50 лучших альбомов из 90-х, которые нужно услышать каждому мужчине хотя бы раз в жизни
50.Korn, «Follow The Leader», 1998
На момент выхода своей третьей пластинки Korn были уже вполне себе звездами, что позволило устроить им из записи альбома феерический балаган с круглосуточным пьянством и гостями вроде порноактера Рона Джереми, Фреда Дерста из Limp Bizkit, Айс-Кьюба и звезды фильма «Укуренные» Чича Марина. Однако весельем на пластинке и не пахнет: вокалист Джонатан Дэвис вовсю занимается борьбой с собственными демонами и непростыми отношениями с отцом, периодически срываясь в натуральную истерику, ощущение которой усиливает фирменная лязгающая бас-гитара Филди – звук, который басисты всего мира будут старательно копировать ближайшие несколько лет. В результате получилась работа, благодаря которой мир получил ню-метал на золотом блюде – стиль тревожный, агрессивный, ранимый и местами еще более саморазрушительный, чем гранж.
49.Outkast, «Aquemini», 1998
Пока шаблонные альбомы Мастера Пи и Паффа Дэдди возглавляли всевозможные чарты, Outkast выпустили взрывную хип-хоп пластинку с социальным подтекстом и убойной дозой дип-фанка. Хиты наподобие «Rosa Parks» помогли их родному городу «Hotlanta» (Атланта) закрепиться на мировой карте рэп-музыки.
48.Pearl Jam, «Vitalogy», 1994
Предыдущий альбом коллектива, «Vs.», сделал Pearl Jam чуть ли не самой успешной группой на планете. Музыканты отметили это судебными тяжбами с компанией Ticketmaster и выпуском пластинки «Vitalogy», на которой окончательно овладели мастерством мэшапа музыкальных стилей прошлого и будущего. Душевные баллады наподобие «Nothingman» здесь сочетаются с таким серьезными рок-атаками, как «Spin The Black Circle».
47.Raekwon, «Only Built 4 Cuban Linx», 1995
Выходец из Wu-Tang Clan записал альбом с ладно сбитыми куплетами, и вдобавок к гипнотическим битам Риззы, Рэкуон здесь выдает завораживающие сюжеты. Это рэп-пластинка, дающая бой фильмам о гангстерах, которых в хип-хопе обычно восхваляют.
46.The Notorious B.I.G., «Life After Death», 1997
Выпущенный спустя два месяца после убийства Бигги Смоллза пророческий «Life After Death» — двухдисковый набор юмора и самодовольства от одного из главных героев хип-хопа.
45.Hole, «Live Through This», 1994
На этом альбоме, ставшим для группы настоящим прорывом, Кортни Лав хотела казаться «девочкой, урвавшей самый большой кусок пирога». Самые яркие номера здесь — выстраданные панк-хиты «Miss World», «Softer, Softest» и «Doll Parts». На минуточку, безжизненное тело мужа Лав Курта Кобейна было найдено за пару дней до того, как альбом поступил в продажу.
44.Nirvana, «In Utero», 1993
Для работы над своим третьим студийным альбомом Nirvana пригласила продюсера Стива Албини, во многом создавшего саунд пластинки Pixies «Surfer Rosa», от которой всегда фанател Курт Кобейн. Выделить здесь стоит напряженную «Serve The Servants» и бессмертную «Rape Me», по ощущениям насквозь пропитанную героиновыми страданиями Курта, хотя речь в тексте идет вовсе не об этом.
43.Portishead, «Dummy», 1994
Как и Massive Attack, соседи Portishead по Бристолю, этот трип-хоп коллектив прибегал в своей музыке к брейкбиту, живой гитаре и джазовым сэмплам, а тревожный вокал Бет Гиббонс доказал слушателям, что именно в трип-хопе есть место настоящим переживаниям и душевной боли.
42.Tom Waits, «Mule Variations», 1999
После пяти лет затишья, «Mule Variations» оказался по-настоящему триумфальным возвращением для Уэйтса. Из карнавального шарманщика Том преображается в мрачного исполнителя пророческих баллад. Главные моменты альбома – меланхоличные, но легко слушающиеся треки «Hold On» и «House Where Nobody Lives».
41.Sinead O’Connor, «I Do Not Want What I Haven’t Got», 1990
Вторая пластинка Шинейд О’Коннор удивляет своей оригинальностью и многообразием, от изысканной красоты «Nothing Compares 2 U» до материнской теплоты «Three Babies» и экспериментов со звуком в «I Am Stretched On Your Grave».
40.PJ Harvey, «Rid Of Me», 1993
Как и Патти Смит, Полли Джин хотела быть новым Бобом Диланом, но, в отличие от Смит, играла на гитаре крайне громко и непринужденно. Второй альбом Полли Джин, записанный со Стивом Албини, представляет собой сплошной агрессивный эротизм и рок-н-ролльную ярость. На «Rid Of Me» блюз переходит в готический рок, оттуда в гранж – и все это зачастую в рамках одной песни.
