Из гладиаторов — в нобелевские лауреаты: 7 лучших фильмов с Расселом Кроу к юбилею актера
«Человек из стали»
Джор-Эл
В Америке (и родной Австралии) Рассел Кроу давно превратился в так называемую father figure, своеобразного отца сразу двух наций. В последнее время ему как раз и достаются роли отцов: богов (в недавнем «Торе» он сыграл Зевса), героев (грядущий «Крейвен-охотник») и даже всего человечества («Ной). Совсем уж буквально суперотцом он стал в "Человеке из стали", сыграв отца Супермена. Джор-Эл погиб в завязке фильма... и тем эффектнее и шикарнее эпизод с его призраком, без рукоприкладства, одними лишь властными жестами расправляющимся с прихвостнями генерала Зода.
«Славные парни»
Джексон Хили
Окончательно запутав доверчивого зрителя, российские локализаторы зачем-то назвали Nice Guys «Славными парнями», без повода отослав к классическому гангстерскому эпосу Мартина Скорсезе. Ничего общего с ним у фильма Шейна Блэка нет. Более того, «Славные парни» — это, по сути, авторемейк его же «Последнего бойскаута». Крутой, битый жизнью мужчина и его менее опытный напарник (в данном случае — персонаж Райана Гослинга) расследуют заговор. В какой-то момент к ним присоединяется дочка одного из героев.
Замена Брюсу Уиллису из Рассела Кроу получилась первоклассная. Прежде чем сломать Гослингу руку, он объявляет, в каком именно месте будет перелом; будущий Кен так и проходит весь фильм в гипсе.
«Хозяин морей: На краю земли»
Джек Обри
В «Хозяине морей», вышедшем почти 20 лет назад, по сей день лучшие битвы парусных судов в кино. Благодаря сочетанию натурных съемок (в кадре — реальный фрегат), миниатюр (для некоторых сцен использовалась модель 1/6) и компьютерной графики удалось добиться небывалого эффекта погружения. Морские боевые сцены выглядят реалистично (в отличие от, скажем, «Пиратов Карибского моря»), но и не пресно.
Капитан Джек Обри в исполнении Кроу вышел незабываемым. Лучшая шутка — не переводимый на русский язык каламбур the lesser of two weevils. Речь о том, что из двух зол надо выбирать меньшее, а из двух червяков в твоем блюде — того, что похудее.
«Бритоголовые»
Хэндо
Драма о жизни австралийских неонацистов стала прорывом для молодого актера. Кроу настолько убедительно сыграл предводителя местной банды скинхедов, что пошел слух, будто бы он не профессиональный актер, а настоящий нацист, решивший подзаработать денег в кино. Слава «Скинов» долетела аж до Голливуда, где всегда есть спрос на харизматичных злодеев. Как вспоминал актер в интервью GQ, чтобы развеять миф о своем якобы криминальном прошлом, Кроу решил сразу после «Скинов» сняться в комедии «Чего мы стоим», где он исполнил роль слесаря-гея, который играет в ребги. Помогло ли это, или продюсеры так и продолжили считать его скинхедом, ради денег прикидывающимся геем, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
«Игры разума»
Джон Нэш
Роль страдающего от галлюцинаций гениального математика чуть было не принесла Кроу второй «Оскар» подряд. Получается, неправ был персонаж Роберта Дауни-мл. из «Солдат неудачи», когда вывел правило получения «Оскара» за роль человека с умственным расстройством: полного идиота играть нельзя, а вот слегка заторможенного — можно (если вам сейчас показалось, что гадкая и грубая шутка, вспомните, что этот монолог Дауни зачитывает еще и с блэкфейсом). Герой Рассела Кроу — с небольшими отклонениями, но «Оскар» он все-таки уступил Дензелу Вашингтону («Тренировочный день»).
«Гладиатор»
Максимус
Тут уж обошлось без осечек: заслуженный «Оскар», великая роль, легендарный саундтрек Ханса Циммера, классика кино. Нет смысла лишний раз рассуждать о величии этого фильма — вы наверняка его не раз смотрели. Но вот отличная история о начале съемок от самого Рассела Кроу. Как он вспоминал в интервью Говарду Стерну, Ридли Скотт попросил его представить, будто бы он смотрит на порхающую неподалеку птичку, на секунду забывает о предстоящей битве (перед ним в этот момент стоят четыреста актеров массовки, изображающих войско варваров), а потом возвращается в реальность, переводит взгляд на врагов, и начинается сражение. Кроу сделал все в точности, как сказал режиссер, добавил «там и тут красок»; кажется, получилось отлично. И вот что ответил на это Ридли Скотт:
«Секреты Лос-Анджелеса»
Бад Уайт
«А этот Уайт на самом деле не так уж и глуп», — говорит персонаж Кевина Спейси, глядя на то, как герой Рассела Кроу занимается сексом с элитной проституткой, похожей на голливудскую звезду. Это ли не идеальное резюме всех персонажей Кроу? Слегка законсервировавшийся в образе не слишком умного, но крепкого и честного мужика, Кроу на самом деле всегда ухитрялся выбираться за рамки стереотипов, и лос-анджелесский детектив Бад Уайт — его самый яркий и многогранный образ.
В зависимости от ваших жанровых предпочтений «Секреты Лос-Анджелеса» без особых натяжек можно считать одним из лучших или просто лучшим фильмом на свете. Вот уж действительно — все звезды сошлись. Сценаристы каким-то образом ухитрились ужать размашистый роман Джеймса Элроя в двухчасовой фильм, при этом не потеряв ни одной важной сюжетной линии. Австралийских дебютантов Рассела Кроу и Гая Пирса ждала блестящая карьера: Кроу потом ушел за «Оскарами», а Пирс — к Кристоферу Нолану («Помни»). Наконец, в «Секретах...» одну из лучших своих ролей сыграл еще не запятнавший репутацию сексуальными скандалами Кевин Спейси (по иронии судьбы ему досталась роль продажного копа из отдела нравов).
Как удалось Расселу Кроу не затеряться в такой компании — уму непостижимо, но Бад Уайт в его исполнении совершенно потрясающий. Вроде как должен работать руками, а не головой — но именно он первым находит спрятанный под домом труп. Застенчив с девушками — но как раз в него влюбляется главная femme fatale. Не терпит насилия в адрес женщин, но сам скатывается в него. Сцена когнитивного диссонанса и прорвавшейся психической травмы — один из венцов актерского мастерства Кроу.