Как устроены кинофестивали, и почему побывать на них в качестве зрителя — не лучшая идея?
Что такое вообще кинофестиваль?
Это ежегодный смотр, на котором, как правило, демонстрируются новинки киноиндустрии. Фестивали бывают конкурсные и внеконкурсные — то есть, те, на которых фильмы соревнуются между собой за призы (как Каннский), и те, на которых зрители просто смотрят фильмы в одном потоке (как американский «Сандэнс»). На любом фестивале, включая конкурсные, где есть свое профессиональное жюри, может быть и зрительское голосование — например, таким образом определяется приз зрительских симпатий.
Помимо показов, на фестивалях часто проходит какая-то образовательная программа: мастер-классы, творческие встречи, практикумы, коллоквиумы и тому подобные мероприятия. Крупные фестивали включают в себя и кинорынок, где киностудии презентуют новинки прокатчикам, а те — закупают их, соответственно, для кинопроката. Фестивали могут включать в себя и другие активности — например, концерты известных исполнителей, книжные ярмарки и другие интересные штуки.
А зачем они нужны?
Стоит разделять, кому и зачем они могут быть нужны. В первую очередь, кинофестиваль — это смотр новинок, на котором и зрители, и профессиональная публика открывают для себя новые имена и следят за свежими тенденциями в кино. Плюс, для обычного зрителя это часто возможность увидеть своих кумиров воочию — крупные фестивали часто посещают звезды, которые могут сидеть буквально рядом с вами в зрительном зале. Так что для рядового зрителя это выглядит, как настоящий праздник кино.
Правда, не на всякий фестиваль может попасть рядовой зритель: например, проводившийся до 2021 года «Кинотавр» в Сочи был исключительно профессиональным мероприятием, в том плане, что там присутствовали только представители индустрии. Также не попасть обычному человеку в Канны — это своего рода «Оскар» от мира фестивалей, куда зовут только по приглашению. Для режиссеров, продюсеров и создателей фильмов, очевидно, это отличная возможность зарекомендовать себя, найти потенциальных прокатчиков для своего фильма и вообще обрасти связями. Награды известных фестивалей добавляют фильму веса, особенно если это авторское кино.
Какие бывают кинофестивали?
На сегодняшний день существует список международных фестивалей класса «А». Премьера новых фильмов должна проходить эксклюзивно только на одном из них, а уже потом их могут показывать на других смотрах. Чтобы получить аккредитацию, кинофестиваль обязан соответствовать определенным условиям: проводиться ежегодно, быть международным, в конкурсе не могут участвовать фильмы, которые ранее были на других фестивалях, в одной стране может проводиться только один такой фестиваль. Международная Федерация Ассоциаций Кинопродюсеров (FIAPF) утверждает список фестивалей класса «А». Все три фестиваля, от которых мы расскажем дальше, как раз к нему относятся.
Есть также другие фестивали,которые не аккредитованы FIAPF или не имеют конкурсной программы, но при этом являются не менее престижными. Например, фестиваль в Торонто, «Сандэнс» в Парк-сити и «Трайбека» в Нью-Йорке. Не стоит забывать про смотры неигрового (документального) кино, короткометражек и сериалов — например, в тех же Каннах проводится престижный фестиваль Series Mania.
Кстати, Московский международный кинофестиваль (ММКФ), тоже числящийся, де-юре, как фестиваль класса «А», мог бы стоять в одном ряду со своими знаменитыми «коллегами» (раньше на него приезжали звезды уровня Роберто де Ниро и Софи Лорен). Но, к сожалению, из-за слабого конкурса, почти полного отсутствия громких имен в жюри и составе участников и общей, скажем так, «неавторитетности», он уже давно таковым де-факто не считается.
Как устроены кинофестивали?
Выбрали три самых важных и интересных фестиваля: Каннский (Франция), Берлинский (Германия) и Венецианский (Италия). Все они оказывают огромный вклад в развитие мировой киноиндустрии.
Венецианский кинофестиваль
Первый в мире и, соответственно, старейший кинофестиваль. Был основан в 1932 году в фашистской Италии Бенито Муссолини, который был большим фанатом кино. Он создавался не столько из культурных побуждений, а скорее из-за честолюбия – уже тогда «Оскар» считался «главной наградой планеты», поэтому по приказу Муссолини появилась своя церемония, как некий ответ Америке.
Было важно показать масштабность и престиж, а также государственную мощь Италии, из-за чего фестиваль стал международным. Конечно же, главная награда доставалась в основном Италии и носила имя «Кубок Муссолини». С 1949 года на фестивале вручается «Золотой Лев», который является символом покровителя Венеции Святого Марка.
