Многие считают его плохим актером: как Николас Кейдж вырос из фильмов категории В и стал кумиром Тарантино
Целый фестиваль в честь Николаса Кейджа
В Нью-Йорке пройдет кинофестиваль Nicolas Uncaged, посвященный исключительно спорному, но любимому многими актеру Николасу Кейджу. Ретроспектива «Николас освобожденный» представит зрителям театра Metrograph десять фильмов, причем на 35-миллиметровой пленке.
В числе шедевров разных лет, которые увидят поклонники кинозвезды, «Воздушная тюрьма», «Власть луны», «Плетеный человек», «Дикие сердцем» и другие фильмы. Фестиваль стартует восьмого ноября и продлится до второго января.
Пресс-релиз Metrograph сообщаетв немного ироничной манере: «Осыпанный похвалами и панегириками как один из лучших киноактеров своего поколения, высмеиваемый и пародируемый как человек, который готов на все ради зарплаты и питает слабость к странным парикам и протезам, Николас Кейдж — это актер-одиночка, смесь Марлона Брандо, Роберта Митчема, Лона Чейни и шашки тротила, который возвращает себе престиж "серьезного драматического актера", когда захочет, погружается в грайндхаусный материал и претендентов на премию "Оскар" с тем же безумным энтузиазмом и, кажется, всегда получает от этого максимум удовольствия перед камерой». Ну что тут добавить!
А добавить есть что! Например, знаете ли вы, что Николас Кейдж был близок к тому, чтобы сыграть Арагорна во «Властелине колец»? Но... Актер отказался, так как у него были «разные дела», и он не хотел провести три года в Новой Зеландии. В недавнем интервью Кейдж признался, что не жалеет об этом, а вот просмотр самого фильма доставляет ему наслаждение.
Многие считают, что Николас Кейдж — плохой актер. При этом у него довольно богатая фильмография, которую составляют картины разного уровня успеха и качества. В 2010-х его карьера переживала упадок, но в 2020-х он вновь ворвался в индустрию с блестящими работами в «Мэнди», «Свинье», «Невыносимой тяжести огромного таланта» и недавнем «Собирателе душ».
Кстати, Квентин Тарантино называет «Свинью» одним из своих любимых фильмов с Николасом Кейджем за последние несколько лет. И даже одним из лучших фильмов за последние пять лет.
Давайте исследуем, как складывалась жизнь и карьера Кейджа.
Ранние годы и первые успехи
Родившийся в потомственной артистической семье, Николас — племянник Фрэнсиса Форда Копполы, режиссера «Крестного отца» и других знаменитых фильмов. Правда, у дяди он снимался нечасто — появившись в трех его фильмах в 1980-х, включая «Пегги Сью вышла замуж», где у молодого артиста была главная роль, он больше с ним не работал. А заодно почти сразу сменил фамилию Коппола, желая избавиться от ассоциаций со звездной семьей — просто чтобы никто не сказал, будто он добился всего «по блату».
Симпатичный, атлетически сложенный, очень артистичный, с эксцентричной манерой игры, Кейдж привлек внимание зрителей. В 1987 он сыграл в оскароносном мюзикле «Во власти Луны» вместе с певицей Шер. Эта роль, как и участие в других ромкомах (см. «Медовый месяц в Лас-Вегасе») могли закрепить за ним амплуа сердцееда, но он пробовал себя в самых разных, порой экстремальных проектах.
Например, в артхаусном «Поцелуе вампира» (именно оттуда пошел знаменитый мем про Кейджа с выпученными глазами) и «Диких сердцем» Дэвида Линча. Это были эксцентричные и необычные роли, которые позволили ему заявить о себе, как о чертовски разноплановом артисте. В 1995 году он получил свой первый и единственный «Оскар» в карьере за роль спивающегося сценариста в драме «Покидая Лас-Вегас».
