Сиквел, приквел, спин-офф, ремейк — разбираемся во всех этих понятиях и объясняем, чем они отличаются друг от друга
Сиквел
Самое простое — продолжение фильма/сериала. Обычно под словом «сиквел» подразумевается именно вторая часть, последующие, соответственно, именуются триквелом, квадриквелом, квинтиквелом... Впрочем, обычно после четвертой части (а то и третьей) все эти «квелы» перестают употреблять и дальнейшие продолжения называются просто «новыми частями», чтобы не запутать читателя. Представляете, как иначе тяжело было бы определить, каким словом назвать «Форсаж 10»?
Приквел
Соответственно, предыстория оригинального произведения. Простейший пример — первый, второй и третий эпизоды «Звездных войн», которые, хоть и выходили после четвертого, пятого и шестого, но рассказывают историю событий до оригинальной трилогии (проще говоря, определяющим фактором тут является момент выхода). Самое интересное, что приквел к сиквелу, действие которого разворачивается между первой и второй частями, будет называться интерквелом. Не запутайтесь!. А если вы все-таки путаетесь в хронологии Star Wars, то здесь мы рассказывали в каком порядке смотреть фильмы серии.
Мидквел
Кажется, что это и есть то, что называется интерквелом, но нет: в данном случае речь идет о событиях, которые происходили между определенными событиями одного фильма. Проще говоря, это сюжет внутри сюжета. Простой пример — «Волшебный мир Бель», сборник из трех новелл, повествующих о том, что происходило в замке из «Красавицы и чудовища» во время знакомства Белль и Чудовища.
Параллелквел
Нет, мы не сошли с ума, такое понятие действительно есть. Это сюжет, который разворачивается параллельно событиям оригинального фильма. Простейший пример — «Король Лев 3: Хакуна Матата», который в оригинале не просто так называется «Король Лев 1,5»: он рассказывает о похождениях Тимона и Пумбы, которые происходили параллельно событиям первого мультфильма.
Ремейк
Как нетрудно догадаться, новая версия старого фильма. Причем он может значительно отличаться от первоначального варианта: допустим, в классическом голливудском фильме «Великолепная семерка», ремейке «Семи самураев» Акиры Куросавы, заменили не только место действия (Средневековую Японию на Дикий Запад), но и изменили мотивации героев. А в современном ремейке «Семерки» с Крисом Праттом даже сменили состав — например, добавили азиата в исполнении Ли Бен-хона из «Игры в кальмара», таким образом проложив «мостик» между двумя предыдущими фильмами.
Ребут
Если ремейк может быть сильно не похожим на оригинальный фильм, то ребут (он же перезапуск) — и вовсе полная «пересборка» оригинального материала, игнорирующая все то, что было до этого. Бывает «мягкий» (когда новый фильм/сериал, номинально отличаясь, все же сохраняет атрибуты оригинала) и «жесткий» ребут, при котором от оригинальной идеи может остаться лишь название и идея. Простой пример мягкого ребута — «Планета обезьян» 2001 года, жесткого — трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене (найдите хоть что-то общее, кроме центрального героя, между «Бэтменом» Тима Бертона и «Бэтмен: Начало» с Кристианом Бэйлом).
Рекап
Проще говоря, повторение старого материала, краткий пересказ того, что уже было (возможно, с незначительными изменениями/дополнениями с целью сохранить художественную целостность). Неочевидный, но очень характерный пример — «А теперь нечто совсем другое», фильм знаменитой комик-группы «Монти Пайтон», собранный из лучших фрагментов классического скетч-сериала «Летающий цирк» с их участием.
Риквел
Интересный феномен — по сути, продолжение оригинального фильма, выпущенное без оглядки на уже существующие. Особенно удобно это демонстрировать на примере франшизы «Хэллоуин», у которой было 7 сиквелов (один из которых, правда, скорее спин-офф), ремейк и сиквел к ремейку: в 2018 году режиссер Дэвид Гордон Грин выпустил новый «Хэллоуин», который, по сути, продолжал события оригинального фильма 1978 года, не являясь при этом официальным ремейком/сиквелом.
Спин-офф
Объясняем, что означает странное слово, упомянутое выше: это сюжет, в центре которого персонаж со своей историей, возможно, вообще не связанной с оригинальным фильмом. Простейший пример — «Хищные птицы», спин-офф «Отряда самоубийц»... который, по сути, сам является спин-оффом «Бэтмена против Супермена» Зака Снайдера. Да, комиксы практически живут засчет спин-оффов — например, «Дэдпул» является спин-оффом «Людей Икс».
Кроссовер
Чертовски популярный на данный момент формат, когда в одном котле смешиваются сюжеты и персонажи совершенно разных фильмов/сериалов. Далеко за примерами ходить не надо: «Флэш», «Человек-паук: Нет пути домой», «Стекло» М. Найта Шьямалана — все это фильмы, собранные из других, формирующие совершенно новые вселенные. Но самое интересное — когда скрещиваются персонажи, номинально вообще не имевшие до этого друг к другу отношения: например, «Фредди против Джейсона», кроссовер «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы, 13-е».
Бонус: Фейквел
Возможно, самый забавный, пускай и, скажем так, не «официальный» термин — по причине того, что он таковым быть в принципе не может. По сути своей, это такой «фанфик» (т.е. фанатское произведение), когда к существующему сюжету делают любительское продолжение/спин-офф/кроссовер. В кино встретить подобное сложнее, как-никак авторские права. Но, например, старожилы помнят, что в 1990-х выходила российская линейка любительских комиксов о союзе Черепашек-ниндзя с отечественным мутантом Русским мишкой (да-да, такое правда было).