Кто такой продюсер в кино и чем он занимается? Разбираемся в классификации профессии
«Это всё продюсеры режиссёра заставили!», «иначе продюсеры денег не дадут», «это кино, сделанное продюсерами, а не режиссером», «а ты точно продюсер?»... Так много вопросов к этим загадочным дядькам в пиджаках, которые отвечают за производство наших любимых фильмов. Но мало кто знает, чем продюсеры занимаются на самом деле, а также чем отличается, допустим, ассоциативный продюсер от креативного. Давайте наконец разберемся в классификации.
Генеральный продюсер
Человек, ответственный за деньги и команду. Им может быть и, так сказать, зачинщик дела, которому пришло в голову вложить финансы своей компании (но не менее 25% процентов от бюджета), так и партнёры. Например, если какой-нибудь «Сбербанк» (сам банк, а не аффилированные с ним структуры) вложится в очередной российский фильм, то в продюсерах будет стоять Герман Греф, и назовут его, скорее всего, сопродюсером. Иногда числится просто как продюсер — чтобы не нужно было уточнять, кто тут босс. Именно генпродюсер получает «Оскар» за лучший фильм (а не режиссёр!), так как фильм начинается с него и ему все подчиняются.
Исполнительный продюсер
Продюсер рангом пониже, который отвечает, в свою очередь, за расходование бюджета и средств: заключает договора, составляет смету, следит за тем, чтобы всё шло по плану и графику. В определенных случаях эту функцию может взять на себя генеральный продюсер, если проект небольшой, а может, например, шоураннер (см. дальше). По сути, исполнительный продюсер — это часто наемный работник, который ведет сразу несколько проектов, подчиняясь разным заказчикам, т.е. генеральным продюсерам. Может также выполнять функции линейного на небольших фильмах. Иногда ими становятся сценаристы и/или режиссёры-постановщики. Также исполнительный продюсер может вложить свои деньги, но не больше 25% от бюджета.
Линейный продюсер
Ещё ниже позиция, ещё мельче (но при этом, зачастую, шире) задачи: контроль за процессом кинопроизводства, выполнение сметы, составление графиков, аренда помещений, выплата зарплаты, и т.д. Несмотря на, вроде бы, низкий ранг, на самом деле, хороший линейный продюсер на вес золота: именно от него зависит, как будет осуществляться, непосредственно, съемочный процесс. Вообще, это только кажется, что какие-то профессии в кино «менее нужные» — и плох тот продюсер, неважно, генеральный или линейный, который считает, что он круче условного фокус-пуллера.
Функциональные продюсеры
Собирательная категория для продюсеров, ответственных за специфические процессы. Например, VFX-продюсер контролирует процесс производства компьютерной графики (допустим, нанимает художников). Продюсер пост-продакшена доводит фильм до ума после съемок — и может нанять, например, VFX-продюсера для этого. Могут быть и продюсеры озвучания, продюсеры звукозаписи... Но всё это, как правило, на больших проектах — на небольших всем этим занимается генеральный/исполнительный и не выеживается. Также могут называться в титрах ассоциированными продюсерами. Так, стоп, а это кто такие?
Ассоциированный продюсер
Продюсер, отвечающий за совсем уж узкие и специфические, но важные задачи. Как правило, их нанимают в помощь к кому-то из продюсеров — например, если человек активно консультирует команду фильма про ВОВ по вопросам исторической достоверности (правда, его могут указать просто как «консультирующий продюсер»). Или, допустим, человек помогает распределять финансы в какой-то довольно специфической сфере — например, составляет смету на съёмки животных в документальном фильме про зоопарк (соответственно, им может быть директор этого зоопарка).
Креативный продюсер
Как может показаться, самая творческая из продюсерских профессий. По сути, это человек, который отвечает за концептуальное наполнение фильма — следит за тем, чтобы соблюдалась стилистика, выбранное художественное решение и другие вещи, которые определяют, непосредственно, наполнение проекта. Грубо говоря, креативный продюсер следит, чтобы в фэнтези у эльфов уши были нужной длины, замки — нужной архитектуры, и так далее. На самом деле, зачастую это довольно рутинный процесс, но на больших проектах крайне важный.
Шоураннер
Модное американское слово постепенно приживается и в России. По сути, это человек, ответственный за функции сразу нескольких типов продюсеров на сериалах: он может контролировать подбор персонала (генеральный продюсер), следить за процессом производства (исполнительный) и сохранением единой концепции (креативный). Зачем так? На сериалах крайне важно сохранение единообразия во всех сериях, потому за это отвечает один человек. Что не мешает ему взять себе в команду разных продюсеров и раздать им задачи, а самому сохранить контроль над результатом.
Ассистент продюсера
«Низшая» должность в продюсерской цепочке — по сути, это зачастую «мальчик на побегушках», который выполняет мелкие поручения своего начальника, как правило, генпродюсера. Ну там: принеси кофе, забронируй гостиницу, передай мои слова тому, отнеси документ на подпись этому. На самом деле, на больших проектах это крайне важная должность — такой человек разгружает голову продюсеру, занимающемуся важными задачами, а хороший ассистент может со временем стать линейным или исполнительным, набравшись опыта в производстве.