Как корейское кино покорило мир: разбираемся в феномене «Паразитов» и «Игры в кальмара»
Предыстория
Кинематограф Южной Кореи — культурный феномен относительно недавний. Это вовсе не значит, что в Корее (еще до того, как она разделилась на Северную и Южную) кино не существовало до условных 2000-х, когда и произошел настоящий бум — существовало. Просто представляло собой очень локальное зрелище. Как известно, еще со времен 19 века Япония не давала житья стране-соседу, а в 1904 году и вовсе аннексировала, превратив в собственную колонию, каковой та была до 1945 года, пока войска Императора не потерпели поражение во Второй Мировой. Дальше спокойнее не стало — началась гражданская война 1950-х, в процессе которой Корея распалась на Южную и Северную. Что было дальше, мы наблюдаем и по сей день.
Достаточно сказать, что первый собственный фильм в стране сняли лишь в 1919 году — спустя почти полвека существования кинематографа, как такового. Начавшийся было расцвет национального кино в 1920-х пресекли японцы и заполонили кинотеатры собственной пропагандистской продукцией. Следующий этап развития случился в 1950-х и был очень насыщенным. Достаточно сказать, что за полвека до этого было снято всего около 250 фильмов, в то время как с 1954 по 1970 год — более 2 тысяч. Этот период называют «золотым веком» корейского кино, хотя тогда тоже господствовала цензура, теперь уже государственная. Тем не менее, в 1960-е корейское кино даже смогло выйти на мировые фестивали — например, фильм «Конюх» в 1961 году получил «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. Здесь мы, кстати, рассказывали, как устроены фестивали, а здесь — как и зачем смотреть странное фестивальное кино.
Застой и ренессанс южнокорейского кино
Этот благостный период был недолгим — в 1972 году в результате военного переворота к власти пришел Пак Чон-хи, распустивший парламент и принявший новую конституцию, благодаря которой, фактически, получил пожизненные полномочия (так называемая «эпоха Юсина»). Тогда кино, как таковое, почти перестало существовать, превратившись в рупор пропаганды — картины про патриотизм и любовь к режиму не собирали денег, многие кинотеатры закрылись, а ряд кинематографистов были подвергнуты репрессиям за «своеволие». Так было до 1979 года, когда Пака Чон-хи убили спецслужбы. В 1984 и 1986 году были приняты законы, благодаря которым в страну наконец-то попало западное кино, а корейские фильмы смогли свободно экспортироваться за рубеж.
Наконец, в 1990-е, несмотря на экономический кризис 1997-го, национальный кинематограф стал приносить огромные кассовые сборы, обгоняя голливудские проекты — люди крайне соскучились по хорошему кино на родном языке. В 1999 году вышел «Шири» — шпионский боевик, ставший настоящим хитом кинопроката: на него было продано более 2 миллионов билетов. В 2000-х количество подобных фильмов лишь увеличивалось: «Сильмидо», «Хозяин», «Объединенная зона безопасности». Режиссер последней картины, Пак Чхан-ук, в 2004 году показал в Каннах «Олдбой», один из самых известных южнокорейских фильмов, который председатель жюри Квентин Тарантино назвал одной из своих любимых картин.
Южнокорейское кино сейчас
Начиная с 2010-х, корейские фильмы ворвались и на российский рынок. В 2016 году в наших кинотеатрах вышел «Поезд в Пусан» — один из самых кассовых фильмов в истории Южной Кореи. Если поделить общее количество населения на количество проданных билетов (11,6 миллионов), получится, что его посмотрел каждый 5-й житель страны (а фильм «Битва в проливе Менрян», который у нас, правда, не выходил — каждый 3-й). Для сравнения: «Чебурашку», по той же логике, посмотрел каждый 6-й. «Поезд в Пусан» собрал мизерную сумму от общей кассы (всего около $146 тысяч из 96,6 миллионов). Но настоящий успех был впереди: фильм «Паразиты», вышедший в 2019 году, стал самым кассовым южнокорейским фильмом в истории, собрав более $266 миллионов, из которых — $1,6 миллиона в России. Это сопоставимо, например, со сборами последних «Елок».
