Что не так с «Гладиатором 2» Ридли Скотта: историк спорта рассказал, как на самом деле проходили бои в Колизее

Еще один повод вспомнить о Римской империи.
Что не так с «Гладиатором 2» Ридли Скотта: историк спорта рассказал, как на самом деле проходили бои в Колизее
Кинопоиск
Содержание статьи

Достоверность и киновымысел

В трейлере продолжения фильма Ридли Скотта «Гладиатор» герой Пола Мескала отправляется на поединок в «величайший храм, когда-либо построенный Римом, — Колизей». Здесь он участвует в морском бое, сталкивается с беспощадным промоутером, а также сражается с разъяренным носорогом. Могло ли все это произойти на самом деле?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пол Мескал
Кадр из фильма «Гладиатор 2»
Кинопоиск

Как это всегда бывает с фильмами, основанными на событиях прошлого (особенно такого хорошо изученного, как времена Римской империи), педантичные историки стараются оценить степень достоверности и кинематографической вольности. То, что стало понятно из трейлера «Гладиатора 2», подробно прокомментировал Рэй Вэмплью, почетный профессор спортивных исследований в Университете Стерлинга, Шотландия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гладиаторы сражались с носорогами?

Одна из вещей, которой точно не могло произойти в Колизее, это воин, атакующий гладиаторов верхом на носороге. Однако на открытии Колизея в восьмидесятом году до новой эры носорог присутствовал. Согласно источникам, он сражался не с людьми, а с быком, медведем, буйволом, бизоном, львом и двумя волами. Известно, что носорогов содержали в зверинцах, в которых римляне могли видеть разных экзотических существ.

Гладиаторы
«Гладиаторы сражаются с берберийским львом». Студия Фирмена Дидо, XIX век.
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интерес к диковинкам стал основой первых представлений с участием животных, которые начались в 275 году до новой эры с выставки захваченных боевых слонов. Ненасильственные демонстрации зверей продолжались до 186 года до новой эры, когда состоялась первая постановочная охота (venatio) с участием львов и леопардов. К 169 году до новой эры такие охоты стали официальной частью государственных праздников.

При императорах демонстрация экзотических животных была символом власти, территориального контроля и необъятности империи. Тысячи экземпляров привозились на римские арены из Африки и других отдаленных мест, чтобы быть убитыми для развлечения. Мясо раздавалось зрителям. Те, кто сражался с животными, были не гладиаторами, а специально обученными охотниками (venatores), вооруженными копьями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Морские баталии внутри Колизея?

Больше доверия в историческом плане у Рэя Вэмплью вызывают кадры постановочной морской битвы — наумахии — в затопленном Колизее. Литературные источники утверждают, что Колизей был затоплен для морского сражения во время его открытия. На арене сохранились соответствующие инженерные механизмы, поэтому по крайней мере в первые дни она могла вместить наумахию.

Морской бой в Колизее
«Наумахия». Ульпиано Чека, 1894 год.
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие зрелища стоили очень дорого и устраивались только по особым случаям. Первое из зафиксированных произошло при императоре Августе во втором году до новой эры. Битву организовали на искусственном озере, в ней задействовали тридцать больших кораблей, перевозивших около 3000 морских пехотинцев и неопределенное количество гребцов. Участники наумахии — обычно осужденные преступники или военнопленные — должны были убить друг друга или утонуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Морской бой в Колизее
Naumachia Neronis. Джакомо Лауро, 1612-1628 годы.
wikimedia.org

Величайшее морское сражение было устроено императором Клавдием на озере Фуцин, в этом зрелище участвовало сто кораблей и около 19 000 морских пехотинцев и гребцов. Считается, именно на этом мероприятии воины сказали: «Приветствуем тебя, император. Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя».

Дизлайк был равен смерти для гладиатора?

Трейлер «Гладиатора 2» также демонстрирует неверное толкование жеста с поднятым или опущенным большим пальцем. Арена была большим и шумным местом, и сигналы руками часто использовались как средство общения. Вместо того, чтобы устно просить о пощаде, побежденный сам поднимал указательный палец правой руки или саму руку, и оба эти жеста расценивались как мольба о помиловании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гладиаторы
Кадр из фильма «Гладиатор 2»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда толпа выбирала смерть гладиатора, люди демонстрировали pollice verso — повернутый вниз большой палец. Если рукой взмахивали, это означало, что победитель должен перерезать горло побежденного. Те, кто хотел спасти проигравшего, но храброго воина, показывали pollice compresso — спрятанный большой палец.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гладиаторы
Pollice Verso. Жан-Леон Жером, 1872 год.
wikimedia.org

На самом деле гладиаторы были ценным активом. Промоутеры, которые получали десять-двадцать процентов от стоимости воина, не хотели нести полные расходы в качестве компенсации в случае его смерти. У них мог быть выбор в вопросе помилования, однако чаще всего все решала толпа, благосклонность которой никто не хотел терять.