39.Red Hot Chili Peppers, «Californication», 1999
Седьмой студийный альбом калифорнийских рокеров, где они, наконец, полностью сконцентрировались на музыке, оставив панк-фиглярство. Благодаря потерявшему юношескую агрессию вокалу Энтони Кидиса и возвращению в группу Джона Фрушанте, RHCP удалось создать красивейшие композиции наподобие «Scar Tissue».
38.Massive Attack, «Blue Lines», 1991
Одна из важнейших записей 90-х, мгновенно ставшая классикой: Massive Attack смешали рэп, даб и соул, положив тем самым начало новому музыкальному направлению – трип-хопу.
37.Wu-Tang Clan, «Enter The Wu-Tang: 36 Chambers», 1993
Триумфальное возвращение хип-хопа Восточного побережья произошло в 1993 году благодаря девяти участникам Wu-Tang, с их увлеченностью гонконгскими боевиками и любовью к устрашающей атмосфере.
36.TLC, «CrazySexyCool», 1994
Американское R’n’B-трио выпустило альбом, который разошелся в количестве 22 миллионов копий и стал самым продаваемым не только в истории группы, но и среди женских музыкальных коллективов вообще.
35.Oasis, «(What’s the Story) Morning Glory?», 1995
После выхода второго альбома Oasis братьев Ноэля и Лиэма Галлахеров наконец-то перестали сравнивать с The Beatles и The Rolling Stones. Благодаря «(What’s the Story) Morning Glory?», группа обрела собственное лицо и завоевала всемирное признание.
34.Bjork, «Post», 1995
Вторая по счету пластинка исландской певицы, хитроумное сплетение различных стилей – от грандиозного диксиленда («It’s Oh So Quiet») до трип-хопа, что неудивительно, если учесть, что к созданию «Post» приложили руку самые разные музыканты, от Трики и Хауи Би до Нелли Хупера. «Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне приходится будто заново создавать вселенную, собирая ее по кусочкам», – объяснила такую вариативность Бьорк.
33.Pantera, «Cowboys From Hell», 1990
С этой пластинки начался грув-метал: отныне «Cowboys From Hell» входит в топ-10 любимых альбомов любого хэдбенгера. Кроме того, работа выстрелила и в коммерческом отношении, позволив музыкантам Pantera выбраться из нищеты и перестать выбирать между бургером и новыми струнами.
32.Johnny Cash, «American Recordings», 1994
Записав 10 треков в собственной спальне, Джонни Кэш вернулся с полностью акустической пластинкой, спродюсированной Риком Рубином и ставшей отличным напоминанием о том, что гений музыканта никуда не собирался уходить от своих слушателей.
31.Rage Against Тhe Machine, «Rage Against Тhe Machine», 1992
Радикальные политизированные тексты солиста Зака де ла Рока вкупе с тяжелой гитарной артиллерией в лице Тома Морелло и ураганной ритм-секцией произвели в своем жанре фурор, подобного которому не было со времен MC5 и The Clash.
30.The Smashing Pumpkins, «Siamese Dream», 1993
На своей второй пластинке The Smashing Pumpkins отошли от привычного грязного стиля и сделали шаг в сторону более величественного оркестрового звучания, что особенно чувствуется в композициях «Cherub Rock» и «Today».
29.Depeche Mode, «Violator», 1990
Любимая пластинка большинства поклонников британской группы. В «Sweetest Perfection», «Halo» и «World In My Eyes», Depeche Mode повзрослели и превратили свои подростковую тревожность и сексуальную одержимость в величественную синтипоп-мелодраму, а их эксперименты с рок-музыкой позволили записать один из главных хитов коллектива – «Personal Jesus».
28.Moby, «Play», 1999
Техно-пластинка с душой, где Моби хитро сплел блюз и госпел с танцевальными ритмами, и получил на выходе такие хиты, как «Porcelain» и «Natural Blues». Альбом, пропитанный каким-то необъяснимым очарованием (в том числе и для рекламщиков, которые бесчисленное количество раз использовали в своих роликах мелодию «Play»), однако легко способный вызвать тошноту при чрезмерном употреблении.
27.Soundgarden, «Superunknown», 1994
Являясь до этой пластинки своеобразным сиэттлским панк-ответом Led Zeppelin, Soundgarden достигли вершины мастерства в создании настоящих гранж-гимнов вроде «Black Hole Sun». «Мы тогда осознали всю важность мелодий – ну или просто переслушали Брайана Ферри», – отшучивался в интервью Крис Корнелл.
26.Nirvana, «Unplugged In New York», 1994
Яркое живое выступление Nirvana на сцене, украшенной словно для похорон, на котором группа сыграла в мрачноватой акустической версии не только собственные хиты, но и впечатляющие кавер-версии песен Дэвида Боуи и Meat Puppets, которые в некоторых местах звучат лучше оригиналов.
