Страх перед жутким будущим: лучшие фильмы-антиутопии, которые заставят любить настоящее

Жанр антиутопии хорошо показывает, чем обеспокоены люди. Когда-то они боялись правительства, потом — засилья технологий, теперь же экологического коллапса. Искусство отражает страхи и пробует найти ответы на сложнейшие вопросы.
Страх перед жутким будущим: лучшие фильмы-антиутопии, которые заставят любить настоящее
Мы вместе с онлайн-кинотеатром KION выбрали 7 лучших антиутопий, показывающих страхи людей в разные десятилетия.
Содержание статьи

«Лобстер» (2015, реж. Йоргос Лантимос)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нетипичная антиутопия, где практически нет элементов фантастики. В недалеком будущем все люди должны иметь постоянных партнеров, поэтому одиночек отправляют в специальные отели. Им дается 45 дней на поиск идеальной половинки — в случае неудачи человека превращают в животное по его выбору. Одним из заключенных подобного заведения становится Дэвид (Колин Фаррелл): он не хочет ни с кем быть вместе.

«Бегущий по лезвию» (1982, реж. Ридли Скотт)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весь мир обязан Ридли Скотту за создание эстетики киберпанк, которую теперь активно используют в фильмах, видеоиграх и других произведениях искусства. В 1982 году сценаристы думали, что в 2019 году искусственный интеллект достигнет невероятных высот, а отличить робота от человека можно будет только с помощью особых устройств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рик Декард (Харрисон Форд) охотится за сбежавшими из-под контроля репликантами людей и встречает киборга Рэйчел (Шон Янг), которая проходит тест на человека.

«Элизиум: Рай не на Земле» (2013, реж. Нил Бломкамп)

Наследием Скотта воспользовался Бломкамп, только показал мир науки не процветающим, а гниющим и разлагающимся. В 2154 году люди на Земле живут в крайней бедности, зато над планетой парит огромная станция, где нежатся богачи с передовыми технологиями. Облученный радиацией Макс (Мэтт Деймон) идет на сделку с организаторами нелегальных перевозок, чтобы спасти себе и другим жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Франшиза «Голодные игры» (2012–2015)

Наиболее успешная серия фильмов, основанная на подростковых романах-антиутопиях. Страна Панем разделена на двенадцать дистриктов, каждый на чем-то специализируется: добыча угля, животноводство, технологии и так далее. В память о неудавшейся революции президент Панема каждый год проводит турнир Голодные игры: из каждого дистрикта выбираются двое детей до 16 лет, которые потом борются до последнего выжившего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жительница самого бедного 12-го дистрикта Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) еще не знает, что она станет волонтером вместо своей сестры Прим (Уиллоу Шилдс).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«1984» (1984, реж. Майкл Рэдфорд)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый страшный роман-антиутопия Джорджа Оруэлла. Мир разделен на три части, каждой огромной страной управляет авторитарный лидер, подавляющий людей всеобщей идеологией. Уинстон Смит (Джон Хёрт) живет в Лондоне, работает в Министерстве Правды и следует правилам идеального гражданина: посещает двухминутки ненависти, пристально следит за соседями и считает каждую копейку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Его жизнь меняется после встречи с Джулией, она учит его нарушать законы.

«Облачный атлас» (2012, реж. сестры Вачовски, Том Тыквер)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сестры Вачовски (франшиза «Матрица») и Том Тыквер («Беги, Лола, беги») экранизировали роман Дэвида Митчелла, действие которого простирается от XIX века до очень далеко постапокалиптического будущего. Так в части «Оризон Сонми-451» люди используют киборгов-«фабрикантов» для любых нужд, обещая подчиненным после годов рабства вознестись до их уровня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В части «Переправа возле Слуши и все остальное» человечество живет по племенным законам и лишь некоторые помнят о необычных храмах не вершинах гор.

«Метрополис» (1924, реж. Фриц Ланг)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале 20-го века люди еще не знали о том, какого уровня технологического прогресса мы достигнем, но их представления до сих пор поражают. Важнейший для истории кино «Метрополис» — основа всех фильмов и книг об антиутопиях будущего с незабываемой эстетикой арт-деко. Сын правителя Фредер (Густав Фрёлих) думает выяснить, как живут бедняки, поэтому отправляется в подземные районы рабочих и видит ужасы их жизни.

Читайте также: