Украденная рыба, Портос в гипсе и шпага во рту Д'Артаньяна: как снимали советский культовый фильм
Съемки фильма «Д'Артаньян и три мушкетера» с самого начала не заладились. На них выделили такой маленький бюджет, что режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич схватился за голову. Но смета уже была утверждена, поэтому приходилось выкручиваться. Актерский состав же бедокурил так, что съемки то и дело срывались.
Фольга, консервные банки и инвалидное кресло
Все поклонники кино знают, что «Д'Артаньян и три мушкетера» снимался в Одессе и Каменец-Подольском. Но мало кто знает, что сам режиссер во время съемок постоянно сидел... в инвалидном кресле. И это не потому, что он был болен — просто ему не выделили нормальную аппаратуру и оборудование. Шутка ли — на одну серию был рассчитан бюджет 140 тысяч, в которые нужно было уложить все — от проживания в гостиницах до зарплаты актеров, от реквизита до питания команды, от транспорта до костюмов и осветительных приборов.
Поэтому Юнгвальд Хилькевич сам смастерил бриллиантовую подвеску Анны Австрийской из стекляшек. Это, кстати, заметно в одном из эпизодов, когда Дартаньян поднял королеву. В этот момент одна из ленточек перевернулась — и стала видна не очень аккуратная изнанка украшения.
Он также своими руками сделал из фольги все кресты на плащах мушкетеров. Эфесы большинства шпаг режиссер вытачивал из консервных банок и другого металлолома, вспомнив детство.
В фантазии режиссеру нельзя отказать — практически у каждого героя шпага имеет «уникальное лицо».
На грани ареста
Артисты, которых поселили в гостиницу «Кохозная» взбунтовались, захватили номер Юнгвальд-Хилькевича и устроили разгульную вечеринку. Режиссер договорился, чтобы звезд переселили в обкомовскую гостиницу. Они продолжили напиваться и развлекались, пародируя Брежнева и Ленина. Поскольку номера прослушивались, все стало известно госбезопасности.
Георгия вызвали на беседу, где он поклялся, что больше такого не повторится. Однако Льву Дурову (он играл капитана мушкетеров де Тревиля), который изображал вождя пролетариата с его женой Надеждой Крупской, в тот год в наказание не присвоили звание народного артиста.
Политических хулиганств больше не было, но артисты продолжали бесчинствовать. «Однажды мушкетеры пропили все, что можно, и суточные в том числе, сидели голодные, а потом пошли в магазин и украли там ящик с копченой рыбой. Неделю только это и ели...» — вспоминал режиссер в своих мемуарах.
Атос без глаза, вид со спины
Вениамин Смехов, который снимался в роли Атоса, мог выделить для игры только выходные дни, поскольку в то время играл в Театре на Таганке. Пропустить спектакли актер не мог. Поэтому его часто заменял дублер — и даже в песне про Черный пруд зритель не всегда видит Смехова. Практически каждый раз, когда в фильме появляется спина Атоса, можно с уверенностью сказать — это не он.
«Один из гвардейцев кардинала, наш каскадер, промахнулся и попал мне в глаз. Острая боль. Ничего не вижу. Открыть глаз не могу. Просто Гоголь, "Вий": "Поднимите мне веки!" Меня отвезли в медицинский пункт. Чем-то залили. Моргать было трудно, но глаз, слава Богу, не вытек. На лечение от травмы мне дали несколько дней и, как только поняли, что я могу открыть глаз, стали снимать. В фильме есть сцена, где, несмотря на все усилия гримеров и осветителя, у меня виден отек под правым глазом», — вспоминал Смехов.
Худенький Портос
Валентин Смирнитский стал кандидатом номер один на роль Портоса. Юнгвальд-Хилькевич сразу предложил ему сыграть добродушного и упитанного мушкетера. У актера была вынужденная пауза в работе — он ждал разрешения на выезд за границу СССР для съемок в другом фильме. И по большей части именно скука сделала его Портосом. «Я был на 99% убежден, что это глупый эксперимент», — рассказывал артист, который еще и сломал ногу перед этим.
Но даже это было не самым серьезным препятствием перед съемками. Главная проблема была в том, что Валентин был худым, поэтому ради него костюм перешивали, делая вставки из ваты. Поэтому актер в начале фильма кажется похожим на аквалангиста в скафандре. Правда вскоре он набрал необходимый вес и всю «набивку» убрали.
И беззубый Д'Артаньян
Михаил Боярский во время съемок сцены Марлезонского балета в Одесском оперном театре должен был фехтовать Борисом Клюевым, игравшим роль Рошфора. Он так увлекся, что ткнул куда попало своей шпагой — а реквизит был из настоящей стали. После этого эпизода был перерыв, а когда необходимо было снимать Д'Артаньяна, его нашли в туалете с окровавленным ртом.
«Мы дрались на шпагах с Клюевым, который играл Рошфора, и его шпага выбила мне зуб, попала в нёбо. Кто-то писал, что остался всего сантиметр до мозга. Я прополоскал рот водкой, сел в машину и поехал в стоматологическую поликлинику. Там решили вопрос с зубом, что-то нарастили, что-то вставили», — вспоминал Михаил Боярский позже.
Несмотря на все эти проблемы, фильм «Д'Артаньян и три мушкетера» все же вышел в прокат вовремя — и для многих стал любимейшей среди приключенческих лент всего периода СССР.