Конфликт Харрисона Форда и Ридли Скотта, переработки в ночную смену, полный провал после выхода: как снимали «Бегущего по лезвию»
Знали ли вы, что фильм «Бегущий по лезвию» был снят по научно-фантастическому роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Фильм переносит зрителей из 1982 года в будущее — Лос-Анджелес 2019 года, где уже вместе с людьми живут репликанты — андроиды, которые похожи на человека и выполняют за него всю самую сложную работу. Некоторые из них даже бегут из тюрем. Один из таких побегов как раз и берется расследовать главный герой фильма, полицейский Рик Декард, которого играет Харрисон Форд.
Съемочная группа просто ненавидела постановщика Ридли Скотта за свой перфекционизм и придирчивость к каждой детали. Между Харрисоном Фордом и Скоттом даже разгорелся конфликт. Постановщик хотел сделать из героя актера репликанта, а Форд настаивал, что тот все же должен быть человеком. К этому так же добавился и тот факт, что Форду пришлось отработать 50 ночных смен и долгое время стоять под искусственым дождем. Конечно, эта ситуация очень раздражала и выматывала актера, подливая огонь в непростые отношения с режиссером. По слухам, Форд называл фильм исключительно «Ползущим по лезвию».
На спецэффектах приходилось жестко экономить, поэтому город будущего был сделан из миниатюр и дым-машин, создающих иллюзию повсеместного смога. Даже реквизит использовали из других фильмов, чтобы сэконмить.
Команда, отвечабщая за спецэффекты, построила сложную миниатюру корпорации Tyrell, которая по сюжету фильма была ответственной за создание репликантов. Ее делали из пластика, смолы и оргстекла. Эффекта мерцающих огней добились за счет мощной лампы, помещенной внутрь пирамиды.
Дизайн летающих машин спиннеров придумал художник Сид Мид. Его вдохновили истребители «Харриер». Для съемок специально было создано 4 спинера в натуральную величину, поэтому в фильме они выглядят такими реалистичными.
Большинство сцен было снято в павильоне, но иногда съемочная команда выбиралась на улицы Лос-Анджелеса. В фильме можно увидеть памятник архитектуры, здание Брэдбери-билдинг (в фильме — дом Себастьяна) и Эннис-Хаус (дом Рика Декарда), а также у кинотеатра «Миллион долларов» и вокзала Юнион-стейшн, который исполнил роль полицейского участка.
Вышедший в 1982 году фильм стал результатом компромиссов. Студия прижала Скотта после тестовых просмотров, выдвинув условия: им был нужен хэппи энд и закадровый голос Форда, чтобы объяснять происходящее. Форд был против, но против контракта не попрешь. В итоге прокат фильма стал полностью провальным. Критики считали ленту претенциозной, а первые зрители не понимали, что происходит в фильме.
В 2007 году вышла режиссерская версия фильма, где у Скотта был полный контроль. В этот раз «Бегущий по лезвию» был смонтирован без закадрового голоса и с открытым финалом. Несмотря на провал после выхода, через несколько десятилетий работа Скотта повлияла на многие фильмы, среди которых «Терминатор», «Призрак в доспехах», «Пятый элемент» и «Матрица». Сегодня же этот фильм считается культовым и многие называют его одним из лучших в жанре «фантастика».
Недавно Ридли Скотт признался, что очень жалеет о том, что не стал режиссером продолжения фильма «Бегущий по лезвию 2049». Узнайте, как проходили съемки фильма Дени Вильнева и какую роль все же сыграл поставновщик оригинала в нашем материале.