Бесконечные патроны, кровавый кашель и еще 8 самых глупых и раздражающих штампов в кино и сериалах

Если во время просмотра нового фильма вас посещает навязчивая мысль «где-то я уже это видел!», причем это не приятная ностальгия, а, наоборот, ощущения, вызывающие раздражение — поздравляем, вы смотрите фильм, который страдает от популярных в кино клише. Кашлянье кровью перед смертью, очки, которые надо снять, чтобы понравиться девушке, чудесные воскрешения персонажей и многое другое — мы вспомнили 10 наиболее популярных и надоевших штампов.
Содержание статьи

Бесконечные патроны

Звучит, как одноименный чит-код в играх — и, по сути, чит-кодом и является. Помните, как в различных боевиках (а то и фильмах, претендующих на реалистичность) персонажи могут очень долго стрелять из оружия, почти не меняя обойму, а то и вовсе не делая этого? Это одно из самых раздражающих клише, причем категорически непонятно, почему режиссеры брезгуют перезарядкой в кадре — как же эффектно это выглядит в том же самом «Джоне Уике»!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кстати, а пулеметы в кино вообще хоть кто-нибудь перезаряжает? («Рэмбо: Первая кровь», 1982 г.)
Кстати, а пулеметы в кино вообще хоть кто-нибудь перезаряжает? («Рэмбо: Первая кровь», 1982 г.)
IMDb

Идеальный внешний вид в экшен-сценах

Вспомните почти любой голливудский фильм, особенно с женскими персонажами, где они бегают, прыгают, стреляют из оружия и перекатываются по полу — да хоть даже «Форсаж». Во время бешеного вождения Мишель Родригес сохраняет идеальную укладку, а на лице нет даже потеков туши — макияж безупречен. И так во многих других фильмах — кто-то скажет «это же кино, в нем все должно быть красиво». Но даже небольшая перемена во внешнем виде лишь придала бы той же Родригез (да и другим героиням боевиков) больше жизни и обаяния.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Разборки разборками, а укладку надо сохранить! («Взрывная блондинка», 2017 г.)
Разборки разборками, а укладку надо сохранить! («Взрывная блондинка», 2017 г.)
IMDb
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Умер, но остался жив

Вернемся к «Форсажу» — персонаж Мишель Родригес, Летти Ортис (простите за спойлер, но надо знать классику), трагически погибает в четвертой части. Это был весьма эмоциональный момент. Однако в шестом фильме продюсеры «воскресили», Ортис: она как бы не умерла, а всего лишь «попала в неприятности», что стало поводом ее спасти. Не все оценили такой ход. Как и, в целом, «чудесное воскрешение» — одно из самых манипулятивных, а потому раздражающих клише в кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ну как ее вообще рука повернется убить? (Мишель Родригес в фильме «Форсаж 6», 2013 г.)
Ну как ее вообще рука повернется убить? (Мишель Родригес в фильме «Форсаж 6», 2013 г.)
IMDb

Романтизация сталкинга

Мы не про фильм Андрея Тарковского, а про персонажей, которые манипулируют людьми, но делают это как бы «во имя добра/любви/других благ». Простейший пример: фильм «Голая правда», в котором главная героиня влюбляется в персонажа Джерарда Батлера за счет того, что он ведет себя с женщинами, как со скотом (напрасно, кстати, ведь он холостяк со стажем). Или аналогичный сюжет с женской героиней — «Неспящие в Сиэтле», где героиня Мег Райан люто сталкерит героя Тома Хэнкса, а тот в итоге влюбляется. Или как в худшем фильме Гая Ричи — «Унесенные».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кстати, навязчивая и не очень адекватная девушка (Manic Pixie Dream Girl) — еще один популярный и вредный штамп в кино («Скотт Пилигрим против всех», 2010 г.)
Кстати, навязчивая и не очень адекватная девушка (Manic Pixie Dream Girl) — еще один популярный и вредный штамп в кино («Скотт Пилигрим против всех», 2010 г.)
IMDb
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очки — это не секси

Если у вас с детства проблемы со зрением, то вы, возможно, слышали направленное в вашу сторону ужасное слово «очкарик». Еще хуже, что кино, которое должно, по идее, тренировать эмпатию, напротив, закрепило отвратительный штамп: стоит герою снять очки, и он уже не «ботан»! Простейший пример — Питер Паркер в «Человеке-паука» Сэма Рэйми (его играет Тоби Магуайр). То же самое и с женскими персонажами. Между тем, Джейсон Момоа, например, тоже носит очки в реальной жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ну и кто после экранизаций «Гарри Поттера» скажет, что очки — это не круто? («Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть I», 2010 г.)
Ну и кто после экранизаций «Гарри Поттера» скажет, что очки — это не круто? («Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть I», 2010 г.)
IMDb