Звезда боевиков и первые провалы
В 1996 году он снялся в «Скале» Майкла Бэя — и стал новым лицом боевиков: друг за другом вышли «Воздушная тюрьма» и «Без лица». Эти фильмы сделали его звездой мирового масштаба и одним из самых дорогих актеров Голливуда. В 2000-е вышли главные хиты в карьере Кейджа: «Угнать за 60 секунд» и «Сокровище нации», гонорары за которые составляли аж по $20 миллионов долларов за каждый (и это не считая кассовых отчислений).
Впрочем, сложное авторское кино он тоже на забрасывал: в «Адаптации» Чарли Кауфмана он сыграл сразу две роли — самого Кауфмана и его брата-близнеца Дональда. За это перевоплощение он получил вторую номинацию на «Оскар».
Успех был не безграничным: например, режиссерский дебют актера, драма «Жиголо», с треском провалилась в прокате и собрала уничижительные оценки зрителей и критиков. Более того, начиная с середины 2000-х его проекты стали стабильно проваливаться в прокате: так было с фильмами «Оружейный барон», «Плетеный человек», «Пророк» и «Опасный Бангкок». Такие картины, как «Призрачный гонщик» и сиквел «Сокровища нации», по-прежнему приносили хорошие сборы, а заодно и очень слабые отзывы зрителей и прессы.
За роль в «Гонщике» он даже получил свою первую номинацию на «Золотую малину», как худший актер. И чем дальше, тем хуже шли дела: фильм «Сумасшедшая езда» едва собрал половину своего бюджета. Самым же крупным провалом считается боевик «Медальон», при бюджете в $35 миллионов собравший чуть больше шести. Стало ясно, что Кейдж не просто растерял свою популярность, но хуже — стал почти что гарантом плохих сборов.
Проблемы с законом
Находясь на пике своей карьеры, Кейдж транжирил деньгами и влипал в разнообразные скандалы. Например, в 2007 году он купил 22 автомобиля, включая 9 «Роллс-Ройсов». Зачем ему столько машин, история умалчивает — как и, например, череп динозавра, купленный тогда же за $276 тысяч, который позже пришлось вернуть Монголии, откуда уникальный артефакт был украден.
Но самые, пожалуй, странные сделки, которые совершал Кейдж, в сфере недвижимости: он скупал дома, виллы, замки и целые острова по всему миру. Во второй половине 2000-х актер буквально тонул в исках о неуплате налогов, в чем обвинил своего бизнес-менеджера. Тот, впрочем, подал встречный иск, в котором обвинял Кейджа в расточительности, которая и стала причиной финансовых проблем.
Из-за плохих кассовых сборов фильмов с его участием Кейдж погряз в долгах. Он мог бы избавиться от них, продав часть недвижимости, но не на всю можно было найти покупателей. Например, в 2008 он приобрел особняк 19 века в Новом Орлеане, принадлежавший Дельфине Лалори, она же Мадам Лалори — состоятельная женщина, «прославившаяся» тем, что пытала и мучила невольников в своем доме. «Проклятый дом», в котором, по слухам, водились привидения, по понятным причинам никто не хотел покупать, пока в 2009 году не был конфискован и продан властям в качестве уплаты налогов.
Еще одна странная покупка Кейджа — самый первый комикс о Супермене (1938 года выпуска), его любимом супергерое, который он приобрел за $110 тысяч, чтобы потом его у него украли. Все это время Николаса не раз задерживали за вождение в нетрезвом виде, аморальное поведение и акты насилия. В 2008 году его партнерша по фильму «Мэгги Пью вышла замуж» Кэтлин Тернер даже обвинила его в краже ее чихуахуа (!), хотя позже и отозвала эти обвинения.
Кейдж — актер плохого кино
Огромные проблемы с законом и репутацией и, одновременно, отсутствие проектов с высокими гонорарами привели к тому, что в 2010-х Кейдж стал сниматься буквально в чем попало, лишь бы не попасть в тюрьму. Начиная с «Умирающего света», пошла череда фильмов, бюджеты которых редко превышали $20-25 миллионов (мизерная сумма по меркам Голливуда), а то и вовсе колебались в районе $6-10 миллионов.
