«Криминальному чтиву» Квентина Тарантино 30 лет: как фильм изменил представление о крутом кино
Поразительное сочетание насилия и юмора
В этом месяце фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» исполняется тридцать лет. Приличный срок, но и сейчас эта история о разношерстной компании гангстеров, наркоторговцев и подонков из солнечного Лос-Анджелеса кажется поразительно новой. Режиссеру, действительно, удалось преодолеть время и создать истинный шедевр.
Второй фильм Тарантино полюбили сразу же, он был слишком не похож на все остальное в киноиндустрии. Головокружительные и запоминающиеся диалоги, новаторская повествовательная структура, странное, но завораживающее сочетание юмора и насилия...
«Криминальное чтиво» номинировали на семь премий «Оскар». Мрачная, смешная и в целом нездоровая картина сделала звездами Сэмюэля Л. Джексона и Уму Турман, а также перезагрузила карьеру Джона Траволты.
Разрушенная хронология
Фильм, известный своим нелинейным повествованием, сплетает воедино три криминальные истории . «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса», «Золотые часы» и «Ситуация с Бонни» — главы зацикливаются, переплетаются и пересекаются, но — что самое главное — не сбивают зрителя с толку.
Тарантино отдал дань уважения Жан-Люку Годару и Жан-Пьеру Мельвилю, позаимствовав у них разрушенную хронологию и тем самым изменив правила криминального жанра. По сути режиссер превратил свой фильм в увлекательный пазл, и метод проложил путь для следующих исследований времени вроде «Карты, деньги, два ствола» (1998) Гая Ричи, «Экстази» (1999) Дага Лаймана и «Помни» (2000) Кристофера Нолана.
Поп-культура встречается с постмодернизмом
В 1984 году американский литературный критик и политический теоретик Фредрик Джеймисон опубликовал эссе «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма», в котором описал постмодернистскую культуру термином «новая глубина». Ученый отметил отход от глубинных смыслов и подлинности, характерных для ранних форм культуры, в пользу сосредоточенности на поверхности и стиле. И этой «бесглубинности» как нельзя лучше соответствует «Криминальное чтиво».
Фильм наполнен данью уважения популярной культуре и ярким набором типов персонажей, заимствованных из фильмов категории B: киллеры, секс-работницы, главари мафии, боксеры, травмированные ветераны войны и так далее. Все это создает плоскую картину из намеков, интересную благодаря своей пестроте.
Однако и в этом есть своя глубина, исследующая поп-культуру. Одна из самых знаковых сцен разворачивается в ретро-закусочной Jack Rabbit Slim's в стиле 1950-х, когда номер Турман и Траволты с нежностью перекликается с танцами из «Лихорадки субботнего вечера» (1977) с Траволтой же в главной роли. Кроме того, это очевидная дань уважения танцевальным сценам из «8 ½» (1963) Федерико Феллини и «Банды аутсайдеров» (1964) Жан-Люка Годара.
Не самые популярные в начале 1990-х Джексон, Траволта и Турман снимаются вместе с признанными звездами того времени вроде Брюса Уиллиса, Харви Кейтеля и Кристофера Уокена. В ярком камео появляется и сам Тарантино.
Диалоги и саундтрек
Кинокритик Роджер Эберт заметил, что персонажи Квентина Тарантино «часто говорят перпендикулярно действию», произнося длинные речи, прежде чем приступить к делу.
«Криминальное чтиво» полно остроумных и цитируемых монологов и диалогов — мирских и полных философской глубины. Разговоры о массаже ног и черничном пироге сталкиваются с библейскими стихами и размышлениями о судьбе и искуплении.
«Оскар» 1995 года за лучший оригинальный сценарий стал достойным достижением для Тарантино, которого многие считают одним из самых самобытных писателей в истории кино. Его подход, сочетающий грубость, юмор и авторскую крутость, с разным успехом пытались повторить многие другие режиссеры.
Отдельного внимания заслуживает удачный саундтрек «Криминального чтива», которому принадлежит львиная доля успеха фильма. В своей эклектике он идеально сочетает серф-рок, соул и классический рок-н-ролл, которые было странно услышать в 1994 году с большого экрана. Сборник достиг 21-го места в чарте Billboard 200 и больше года оставался в самых разных рейтингах.
Наследие «Криминального чтива»
Вскоре после выхода «Криминального чтива» в Оксфордском словаре английского языка появилось слово Tarantinoesque — «тарантиноз», «тарантиновский».
С тех пор «Криминальное чтиво» пародировали и переснимали бесчисленное количество раз. Голливуд внезапно начал массово выпускать малобюджетные криминальные триллеры с остроумными, саморефлексивными диалогами. Среди примеров «Чем заняться мертвецу в Денвере» (1995), «Два дня в долине» (1996) и «Очень дикие штучки» (1998).
Граффити-художник Бэнкси использовал трафареты образов Джулса и Винсента по всему Лондону, вручив киллерам бананы вместо оружия. Конечно же, персонажи были интерпретированы и в «Симпсонах», куда без них.
Сам Квентин Тарантино так охарактеризовал свой метод: «В конечном счете все, что я пытаюсь сделать, это объединить сложное повествование с кричащей темой. Я считаю, это делает вечер в кино развлекательным». И «Криминальное чтиво» развлекает нас уже тридцать лет.