Как научиться снимать кино и связать с ним свою жизнь, если вам уже давно не 20 лет?
Чему учится будущий режиссер?
В процессе обучения студент постигает основы мизансценирования, раскадровки, монтажа, работы с актерами, сценаристом и оператором, учится разрабатывать художественное решение и, в целом, выстраивать работу на площадке. Также придется много снимать: на первых порах учащиеся делают много небольших этюдов, которые впоследствии вырастают до курсовых работ, по сути, короткометражек. Выпускается будущий режиссер с дипломной работой, которая может стать полноценным пропуском в мир кино. Например, режиссер Алехандро Аменабар («Море внутри») свой первый фильм, который так и назывался, «Дипломная работа», снял во время обучения в Мадридском университете.
Снимать кино? Но ведь это дорого!
Все верно, однако в стоимость обучения входят и так называемые «съемочные ресурсы». При киношколах есть не только оборудование (камеры, объективы, штативы, осветительные приборы и т.д.), но и часть узкоспециализированного персонала, которые получают от вуза деньги за свою работу — осветители, например. Впрочем, звукорежиссеров, операторов и прочих представителей, скажем так, ключевых позиций придется искать среди других студентов — это часть обучения и эффективный нетворкинг. Некоторые союзы складываются еще во время учебы и сохраняются надолго, как, например, союз Андрея Тарковского и его любимого оператора Вадима Юсова.
Это ведь будет занимать кучу времени?
В общем, да. Режиссеры-студенты (а порой и опытные) часто носятся, как в одно место ужаленные, в поисках всего на свете и решая миллион и одну задачу — ищут реквизит, актеров, локации, обсуждают и пишут сценарий, и, конечно, снимают. Съемки — это, как правило, довольно тяжелая работа, которая отнимает много сил, времени и нервов. Красивая картинка режиссера в кресле, который раздает указания, поглядывая в плейбек — это, в большинстве случаев, всего лишь красивая картинка. Придется тратить немало ресурсов и учиться тайм-менеджменту.
И что, я выучусь и сразу стану снимать шедевры?
Не факт. Учеба в киношколе дает информацию и навыки, необходимые для освоения ремесла, помогает составить портфолио, обзавестись связями и понять вообще, на что ты способен. Но, к сожалению, не всегда выпускник киновуза сразу становится востребованным — первое время, возможно, придется заниматься съемками каких-то менее титулованных вещей: реклама, социальные ролики, клипы, короткометражки. В то же время, есть немало примеров, когда именно в этом проявляется истинный талант — например, российский режиссер Иван Соснин почти всю карьеру снимал короткометражные фильмы с интегрированной в них рекламой и сделал на этом имя. Иногда есть вариант перейти в смежные направления — допустим, заняться режиссурой театра или вообще продюсированием.
То есть, существует шанс, что я не стану режиссером?
Он всегда есть, да. Не все умеют снимать. Но если в вас есть задатки, а также умение идти на компромиссы и играть «в долгую», то все должно получиться. На самом деле, в России нехватка по-настоящему опытных и талантливых людей в киноиндустрии. Если вы будете усердно учиться, стараться, вкладывать много сил в это дело, то это обязательно окупится.
Так, может, я могу стать режиссером сам, без учебы?
Конечно же, есть самородки, у которых получается круто, когда они просто ставят камеру на штатив и начинают снимать. Но вуз дает необходимые рабочие контакты, позволяет включиться в профессию в качестве настоящего специалиста, который знает все аспекты производства и дает возможность «набить руку». Все это будет приобрести сложнее самостоятельно. Есть пример Ильи Найшуллера, который долго и упорно работал на съемочной площадке, начав с низших должностей — как он сам говорил, «с разноса кофе на площадке». Сейчас он снимает фильмы с голливудскими звездами. Кстати, это вообще очень хороший вариант — вписаться в какой-то проект на любую должность, чтобы просто посмотреть, что из себя представляют съемки кино со стороны. Возможно, сразу поймете, что не стоит в это ввязываться.
И последнее: учеба ведь стоит денег?
