Исторические киноляпы в фильме «Гладиатор II», которые заметили только ученые
О чем рассказывает Ридли Скотт
Спустя двадцать четыре года после оригинального «Гладиатора» Ридли Скотт вернулся с масштабным продолжением этой эпической истории. Благодаря компьютерной графике величие и падение Рима выглядит невероятно захватывающе, как никогда.
Действия «Гладиатора II» разворачиваются спустя годы после таймлайна первой части, в период императоров-соправителей Каракаллы (в исполнении Фреда Хехингера) и Геты (в исполнении Джозефа Куинна) в начале третьего века. Фильм рассказывает о Луции (Пол Мескал) — сыне Максимуса, главного героя оригинального «Гладиатора», которого сыграл Рассел Кроу. Повзрослев, он живет в Нумидии на северо-западе Африки, скрывая свое происхождение.
Когда римские войска под предводительством трибуна Марка Акакия (Педро Паскаль) вторгаются в Нумидию жена Луция погибает, а сам он попадает в плен. Герой оказывается в Риме в качестве раба, купленного Макрином (Дензел Вашингтон). Здесь Луций в жестокой реальности гладиаторских боев и вынужден сражаться на арене, чтобы принести своему хозяину прибыль.
Ученые Стефан Блюм и Майкл Ла Корте, историки из Тюбингенского университета, Германия, рассказали, какие из персонажей фильма основаны на реальных личностях.
Смешение мифа и истории
Начальная сцена вторжения в Нумидию, происходящая в 200 году, по мнению экспертов, расходится с тем, как все было на самом деле. После победы Юлия Цезаря в битве при Тапсе в 46 году Нумидия (современный Алжир) была разделена. Восточная часть стала провинцией Африка Нова, западный регион — стал римской колонией. К началу третьего века император Септимий Север, которого в фильме нет, дал Нумидии независимость.
Историки говорят, что изображение режиссером мятежного нумидийского города больше похоже на игривую манеру французской серии комиксов «Астерикс и Обеликс», в которых небольшая деревня бросает вызов Риму. Вместо того чтобы отражать сложности римского империализма, фильм использует троп крошечной группы, сопротивляющейся империи в укрепленном портовом городе.
По мнению ученых, такое смешение мифа и истории отдает приоритет зрелищности, а не точности.
Историю переписали для большого экрана
Итак, действие фильма происходит в 200 году, когда Каракалла и Гета оказываются в центре политических интриг. При этом настоящие наследники императорского престола были в то время еще детьми — около девяти и десяти лет. Однако Ридли Скотт превращает их в зрелых юношей, хитрых политических дельцов. При этом опускается факт, что в 200 году их отец Септимий Север мало того, что был жив, но и продолжал свое правление еще одиннадцать лет.
Что касается Луциллы, второй дочери Марка Аврелия, в исполнении Конни Нильсен, режиссер отводит ей видную роль, хотя в реальности ее казнили в 181 или 182 году, почти за два десятилетия до событий «Гладиатора II».
Изображение Макрина — еще одна историческая ошибка. Хотя он пришел к власти при Септимии Севере и Каракалле, Макрин не был императором до 217 года. Скотт драматизирует его личность, показывая, как он руками Каракаллы убивает Гету, а затем сам устраняет второго соперника.
Убийство Каракаллы
Блюм и Ла Корте говорят, что все это добавляет изрядную долю выдумки историческим событиям. Однако Макрин, действительно, был вовлечен в заговор с целью устранения Каракаллы, хотя и не убивал его физически.
Сохранившиеся до наших дней свидетельства не подтверждают, что убийство произошло в столь публичной обстановке. Каракалла был убит в 217 году во время путешествия из Эдессы, Турция, в Карры, Сирия. Убийцей был солдат по имени Марциал, он нанес императору смертельный удар по приказу сторонников Макрина.
Однако ученые Тюбингенского университета, похоже, полностью лишены снобизма и не ратуют за то, что кино должно в точности изображать исторические события. Оставив в стороне все неточности, историки восхищенно заявляют, что новый фильм Ридли Скотта представляет собой роскошное изображение римского образа жизни середины имперского периода. Впечатляющие сцены сражений, гладиаторские поединки, грандиозные празднества и потрясающие костюмы — в блокбастере есть все для наслаждения, даже если вы привередливый любитель истории.