиссер ни хотел, чтобы это выглядело на условный миллион, он не сможет повлиять на конечный результат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Аватар» — фильм, на котором режиссер Джеймс Кэмерон непосредственно руководил производством CGI-спецэффектов
«Аватар» — фильм, на котором режиссер Джеймс Кэмерон непосредственно руководил производством CGI-спецэффектов
Кадр из фильма

Итак, что зависит от режиссера в конечном итоге?

Если режиссер не продюсер, то от него зависит то, как он смог распорядиться вверенными ему ресурсами на съемочной площадке, в том числе людскими: оператором, работой художественного цеха, сценарием, бюджетом и так далее. Если он имеет доступ к постпродакшену, то он отчасти ответственен и за монтаж, например. Поэтому регулярно возникают истории, когда режиссер упрекает продюсеров, которые ограничивали его в возможностях (не только в Голливуде — взять, например, скандал с фильмом «Блокбастер» Романа Волобуева, который отказался от снятой им же картины). Наконец, если он и продюсер, как, например, Стивен Спилберг в большинстве его фильмов, то да — его можно упрекнуть за плохое качество фильма на выходе. Проще говоря: не всегда стоит валить все шишки на режиссера, необходимо разграничивать зоны ответственности и учитывать обстоятельства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Игорь Коновалов (в центре)- бездомный российский режиссер, снимающий фильмы без бюджета
Игорь Коновалов (в центре)- бездомный российский режиссер, снимающий фильмы без бюджета
Кадр из д/ф "Бездомный с киноаппаратом"

Где можно выучиться на режиссера?

В России есть немало заведений, где учат профессии режиссера. Из государственных заведений — ВГИК, СПБГУКиТ и Высшие курсы сценаристов и режиссеров про ВГИКе. Особенно востребованы сейчас выпускники частных киношкол: Московской школы кино, Московской школы нового кино, Школы кино и телевидения «Индустрия».