«В Новой Зеландии по-прежнему используются татуировки на все лицо»: режиссер Ли Тамахори о новом фильме «На краю Земли»

В прокат вышел новый фильм новозеландского режиссера Ли Тамахори, прославившегося на весь мир одним из ярчайших фильмов Бондианы «Умри, но не сейчас». Поработав во всему миру с суперзвездами и огромными бюджетами, Тамахори возвращается к своим корням и снова снимает фильм о народе маори, к которому он сам принадлежит.
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вы начали свой путь в киноиндустрии, сняв фильм про современную жизнь народа маори. Кинокартина имела большой успех. Почему вы вновь возвращаетесь к этой теме?

Я снимал фильмы по всему миру. Но мой основной «киноинтерес» в Новой Зеландии, потому что культура маори – это моя культура. Я наполовину маори, наполовину европеец. Можно сказать, что я объединяю два разных мира. И мне кажется, что я могу показать в своем кино как и англоговорящий мир, и европейский взгляд на мир, но это многие могут, а вот о народе маори почти никто не знает.

Поэтому я решил, что все фильмы, которые я снимаю в Новой Зеландии, будут посвящены маори.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Я знаю, что ваша мать – англичанка, а отец – маори. Что это означает для вас? Как вы это ощущаете?

Иногда я думаю об этом, о двойной идентичности, которая сопровождает меня всю жизнь. Воспитывали меня как европейца. Мой отец считал, что в 1950-е быть маори – это бесперспективно. Язык маори был в упадке, светлого будущего видно не было.

Поэтому отец приобщал меня к современному европейскому миру. Я открыл в себе маори позднее, пока рос и задавался различными вопросами. Сейчас я чувствую себя абсолютно комфортно в обоих мирах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В вашем фильме действие происходит в начале XX века, но его проблематика кажется очень сегодняшней – войны продолжаются, человечество не учит уроки истории. Вы, действительно, имели в виду современный контекст или, на ваш взгляд, все времена и сопутствующие им проблемы одинаковые?

В моих фильмах всегда были политические аспекты. Начиная с первого «Когда-то они были воинами». В нем я рассказывал о том, что случилось с культурой и коренным народом моей страны. Там я затрагивал проблемы колониализма, насильственного перемещения населения из деревень в города, алкоголизма, наркомании и многие другие вопросы, существующие во многих обществах.

Кадр из фильма «На краю Земли»
Кадр из фильма «На краю Земли»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В моем недавнем фильма – «Патриарх» я рассказывал о мирном, идеальном времени до переселения маори в города, после которого у народа возникли многочисленные проблемы, о которых говорится в фильме «Когда-то они были воинами». «Патриарх» показывает народ, захваченный европейцами и подвергнутый форсированной урбанизации.

В фильме «На краю Земли» я обращаюсь к истокам. Я заинтересовался идеей о том, что народ маори превосходил по численности европейцев в 300 раз. Маори были главными, и это была их земля, а прибывших европейцев было очень мало. И чтобы получить полоску земли, колонизаторы, напрочь забыли о законе и справедливости, а также о том, что имеют дело с культурой, которую они совершенно не понимают.

Нажми и смотри
В России о культуре маори и Новой Зеландии знают немного. Вообще, страны Океании мы представляем примерно так, как они выглядят в фильмах Питера Джексона. Но все это – интернациональные блокбастеры. Много ли фильмов о маори в местной киноиндустрии? Популярны ли они?

Много, но я бы не стал использовать слово «популярный». Я сам снял 3 фильма о маори, Тайка Вайтити – 3 или 4 фильма, есть и другие режиссеры. Да, основная часть населения в Новой Зеландии – белые европейцы, но 15% населения – это маори, то есть это существенная часть. Мы во многом представляем собой нацию двух культур.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы принимаем культуру маори, молодое поколение снова изучает язык коренного народа, так что культура Новой Зеландии постепенно становится двуязычной. Очень популярны межкультурные браки и межкультурные отношения. То есть, наша модель сильно отличается от того, что происходило в ЮАР и ряде других государств, где межрасовых браков не было, а белое и коренное население проживало порознь.

Кадр из фильма «На краю Земли»
Кадр из фильма «На краю Земли»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но тем не менее, маори – это бедный народ, потому с ним связано большое количество социальных проблем – алкоголизм, наркомания, преступность, безработица и тд.

