Забытые и недооцененные шедевры советского кино: от экранизации Островского до советской версии «Выжившего»

Эти фильмы были хитами в свое время, но сейчас о них вспомнит далеко не каждый. Проверьте, насколько хорошо вы знаете советский кинематограф.
Забытые и недооцененные шедевры советского кино: от экранизации Островского до советской версии «Выжившего»
Freepik
Содержание статьи

Советское кино подарило нам немало шедевров, которые любят наши родители, мы сами, а некоторые будут смотреть и наши дети — такие, как «Застава Ильича», «Ирония судьбы», «Осенний марафон» и другие любимые всеми картины. Но как много великих фильмов прошло мимо нас — не ставших классикой или непонятных в момент выхода, но оцененных со временем. Предлагаем вашему вниманию восемь таких картин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Неотправленное письмо»

Кадр из фильма

Все видели «Летят журавли», великий шедевр дуэта из режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, но не все знают их вторую безусловную удачу — фильм о выживании геологов в дикой тайге, охваченной пожарами. По уровню постановки это кино вполне может утереть нос даже «Выжившему» с ДиКаприо — гений Урусевский буквально лез в огонь с камерой, обмотавшись ватником с асбестом, чтобы добиться максимальной реалистичности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Жестокость»

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экранизация сразу нескольких повестей классика советской литературы Павла Нилина, тоже посвященная тайге — о буднях уголовного розыска в первые годы советской власти. Режиссер фильма, Владимир Скуйбин, снимал этот фильм, уже будучи тяжело больным (скончался в 1963 году в 34 года от атрофии мышц). Может, поэтому в «Жестокости» есть какая-то совершенно невероятная сила, подкрепленная финалом, из-за которого фильм в свое время чуть не положили на полку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дворянское гнездо»

Кадр из фильма

Еще одна экранизация, на этот раз Тургенева — о родовом имении последних настоящих российских аристократов. Неудивительно, что снял его Андрей Кончаловский, а в одной из ролей снялся Никита Михалков. Это тонкое, чувственное, и одновременно, местами, грубоватое кино — о русской знати, ее закате и вырождении. Выход фильма в 1969 году совпал с событиями в Чехословакии: зрители увидели в нем перекличку с тем, как страна свернула куда-то не туда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Три дня Виктора Чернышева»

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снятая в духе итальянского неореализма драма о молодом рабочем завода, который категорически не понимает, как ему жить свою жизнь, и живет ее, как может — совершая глупости, а подчас и откровенно жестокие поступки, на которые его толкают окружающие. Фильм был одобрен партией и с большим успехом вышел на экраны в 1967 году, но зрители увидели в нем главное — коллективный портрет молодых людей, которые не понимают, как им жить в этой стране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Треугольник»

Кадр из фильма

Сейчас такое кино назвали бы coming-age movie: история взросления 13-летнего Овика в армянском Ленинакане (ныне Гюмри), который рос рядом с пятью взрослыми кузнецами. Счастливое детство разрушает война: она меняет жизнь героев одного за другим. Но это все равно очень добрая, хоть местами и грустная история о том, что даже в такие мрачные периоды можно радоваться и улыбаться. Кузнецов, кстати, играют сплошь звезды — от Армена Джигарханяна до Фрунзика Мкртчана.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Павел Корчагин»

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из первых фильмов легендарного дуэта Александра Алова и Владимира Наумова («Бег») по классической книге Николая Островского «Как закалялась сталь». Есть еще аж три экранизации этого знаменитого романа, но у Алова и Наумова получился не патриотический эпос, а более личная история о преодолении собственного несовершенства: как и герой фильма, Островский к концу жизни терял зрение, но продолжал работать. Очень мотивирующая картина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Друг мой, Колька!..»

Кадр из фильма

Один из наиболее успешных фильмов 1960-х, предвосхитивший настроение «оттепели»: школьники-сорванцы, не желающие жить по законам старших, организовывают «подпольное сообщество троечников», а помогает им в этом приставленный к школе новый пионервожатый. Первый фильм до сих пор живого классика нашего кино Александра Митты, в котором много озорства, но нет назидательности и, напротив, чрезмерного беспредела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дом в котором я живу»

Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История нескольких семей, проживающих в деревянном доме, пережившем и эпоху Красного террора, и войну, и смерть Сталина, и развенчание культа личности «советского вождя». Именно последнее стало точкой отсчета для режиссеров Льва Кулиджанова и Якова Сегеля: в «Доме, в котором я живу» запечатлена значительная часть истории советского народа, представленного героями — от наивно-доброго Сережи в исполнении Владимира Земляникина до идеалиста-геолога (Михаил Ульянов).