Каким получился «Оппенгеймер»: гений ли Кристофер Нолан, и что за скандал с голой Флоренс Пью?
О чем «Оппенгеймер»?
Фильм рассказывает об истории разработки первой атомной бомбы в рамках «Манхэттенского проекта», которым руководил Роберт Оппенгеймер — физик и профессор Калифорнийского университета. Именно из-под его руки, в конечном итоге, в рамках гонки вооружений с фашистской Германией вышли две бомбы, которые упали на города Хиросима и Нагасаки. После этого Оппенгеймер, долгое время придерживавшийся позиции «ученые бомбы создают, а взрывают их военные», занял сугубо антимилитаристскую позицию и выступил за контроль над ядерным вооружением, за что был подвергнут проверке на политические взгляды в рамках борьбы с «красной угрозой» и отстранен от работы.
Что в нем особенного?
Во-первых, это фильм Кристофера Нолана («Начало»), режиссера, которого многие называют одним из немногих настоящих гениев от мира кино (или, как минимум, визионером). Во-вторых, в фильме невероятный актерский состав: главную роль сыграл звезда «Острых козырьков» Киллиан Мерфи, с которым Нолан неоднократно сотрудничал. Помимо него, другие роли исполнили Роберт Дауни-младший, Мэтт Деймон, Флоренс Пью, Рами Малек, Эмили Блант, Гари Олдман, Кеннет Брана и многие другие актеры. В-третьих, это первый фильм Нолана за долгие годы, в котором он, по заверениям, обошелся без CGI-спецэффектов, умудрившись даже создать изображение ядерного взрыва без компьютерной графики (как именно — загадка).
Почему его так много обсуждают?
Помимо имени режиссера, «Оппенгеймер» стал участником так называемого «барбенгеймера», выйдя в прокат в один день с другим блокбастером — «Барби» Греты Гервиг. О том, что это такое, мы подробно рассказывали здесь. Повышенное внимание зрителей обосновано и тем, что, во-первых, сюжет фильма печально резонирует с происходящим в мире, когда все вдруг вновь заговорили об использовании ядерного оружия. Во-вторых, это первый фильм Кристофера Нолана в карьере, в котором главным героем является реально существовавший человек («Дюнкерк» тоже был основан на реальных событиях, но персонажи в нем выдуманные). Крайне интересно, как постановщик, до этого занимавшийся фантастическими блокбастерами и триллерами про фокусы со временем, подошел к такому материалу.
И что из этого вышло?
Многие пишут, что «Оппенгеймер» — возможно, лучший фильм Кристофера Нолана в карьере. Он сложен не как традиционный байопик, а как череда событий, выстроенных в нелинейном порядке (тут как раз постановщик себе не изменяет). Некоторые сравнивают такой подход с квантовой физикой — мол, кажется, что это кино хаотичное, как молекулы в пространстве, но стоит врубиться в его логику и оно становится предельно понятным. Одной из самых эмоциональных точек называют, конечно же, пробный взрыв ядерной бомбы, но еще больше отмечают эпизод с аналогичными взрывами в японских городах — то, как это сделано.
То есть, это хорошее кино?
В общем, да, и даже очень. Нолану удается не превратить рассказ о жизни Оппенгеймера в выборку фактов из «Википедии»: это кино о современном Прометее, что дал людям огонь, который был использован отнюдь не во благо. Отмечают великолепную постановку: режиссеру удается сделать увлекательный фильм, который, при этом, в значительной степени состоит из крупных планов. В этом ему помогают и актеры: Киллиана Мерфи называют главным претендентом на «Оскар» в новом сезоне. Также отмечают не узнаваемого Роберта Дауни-младшего в роли филантропа Льюиса Штраусса, который в этом фильме окончательно избавился от амплуа «Железного человека». Отдельным пунктом идет музыка Людвига Йоранссона, который ранее работал с Ноланом над «Доводом», а также над «Черной пантерой», «Мандалорцем» и другими проектами.
За что фильм ругают?
Если его и ругают, то немного, хотя и находят, за что. Например, некоторые упрекают «Оппенгеймер» за структуру: мол, Нолан не был бы Ноланом, если бы не запутал свой фильм несколькими сюжетными линиями, которые лишь отвлекают зрителя. Кто-то отмечает, что музыка Йоранссона, которую одни приписывают к плюсам фильма, слишком патетична и из-за этого создает излишний пафос. Те, кто в целом не слишком любит творчества Нолана и считает его претенциозным, отмечают, что «Оппенгеймер» — самый обыкновенный байопик, который режиссер намеренно переусложнил. Наконец, некоторые отмечают, что заявление Нолана об отсутствии компьютерной графики в фильме — вранье, и некоторые кадры с CGI все-таки есть.
А что за скандал с голой Флоренс Пью?
Также некоторые упрекают фильм в том, что в нем, как часто бывает у режиссера, нет места нормально прописанным женским персонажам: они служат всего лишь «обслугой» для мужчин или объектами романтического интереса. С Флоренс Пью (которая, кстати, также появится в продолжении «Дюны»), сыгравшей Джин Тэтлок, любовницу Оппенгеймера, как раз связаны сразу два мини-скандала на этой почве, случившихся в Индии. Сперва правительству страны не понравилось, что ее героиня просит возлюбленного прочитать строчки из священной для индуизма книги «Бхагавадгита» во время секса — это назвали «заговором антииндуистских сил». После чего фильм также подвергся цензуре: фрагмент с голой Флоренс Пью зацензурировали в Индии и странах Азии, дорисовав ей черное платье на монтаже.
Стоит ли фильм смотреть?
Да, безусловно стоит. Как минимум, чтобы увидеть совсем другого Кристофера Нолана: проницательного, неторопливого и неожиданно человечного. Злые языки иногда говорят, что Нолан — режиссер-нейросеть; про «Оппенгеймера» сложно сказать подобное. Правда, когда такая возможность появится у зрителей из России, остается только гадать — фильм ожидаемо не выйдет в официальный российский прокат, по крайней мере, в ближайшее время. Остается лишь ждать цифрового релиза, когда картину можно будет посмотреть в сети.