Свежий воздух на чужой планете

Кто-то скажет, что герои в скафандрах, и особенно со шлемами на головах, что скрывают лица, выглядят не очень кинематографично, поэтому те стремятся их поскорее снять, а то и вовсе не надевают, прибыв на новую планету в фантастическом фильме. Но ведь это глупо — кислород, как известно, вырабатывают деревья в результате фотосинтеза. Не хотите рядить космонавтов в шлемы — пусть вколят по сюжету какой-нибудь препарат и дышат, иначе это уже не фантастика, а фэнтези какое-то.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Все в порядке, капитан, мы на этой планете уже 5 минут, можно снять шлем и надеть мамину шапку! («Чужой: Завет», 2017 г.)
Все в порядке, капитан, мы на этой планете уже 5 минут, можно снять шлем и надеть мамину шапку! («Чужой: Завет», 2017 г.)
IMDb
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кашлянье кровью перед смертью

Да, безусловно, это выглядит чертовски драматично и эффектно — лежит, значит, на земле главный герой, которому пуля попала в грудь, прямо в сердце, и умирает, захлебываясь брызжущей фонтаном кровью изо рта! Но, вообще-то, такое возможно только в двух случаях: если пробито легкое, либо гортань. Все остальное выглядит, как один из самых раздражающих и манипулятивных штампов в кино, а то и хуже — как упоение насилием со стороны режиссера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Если уж кашлять кровью в кадре, то так, чтобы все запомнили! («Чужой», 1979 г.)
Если уж кашлять кровью в кадре, то так, чтобы все запомнили! («Чужой», 1979 г.)
IMDb

«Это был лишь сон»

Тут, наверное, и комментарии не нужны — кажется, более выводящего из себя клише, чем проснувшийся в финале герой, который понял, что все случившееся с ним он увидел во сне, просто не придумать. Порой это даже хуже, чем если сценаристы просто решают не объяснять, что это было — так хотя бы есть место для фантазии. Редкие исключения — это, например, «Начало» Кристофера Нолана, или «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика, когда непонятно наверняка, был ли это сон или все происходило в реальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Представьте, что главный герой узнал бы, что он во сне, в самом начале фильма, а не наоборот? («Начало», 2010 г.)
Представьте, что главный герой узнал бы, что он во сне, в самом начале фильма, а не наоборот? («Начало», 2010 г.)
IMDb
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Магические дефибрилляторы

Помните этот волшебный аппарат, который обычно нужен, чтобы привести в себя персонажа, у которого, кажется, совсем нет шансов остаться в живых? «Разряд! Разряд!» — и герой, несколько раз слегка подпрыгнув грудью вперед, оживает. Настоящая магия! Между тем, если бы дефибрилляторы на самом деле были панацеей от всего на свете (неважно, стреляли в героя, били его или же он надышался дыма при пожаре), они бы уже давно стали хитом продаж. Но это не так.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
А что, если штука внутри мужика появилась из-за дефибриллятора, а не из-за инопланетян? («Нечто», 1982 г.)
А что, если штука внутри мужика появилась из-за дефибриллятора, а не из-за инопланетян? («Нечто», 1982 г.)
IMDb

Выдерни капельницу из руки!

Сколько вы видели фильмов, в которых герой/героиня, очнувшись в госпитале на больничной койке, особо не разбираясь, что происходит, почти сразу же выдергивает иглу от капельницы из руки и идет решать вопросы? Очень много (например, в «Обители зла»). А теперь попробуйте себя поставить на место персонажа: вы только что проснулись, слабы и не понимаете, что происходит. Что вы сделаете первым делом? Наверное, позовете на помощь, чтобы поинтересоваться, кто и зачем воткнул в вас все это.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Иногда, впрочем, пробуждение может быть и по-своему приятным («Обитель зла», 2002 г.)
Иногда, впрочем, пробуждение может быть и по-своему приятным («Обитель зла», 2002 г.)
IMDb

Это, конечно, не все клише, которые мы вспомнили, их гораздо больше. Но вот эти — точно одни из самых раздражающих и назойливых. А какие штампы и условности в кино вспомните вы?