Вы можете попробовать поступить во ВГИК на бюджет, при условии, что у вас нет высшего образования и вы подходите по возрасту (требования можно посмотреть на сайте — они время от времени меняются). Если образование имеется, то есть вариант лишь платного обучения. И это недешевое удовольствие: стоимость начинается 400 тысяч рублей в год в разных университетах. При этом, скорее всего, вам придется бросить классическую работу 5/2 — вы просто не сможете совмещать ее с учебным процессом. Кстати, если вы переживаете за то, что пойдете учиться, когда вам уже крепко за 30 — не волнуйтесь: среди студентов-режиссеров будет немало таких же, как вы.
Где именно учиться?
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК)
С одной стороны, там учат по несколько устаревшим стандартам, зато ваши учебные работы можно будет показывать на местном кинофестивале, и даже получить за это какие-то награды, что положительно скажется на вашем портфолио. С другой, там очень хорошая материально-техническая база — одна из лучших в стране.
Московская школа кино (МШК)
Это частный вуз, но котируется, как государственный. Выпускники МШК хвалят прогрессивный подход к обучению: студенты с первого курса включаются в полноценное кинопроизводство. Также работы студентов часто выставляются на кинофестивалях, включая зарубежные. Преподаватели — действующие специалисты и лауреаты мировых кинофестивалей. Выпускники — участники российских и международных кинофестивалей Владимир Мункуев («Нуучча») и Кристина Манжула («Я люблю Еву»).
Московская школа нового кино (МШНК)
К ней также применимо все, что сказано про МШК. Фишка МШНК в том, что обучение у них не линейное, а модульное — вы сами выбираете наиболее интересные для вас направления: например, сконцентрироваться на работе с актерами и режиссуре театра. Здесь также преподают профи, включая зарубежных (по крайней мере, раньше с мастер-классами выступали такие люди, как Пол Верховен и Альберт Серра). Среди выпускников — участники международных кинофестивалей Мария Игнатенко («Призрачно-белый») и Игорь Поплаухин («На тебе сошелся клином белый свет»).
Киношкола «Индустрия»
Основана кинокомпанией Федора Бондарчука «Водород» (он также является одним из мастеров). Если вы хотите снимать коммерческое кино, то вам сюда: студенты получают необходимые знания и контакты от ведущих специалистов, а также могут презентовать свои проекты продюсерам на питчингах, которые регулярно устраиваются в рамках обучения. Один из выпускников «Индустрии» — Евгений Сангаджиев, экс-актер, переключившийся на режиссуру (например, сейчас у него вышел сериал «Балет»).
Академия им. Н. С. Михалкова
Единственный частный вуз в списке, в котором за обучение не нужно платить (впрочем, в вышеупомянутых вузах обычно есть несколько бюджетных позиций). За счет этого очень высокий конкурс. Здесь учатся меньше, чем в других киношколах — обычно по 2 года. О том, что среди преподавателей — настоящие профи, не нужно и говорить. Среди выпускников — Андрей Богатырев («Красный призрак»).
Высшие курсы сценаристов и режиссеров
Еще один старейший государственный вуз, правда, бюджетных мест там нет. Это, по сути, курсы повышения квалификации при ВГИКе, где вы можете выучиться по ускоренной программе (до двух лет) на режиссера и другие кинопрофессии. На ВКСР особенно много тех, кто пришел в профессию после долгих лет работы «не по профилю» — туда принимают только с высшим образованием. Кстати, это один из немногих вузов, где вам предоставят общежитие. Список выпускников — возможно, самый звездный: от Алексея Балабанова и Георгия Данелии до Михаила Местецкого и Бориса Гуца.
СПБГИКиТ
Или Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения — питерский аналог ВГИКа, к сожалению, наименее котирующийся. Здесь, как и у его московского «коллеги», несколько архаичная система образования и более бедная материальная база. Что хорошо — при «ките», как его зовут студенты, как и во ВГИКе, есть продюсерский центр который помогает запускаться со своими проектами дебютантам. Из известных выпускников — Андрей Кравчук («Адмиралъ») и Олег Трофим («Лед»).