Ежегодно проводится на островеЛидо в августе-сентябре. Если в самом начале он был довольно консервативным и зависел от геополитических дел в стране и мире, то сейчас Венеция открыта новым веяниям и жанровому кино, что доказывает победа «Джокера» Тодда Филлипса в 2019 году. Короче говоря, самый зрительский из трех.
Каннский кинофестиваль
Считается самым престижным среди любителей киноискусства. Открылся в 1939 году, но был прерван из-за начавшейся Второй мировой войны. Первым президентом Каннского фестиваля кино был Луи Люмьер, а награда называлась «Кубок Люмьера». Сейчас это всем известная «Золотая пальмовая ветвь» в честь герба Канн. Проводится в середине-конце мая во Дворце фестивалей и конгрессов на набережной Круазет.
В программу отбираются авторские фильмы с мощным авторским высказыванием и экспериментальным видением. Канны, как его называют в профессиональной среде, часто ругают за некоторую архаичность и предсказуемость, но многое зависит от жюри. Например, в 2021 году победителем стал дерзкий и во многом безжалостный боди-хоррор «Титан» Жюлии Дюкорно — тогда председателем был ревизионер и большой хулиган от мира кино Спайк Ли.
Берлинский кинофестиваль
В отличие от первых двух, был основан гораздо позже – в 1951 году. Проходит ежегодно в феврале (но до 1978 года проводился летом) водворце Берлинале. Главным призом является символ города «Золотой медведь». Берлинский кинофестиваль обращает внимание на прогрессивный кинематограф, который говорит о современных проблемах, волнующих всех: экология, вооруженные конфликты по всему миру, государственное устройство, социальные вопросы. Некоторые считают, что Берлинале — самый политизированный кинофестиваль. Отчасти это так.
В Берлине преимущественно представлены фильмы «не для всех» — так называемое «интеллектуальное кино». Работы Ингмара Бергмана,Микеланджело Антониони, режиссеровфранцузской «новой волны» —Жан-Люка Годара, Клода Шаброля имели наибольший успех на Берлинском кинофестивале в разные годы. Из российских участников в Берлине бывали работы Алексея Германа-младшего, Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова и других важных режиссеров.
Почему именно такой репертуар фильмов?
Главная претензия к кинофестивалям — фильмы, которые показывают на них, не смотрибельны для обычного зрителя. Есть даже слово «фестивальщина», которым обозначают мудреное или просто претенциозное кино, обладающее рядом отличительных черт: отсутствие ярко выраженного развития сюжета, внятно обозначенной темы фильма, высокопарность и элитарность, общая «бессмысленность». Если взять программу любого Каннского кинофестиваля и попробовать посмотреть ее целиком, то значительная часть фильмов у среднестатистического зрителя вызовет, минимум, недоумение.
В-общем-то, это нормальная реакция. Фестивальные фильмы — это, как правило, тот самый «артхаус», который просто сделан для довольно узкой публики и не рассчитан на массовый прокат. Как смотреть такое кино, мы рассказывали здесь. Фестивали созданы как раз для того, чтобы у тех, кто интересуется авторским кинематографом, была возможность посмотреть кино, которое, возможно, никогда не покажут в обычном кинопрокате. И наоборот: картины, показанные на кинофестивалях (особенно те, что получили какие-то награды), часто берут в прокат компании, занимающиеся именно этим сегментом кинематографа (в России это, например, «A-ONE», «Arthouse», «Экспонента» и Russian World Vision).
Грубо говоря, кинофестивали — это такая haute cuisine, «высокая кухня» от мира кино. И действительно, на них хватает странного и часто претенциозного кино — в этом признаются даже те, кто сам их посещает. Плюс, это довольно дорогое удовольствие — ежегодно ездить в Берлин, Венецию или, например, Парк-Сити в США, где проводится фестиваль независимого кино Sundance, может обойтись в круглую сумму, не каждый может себе такое позволить. Как и положено «высокой кухне». При этом, на фестивалях могут показывать и жанровые картины — так, в Берлине была премьера «Логана» по комиксам Marvel, а Канны часто «забирают» себе фильмы Квентина Тарантино.
Короче говоря, если вы все же решитесь попасть на настоящий кинофестиваль (например, в июле в Вологде будет проводиться Voices — микро-аналог Канн и Берлинале), будьте готовы к тому, что контент там будет, мягко говоря, на любителя. Но не нужно плеваться и говорить «кто это вообще смотрит» — кому дорогущие гребешки под манговой пастой с сусальным золотом сверху, а кому хорошо прожаренный стейк или сочный бургер. Ничто не мешает, впрочем, посмотреть это все вне фестиваля, в кино или дома — будут те же самые гребешки, только без пафосной подачи и, в сравнении с первоначальной стоимостью, почти бесплатно.