«Терминатору» 40 лет: почему мрачная классика Джеймса Кэмерона актуальна как никогда
Сюжет, объединивший вообще все
Когда в 1984 году на экраны вышел фильм Джеймса Кэмерона «Терминатор», он навсегда изменил ландшафт научной фантастики. Сюжет разворачивается на фоне постапокалиптического будущего, где искусственный интеллект защитной сети Skynet обернулся против человечества. Он провоцирует ядерный апокалипсис и создает антиутопический мир, в котором машины охотятся за последними остатками человеческой жизни.
Отчаянно пытаясь избежать поражения от человеческого сопротивления, Skynet отправляет Терминатора назад во времени. Этот реалистичный андроид почти неотличим от человека, но превосходит его по силе, ловкости и интеллекту. Его миссия — устранить Сару Коннор (Линда Гамильтон), мать будущего лидера повстанцев. Т-800, которого играет Арнольд Шварценеггер, неумолим в своем преследовании и обладает неудержимой силой.
Тем временем Джон, сын Сары, отправляет из будущего воина Кайла Риза (Майкл Бьен), чтобы защитить свою мать. Несмотря на то, что они люди и уязвимы, благодаря своей решимости и находчивости герои побеждают Терминатора. При этом они успевают зачать Джона, того самого лидера человеческого сопротивления.
Один из лучших научно-фантастических фильмов
Несмотря на несколько перегруженный для жанра сюжет, фильм сосредоточен на исследовании темы судьбы и свободной воли. Он демонстрирует потенциальные последствия неконтролируемого технического прогресса и во многом вдохновлен чрезмерными оборонными инициативами времен президента Рональда Рейгана. Натан Абрамс, профессор киноведения в Университете Бангора, Великобритания, называет первого «Терминатора» лучшим научно-фантастическим фильмом из когда-либо созданных.
Известно, что идея пришла Джеймсу Кэмерону, когда он работал над ужастиком «Пираньи 2: Нерест» (1982). Режиссер написал 45-страничный сценарий, а его будущая жена Гейл Энн Хёрд стала продюсером. На роль главного злодея был выбран мегапопулярный бодибилдер Арнольд Шварценеггер, и съемки стартовали в начале 1984 года.
Через восемь месяцев фильм с бюджетом 6,5 миллиона долларов вышел в 1012 кинотеатрах США и получил крайне противоречивую критику. Но кто такие критики, когда за первые десять дней проката касса фильма переваливает за 9,7 миллиона долларов!
Технонуар и гипермаскулинность
«Терминатор» стал частью нового поджанра научной кинофантастики, термин «технонуар» был заимствован у названия ночного клуба в фильме. К нему же можно отнести «Западный мир» (1973), «Бегство Логана» (1976) и «Бегущий по лезвию» (1982).
Как и в случае с убийственным суперкомпьютером из фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968), «Терминатор» подпитывает страхи, порожденные революцией компьютеризации 1970-х. Размышляя о последствиях развития технологий, транснациональных корпораций и генной инженерии, Кэмерон представил антиутопический и пессимистичный взгляд на будущее.
Шварценеггер впервые стал моделью Т-800 в возрасте 37 лет и продолжил играть машину до 72-х. Его внушительная форма стала отражением непобедимости андроида. Это было расцветом эпохи, когда звездами экранов становились гипермаскулинные герои боевиков вроде Сильвестра Сталлоне и Чака Норриса.
Инновационная сюжетная линия, темп повествования, спецэффекты и великолепная музыка «Терминатора» помогли Джеймсу Кэмерону стать главной силой Голливуда. До этого канадец самостоятельно снял только один фильм, но после превратился в законодателя жанра и создателя крупнейших блокбастеров 1980-х и 1990-х, включая «Чужих» (1986), «Бездну» (1989), «Терминатора 2: Судный день» (1991) и «Правдивую ложь» (1994).
Я не вернусь, потому что никуда не ухожу
Наследие фильма и его влияние на поп-культуру непреходящи. Это философское высказывание представило мрачное видение будущего, которое вызвало в начале 1980-х культурный шок, резонирующий и по сей день. «Я вернусь» остается одной из самых знаковых фраз в истории кино, а месседж фильма о технологиях и будущем сегодня даже более актуален, чем сорок лет назад.
То, что начиналось как фильм, превратилось в мультимедийную вселенную, состоящую из сиквелов, сериалов, комиксов, видеоигр, книг и аттракционов в тематических парках. Франшизу часто цитируют в дебатах, связанных с транснациональными корпорациями, робототехникой, биополитикой, трансгуманизмом, искусственным интеллектом и ядерным апокалипсисом.