Как в «Матрице» снимали Нео, уворачивающегося от пуль: секрет создания культовой сцены
Съемки «Матрицы» начались 14 марта 1998 года и продлились почти 6 месяцев. Главная сложность — место действия: большинство съемок велось в Сиднее, а Вачовски представляли город, напоминающий Чикаго.
Поэтому декораторы под руководством Оуэна Патерсона работали с формами и светом: сцены в матрице имеют зеленый оттенок, в реальном мире — голубой. А также использовали хромакей, накладывая нужный фон при монтаже.
Самая сложная сцена из «Матрицы»
На главную роль Нео студия хотела взять известного актера. Но не каждый хотел играть в картине, напичканной спецэффектами. На роль пробовались Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо, Уилл Смит и даже Сандра Буллок, но все отказались. В итоге осталось две кандидатуры: Джонни Депп и Киану Ривз.
Сейчас Киану Ривз неразрывно ассоциируется с «Матрицей». Сцена из первой части, в которой он в образе Нео уворачивается от пуль, стала культовой. Камера движется вокруг Нео, застывшего в падении, а пули пролетают над героем.
Легендарную сцену из «Матрицы» спроектировал специалист по спецэффектам Джон Гаэта. Он снимал падающего Киану Ривза, чтобы из отдельных кадров составить замедленную картинку.
Операторы выставляли задержку в несколько миллисекунд, а при монтаже фотографии объединяли. Получался эффект, словно камера облетает зависших в воздухе актеров. Этот эффект назвали «буллет-тайм».
На съемках команда по спецэффектам использовала 120 камер на широких рельсах. Ривза и других актеров окружало кольцо, на котором с минимальным интервалом друг от друга установили кинокамеры.
Аппараты делали снимки не одновременно, а за доли секунды друг после друга. Управляли камерами дистанционно. Снимки обрабатывали на компьютере, чтобы сделать картинку плавной и еще более замедленной.
Все это снималось на зеленом фоне, а затем на компьютере накладывался нужный фон. Также удалялись лишние детали: тросы, камеры и прочее. Вот как выглядел процесс съемок. Хотя сцена занимает всего несколько секунд, на ее создание уходила не одна неделя кропотливой работы и тысячи долларов:
Создатели использовали технологию из прошлого
Впрочем, технику «буллет-тайм» использовали задолго до съемки «Матрицы». Зарождение технологии восходит к XIX веку и предшествовало появлению кинематографа. Автор одного из самых известных примеров — фотограф Эдвард Мейбридж. Художник делал снимки скачущих лошадей серией неподвижных камер, расположенных рядом друг с другом.
Кадры чуть отличались, тем самым передавая визуальную иллюзию движения и эффект, будто взгляд зрителя движется из стороны в сторону. Многие считают эти снимки лошадей «первым движущимся изображением», и прародителем кинематографа.