Само собой, о семи-, а то и шестизначных гонорарах речи уже не шло, и большая их часть уходила на на оплату долгов, штрафов и услуг адвокатов. Кейдж превратился в третьесортного актера, а его лицо на постере в большинстве случаев означало, что смотреть это не стоит. Например, фильм 2014 года «Оставленные», с одним из самых низких рейтингов в истории среди всех картин, выходивших в прокат.
В это время у него все-таки появлялись проекты, достойные внимания: в 2013 году вышел кассово успешный мультфильм «Семейка Крудс», где он озвучил отца семейства первобытных людей (как и в довольно успешном сиквеле).Тогда же вышла малобюджетная драма «Джо», где он играет бывшего уголовника, ставшего лучшим другом для местного парнишки, живущего с отцом-алкоголиком. Фильм получил отличные отзывы критиков, которые отмечали, что это одна из лучших ролей в карьере Кейджа.
Но уже спустя три года Кейдж, по иронии, получил очередную номинацию на «Золотую малину» за роль в «Сноудене» Оливера Стоуна. В том же 2016-м Кейдж даже приезжал в Россию, чтобы представить новый фильм с его участием — «Крейсер» (тоже плохой). А в 2017 оказался в Казахстане на фестивале «Евразия», где родился очередной мем о Кейдже, стоящим на фото в национальном одеянии и с невероятно грустным лицом.
Шанс на возрождение карьеры
Так бы, наверное, и продолжалась невеселая карьера некогда всемирно известного актера, ставшего одним из самых презираемых. Но случилось — нет, не чудо, а, скорее, закономерное стечение обстоятельств: Кейдж нашел себя в фильмах ужасов. Во второй половине 2010-х с ним вышло сразу несколько картин, где он, в большинстве случаев, играл персонажей, которых охватывает настоящее безумие при столкновении со сверхъестественным, в диапазоне от озверевших кукол-аниматроников («Страна чудес Вилли») до лавкрафтианских монстров («Цвет иных миров»).
Но самый главный фильм, после которого все вновь заговорили о Кейдже — это психоделический хоррор Паноса Косматоса «Мэнди», где герой Кейджа мстил демоническим убийцам своей жены под инфернальную музыку. Фильм собрал восторженные отзывы критиков и зрителей, которые в один голос говорили, что Кейдж открыл себя заново.
Благодаря этому успеху, а также окончательному решению всех своих вопросов с законом в 2022 году, Кейдж вновь стал обсуждаемым персонажем, о котором говорили, что он буквально «воскрес» для публики. Хотя плохие фильмы с его участием продолжали выходить (и, уверены, нас ждет еще несколько таких), а о прошлых успехах оставалось только мечтать, интерес к актеру возрос в геометрической прогрессии.
С 2013 года в Остине проводится ежегодный фестиваль CAGED, посвященный актеру, и в 2017 году даже посетил его, не предупредив об этом организаторов, отчего привел аудиторию в полный восторг. В 2022 году вышел фильм «Невыносимая тяжесть огромного таланта», где он сыграл самого себя вместе с Педро Паскалем (жаль, но в этот раз не в роли самого себя).
Но два события последних лет в карьере Кейджа стоит отметить особенно. Это роль в фильме «Свинья», которую некоторые называли лучшей во всей карьере актера (а режиссера фильма в итоге позвали снимать приквел «Тихого места»). И участие в фильме «Ренфилд» 2023 года, где Кейдж сыграл графа Дракулу — роль, о которой он мечтал с начала своей актерской карьеры.
И на закуску: режиссер грядущего «Флэша» Андрес Мускетти подтвердил, что Николас сыграл камео Супермена в фильме. Это знаменательное событие хотя бы потому, что в 1990-х он должен был сыграть эту роль в полноценном сольном фильме о Кларке Кенте, но проект был отложен. Что ж, Николас Кейдж — прямое доказательство того, что мечты сбываются. Главное — не быть транжирой.