На почве успеха кино люди обратили внимание и на южнокорейские сериалы, которые называются дорамами. На самом деле, даже в России у дорам всегда была своя преданная аудитория, как и во всем мире, но очень узкая и специфическая. Сейчас же полтора десятка подобных сериалов входит в топ-250 «Кинопоиска». Среди них, кстати, нет самого популярного в мире — «Игра в кальмара», который в 2021 году буквально потряс всех и до сих пор является самым популярным в мире. Следом за ним в рейтинге сайта IMDB по количеству оценок идут «Мы все мертвы» и «Королевство»; все три — сериалы сервиса Netflix, ставшего главным популяризатором южнокорейских ТВ-шоу во всем мире. Сейчас страна входит в списки лидеров сериального производства. Кстати, корейских актеров очень часто снимают в голливудских фильмах — например, в прошлом году «Оскар» за фильм «Минари» получила актриса Юн Е-чжон. А ранее мы рассказывали про хит Netflix — сериал «Грызня» со актером-корейцем Стивеном Яном из все того же фильма.
В чем секрет успеха?
Все просто: южнокорейские фильмы и сериалы мало чем (в хорошем смысле) отличаются от голливудских, признанных эталоном развлечений в сфере кино. Особенно популярны корейские триллеры, отпочковавшиеся в, фактически, отдельный жанр. Такие тайтлы, как «Я видел дьявола», «Воспоминания об убийстве», «Преследователь» (ремейк последнего планировал сделать сам Леонардо ДиКаприо, о котором мы, кстати, писали вот здесь), имеют приличное количество зрителей и в нашей стране. Как правило, это очень брутальное кино, которое не стесняется чрезмерного насилия, а иногда и превращает его в настоящий аттракцион. Если посмотреть много корейских жанровых фильмов, может сложиться ощущение, что Южная Корея буквально населена маньяками (хотя на деле все ровно наоборот — это одна из самых благополучных стран в мире).
А заодно северокорейскими и прочими шпионами. Фильмы о спецслужбах, а также о полицейских — второй популярнейший подраздел жанрового кино: именно с них пошел финансовый успех корейских фильмов (см. уже упоминавшийся «Шири»). Комедийный боевик «Экстремальная работа» о полицейских, вынужденных вести наблюдение за мафией из ресторана быстрого питания (и параллельно там работать) — второй самый кассовый фильм в истории национального проката. Ожидаемо, что комедии — еще один крайне популярный жанр; правда, будьте готовы к тому, что они, как правило, довольно непритязательные и со специфическим юмором, иногда граничащим с сортирным. Чаще всего встречаются гибриды с жанром боевика — помимо «Экстремальной работы», можно вспомнить еще один кассовый хит, «Ветеран», о полицейском, который пытается посадить за решетку богатея-беспредельщика.
Какое корейское кино нужно посмотреть?
«Олдбой»
Брутальный триллер-перевертыш про мужчину, которого держали в заключении 15 лет, а потом выпустили на волю. Теперь ему надо узнать, кто и за что сделал это с ним, и отомстить.
Рейтинг Кинопоиска: 8,1. Рейтинг IMDB: 8,4.
«Воспоминания об убийстве»
Мрачный детектив в стилистике фильмов Дэвида Финчера о двух полицейских, пытающихся поймать маньяка, насилующего женщин в провинции. Еще один из любимых фильмов Квентина Тарантино.
Рейтинг Кинопоиска: 7,7. Рейтинг IMDB: 8,1.
«Я видел дьявола»
Еще более брутальный триллер о полицейском, который пытается настичь маньяка, убившего его жену. В процессе погони он становится похож на свою цель куда больше, чем сам маньяк.
Рейтинг Кинопоиска: 7,6. Рейтинг IMDB: 7,8.
«Мать»
Матери взрослого сына-аутиста приходится доказывать его невиновность, когда того обвиняют в убийстве школьницы. От режиссера «Паразитов» и «Воспоминаний об убийстве».
Рейтинг Кинопоиска: 7,4. Рейтинг IMDB: 7,8.
«Новый мир»
Полицейский, внедренный в ряды корейской мафии, получает соблазнительное предложение эту самую мафию возглавить. Атмосферный триллер в духе «Отступников».
Рейтинг Кинопоиска: 7,4. Рейтинг IMDB: 7,5.