В вашем фильме показано, и это известно из истории, что народу маори удалось куда более успешно договориться с британцами, чем удавалось другим колонизированным народам. Почему, по вашему мнению, это получилось? И как ситуация обстоит сегодня, когда формально все граждане равны в своих правах и свободах? Сохраняется ли это равенство в реальности?

Сегодня в Новой Зеландии на бумаге все люди равны в правах, и любая форма дискриминации недопустима. Но, к сожалению, реальность иная. У маори меньше возможностей в сфере образования, чем у белых европейцев. Белое население обладает очевидными преимуществами, и даже если белые не всегда сами ощущают, у них очевидно больше возможностей сделать успешную карьеру, чем у маори. Особенно остро это проявлялось в 1960-х, когда в стране проводился курс «за белую Новую Зеландию».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «На краю Земли»
Кадр из фильма «На краю Земли»
Архивы пресс-службы

Конечно, народ маори боролся за свои права, как, например, темнокожее население в Соединенных Штатах или Великобритании. Вскоре маори осознали, что ключом является знание английского языка. Потом маори стали лоббировать в правительстве соблюдение своих прав, обеспечение коренному народу достойной жизни, социальных выплат. И в результате они вынудили правительства, особенно лейбористские, основательно заняться вопросом маори и расширить их возможности в образовании и на рынке труда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конечном счете, Новая Зеландия – это тесно связанное сообщество, в которое входит около 5 миллионов человек. А когда я снимал «Когда-то они были воинами», новозеландцев было всего около 4 миллионов человек. Конечно, в Новой Зеландии есть и проявления расизма, как и в других странах, но таких жестких форм, как, например, апартеид в ЮАР до 1994 года у нас не было и нет.

Кадр из фильма «На краю Земли»
Кадр из фильма «На краю Земли»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблемы есть, но мы стараемся решать их, а не усугублять и обострять. И народ маори находится в постоянной борьбе за свои права, в этой области за последние 30-40 лет было достигнуто немало, и на этом маори не остановятся.

К тому же, маори обладают богатейшей историей, в то время как культура Новой Зеландии достаточно молодая, так как «белой Новой Зеландии» всего около 150 лет, максимум 200. История маори же насчитывает много тысячелетий. Маори обладают богатым культурным наследием. И новозеландская нация, в особенности молодое поколение ценит эту историю и стремится стать ее частью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вы работали с большим количеством звезд, но с Гаем Пирсом вы сотрудничаете впервые. В фильме он бесподобен. Но почему ваш выбор пал на него?

Я очень высоко ценю Гая Пирса, он уникальный актер, очень особенный, очень разноплановый, меняющийся от фильма к фильму и от роли к роли. Я познакомился с ним еще в 1990-е гг. в Лос-Анджелесе. И с тех пор мы пытались поработать вместе на протяжении долгих лет, но все как-то не складывалось. Гай был первым, о ком я подумал, когда начал работу над главным героем фильма – Томасом Монро – священником с темным прошлым. И Гаю тоже понравилась эта история, ведь его отец был из Новой Зеландии.

Кадр из фильма «На краю Земли»
Кадр из фильма «На краю Земли»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы начали работу 3 года назад, но тут началась пандемия, и все встало на паузу. Но это было потрясающее время, потому что Гай не смог покинуть Новую Зеландию, весь год мы проверили в работе над ролью, и это глубокое погружение хорошо видно на экране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Считается, что маори придумали татуировки. И они татуировали на своих лицах историю своей жизни. Кто-то делает так сейчас?

Да, в Новой Зеландии по-прежнему используются татуировки на все лицо, которые называются «моко». Но «моко» могут делать только мужчины. Женщины – только небольшие татуировки под нижней губой. Это очень болезненный и долгий процесс, но все эти татуировки отличаются друг от друга, при этом каждая рассказывает особенную историю о жизни человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «На краю Земли»
Кадр из фильма «На краю Земли»
Архивы пресс-службы

В наше время молодое поколение и люди средних лет, как мужчины, так и женщины вновь стали следовать этой традиции. И, например, такая татуировка есть у нынешнего министра иностранных дел. Но о чем она рассказывает, знает только он.

Вы когда-нибудь хотели проиллюстрировать свою жизнь на своем лице?

Нет, я всегда хотел рассказать о своем народе в кино. Мой новый проект будет снова посвящен маори – страшные истории из 90-х годов. Тогда агрессивная группа маори решила, что колониализм отмщен недостаточно, напала на один из городов и сожгла его наполовину.

Это жесткая реальная история, но я всегда считал, что в кино надо рассказывать не только сказки с хеппи-эндами.