Что делает кинооператор, кроме того, что стоит с камерой? И почему это одна из самых тяжелых профессий в кино?
За что отвечает оператор?
Оператор — человек на съемочной площадке, который отвечает за воплощение визуального решения фильма. Проще говоря, все, что вы видите в кино — это результат работы оператора, помноженный на монтаж, цветокоррекцию и прочие штуки, которые делаются на постпродакшене. Оператор обычно составляет раскадровку фильма вместе с режиссером во время подготовки к съемкам, составляет список необходимого оборудования, управляется с камерой и светом, а также отвечает за создание спецэффектов (впрочем, никто не заставляет его лично делать всякие фокусы — этим занимаются отдельные люди, он лишь должен запечатлеть результат).
Оператор — это тот, кто держит камеру в руках?
Не всегда. Обычно под «оператором» подразумевается оператор-постановщик, или DP. Но это не обязательно тот, кто сидит за камерой на операторском кране или таскает стедикам в руках — им может быть оператор камеры, а оператор-постановщик им руководит. Правда, на небольших проектах, где бюджет на штат небольшой, не всегда есть возможность разгуляться, и оператор сам хватается за объектив.
А кто еще ему подчиняется?
На самом деле, оператор — это одна из самых сложных кинопрофессий, и не только потому, что нужно тяжеленную камеру на плече носить. Есть определение «операторский цех» (или camera crew) — речь о целой команде людей, которые помогают оператору. Обычно они делятся на две категории: осветители и техники. Первые возятся, что логично, с освещением, вторые — непосредственно с камерой, рельсами, всякими кранами и прочим. Осветителя обычно зовут гафером, техника — грипом (с одной «п»). Операторский цех может вмещать в себя до пары-тройки десятков человек, особенно на больших проектах.
И всеми ими руководит оператор?
В целом, да. У оператора есть и помощники: например, кей-грип — начальник техников. Но, в общем, оператор — это такой человек-оркестр, который точно знает, как выставить освещение, какой подобрать объектив для камеры, где проложить рельсы для тележки, на которой «ездит» камера (ее называют «долли», но овечки тут ни при чем), и так далее.
Режиссер вообще всеми руководит — подумаешь!
Да, но, тем не менее, у операторов работы часто больше, чем у всех других. Они рано встают, так как освещение выставляется до того, как на площадку придут актеры, поздно уходят, так как освещение после смены еще надо собрать, и главное — они, по сути, являются эдаким «полупроводником» между видением режиссера и тем, как фильм в итоге будет выглядеть. Поэтому из опытных режиссеров и операторов часто складываются постоянные, сработавшиеся дуэты — как, например, союз Вонга Кар-Вая и Кристофера Дойла.
Кроме того, работа оператора часто самая нервная — во-первых, он отвечает за чисто техническую составляющую, а это большая ответственность. Не только потому, что камера или объектив могут повредиться, а отвечать за это будет понятно кто — необходимо обеспечить бесперебойную работу вообще всего, что связано с техникой, потому что любой простой на съемочной площадке превращается в убыток для продюсеров. Во-вторых, ему нужно понять, чего именно хочет нежный творческий режиссер и жестко, бескомпромиссно претворить его «хотелки» в жизнь, либо аккуратно сказать ему, что вот это и это — невозможно. Да еще параллельно не разругаться — такое тоже бывает довольно часто.
А правда, что у операторов часто болит спина и они плохо спят?
Про плохо спят — пожалуй, правда, особенно во время съемок. Есть такое понятие в кино, как «отсыпные» — так называют выходные в перерывах между сменами, потому что обычно на них все участники съемочного процесса дрыхнут по 12 и больше часов, пытаясь справиться с недосыпом и усталостью. Для операторов это особенно актуально — они стрессуют и выматываются больше всех. Про «болит спина»: если ты всю жизнь работаешь на независимом кино и самостоятельно таскаешь тяжеленный стэдикам, то вполне возможно (правда, чаще болят плечи — от ригов, т.е. плечевых упоров под камеру). Однако, как уже было сказано, в Голливуде оператор не всегда носит камеру самостоятельно.
Правда, что оператор — это мужская профессия?
Она требует определенной физической сноровки, чаще присущей мужчинам, даже если вы сбагриваете технику «камерамэну» (т.е. оператору камеры). По той же причине вы нечасто встретите женщин-шахтеров, например. Но это совершенно не значит, что женщина не может быть оператором — отнюдь. Бывали даже случаи, когда, например, во ВГИКе в операторскую мастерскую набиралось больше девушек, чем парней — и видели бы вы этих девушек! Красивые, стройные, сильные — просто мечта.
Тем более в последнее время женщин-операторов становится все больше. Простейший пример — россиянка Ксения Середа, которая к 28 годам успела снять 30 с лишним проектов, включая, например, три серии хитового сериала по видеоигре The Last of Us. При этом до сих пор ни у одной женщины-оператора нет «Оскара» — в этом году его могла получить Мэнди Уокер за «Элвиса» База Лурмана, но в итоге она досталась Джеймсу Френду за фильм «На Западном фронте без перемен».
И последнее: где можно учиться на оператора?
Тут мы сошлемся на наши предыдущие материалы: о том, где можно учиться кинопрофессиям в России, а заодно о том, чем занимается продюсер в кино и что делает режиссер. В последнем мы также рассказывали, как различать операторскую и режиссерскую работу. Наслаждайтесь!