25.Red Hot Chili Peppers, «Blood Sugar Sex Magic», 1991
Пожалуй, высшая точка карьеры молодых RHCP, визитная карточка группы и гитариста Джона Фрушанте, в которую, к тому же, всю душу вложил великий бородач Рик Рубин. Каждому начинающему басисту и барабанщику нужно ставить в обязанность сначала назубок под метроном выучить каждую песню с «Blood Sugar Sex Magic», а потом уже лезть со своими палками в музыку.
24.Beck, «Odelay», 1996
Однажды Бек Хэнсен заперся в студии с продюсерами из The Dust Brothers и записал пластинку, звучащую так, будто бы над ней вместе работали Вуди Гатри и Грэндмастер Флэш, доказав при этом, что у тернтейблизма будущее куда более светлое, чем у гранжа.
23.Jeff Buckley, «Grace», 1994
Артист с голосом ангела, слишком рано ушедший из жизни и слишком мало успевший сделать, Джефф Бакли записал невероятной красоты пластинку, где осмелился даже заступить на территорию Led Zeppelin с неистовой «Eternal Life».
22.Public Enemy, «Fear Оf А Black Planet», 1990
Public Enemy расширяют свой хип-хоп кругозор на третьей пластинке, с праведным бойцовским гимном «Fight the Power», духоподъемной «Brothers Gonna Work It Out» и агит-фанком «911 Is А Joke».
21.Metallica, «Metallica», 1991
Один из самых продаваемых альбомов «Метлы» всех времен, созданный совместно с продюсером Бобом Роком и включающий в себя суперхиты «Enter Sandman» и «Nothing Else Matters». «Главная дикость в том, что под эти непростые и болезненные композиции обнимаются влюбленные пары», — признался как-то фронтмен группы Джеймс Хэтфилд.
20.R.E.M., «Automatic for the People», 1992
«Этот альбом не похож на все, что мы делали прежде», — предупреждал гитарист Питер Бак в интервью журналу NME. Но в этом и заключается главное достоинство восьмого альбома R.E.M. Акустическая пластинка большой красоты, с аранжировками от бас-гитариста Led Zeppelin Джона Пола Джонса.
19.My Bloody Valentine, «Loveless», 1991
Шедевр шугейзинга, четвертый альбом ирландских мечтателей, запись которого обошлась в группе аж в 250 тысяч фунтов. Но каждый вложенный пенни себя оправдал, а группа открыла новые горизонты для нойз-попа, слепив воедино головокружительный гитарный дроун и воздушный вокал Белинды Батчер.
18.Pavement, «Crooked Rain, Crooked Rain», 1994
Вторая пластинка Pavement, посвященная любви и рок-н-роллу, а также принесшая группе общественную популярность. Здесь каждая песня — запоминающийся хит, начиная с «Gold Soundz» и «Cut Your Hair» и заканчивая «Range Life» и «Haunt You Dawn».
17.Pearl Jam, «Ten», 1991
Дебютный альбом гигантов гранж-рока, долгое время остававшихся в тени Nirvana. «Ten» – новый взгляд на хард-рок: полный экспрессии вокал Эдди Веддера и стенающие гитарные соло Майка Маккриди в «Alive» и «Jeremy» делают эти песни главными хитами.
16.Nine Inch Nails, «The Downward Spiral», 1994
Уединившись в бывшем доме Романа Полански и Шэрон Тейт, жертвы «Семьи» Чарльза Мэнсона, Трент Резнор со своей группой записал мощное полотно о погоне за самообладанием – похоже, излюбленной теме NIN тех времен. Кстати, участие в записи – точнее, в пьянках и оргиях между сессиями, – принимал тогдашний большой приятель и протеже Трента Брайан Уорнер, совсем скоро грохнувший на весь мир как Marilyn Manson.
15.Weezer, «Weezer», 1994
Изначально первый альбом Weezer был просто отличной пауэр-поп пластинкой с парочкой хитов наподобие «Buddy Holly» и «Undone (The Sweater Song)». Но впоследствии запись повлияла на целый ряд любящих предаться грусти панк-исполнителей. Сегодня ценители ставят Weezer, пожалуй, всего на пару ступеней ниже Nirvana.
14.Mary J. Blige, «My Life», 1994
Привлекающий своими душевными сэмплами и новым взглядом на классический R&B, этот спродюсированный Паффом Дэдди альбом стал самым автобиографичным для Блайдж. Композиции наподобие «Be Happy» были записаны во время крайне тяжелого периода в жизни певицы: по ее собственному признанию, тогда она даже подумывала о суициде.
13.Eminem, «The Slim Shady LP», 1999
Дебют самого популярного белого рэпера в мире и новое слово в хип-хопе. Спродюсированная Доктором Дре пластинка, с сумасшедшей и пронзительной лирикой и запоминающимися мелодиями, принесла Эминему успех, уважение критиков, славу и судебный иск от собственной матери.
12.Jay-Z, «Reasonable Doubt», 1996
«Студия для меня – словно кресло психиатра», — признавался рэпер в одном из интервью, и его дебютный альбом полон бесстыдных мечтаний и горестных жалоб. Зато альбом утвердил Джей-Зи в звании первого фристайлера своего поколения. Здесь также стоит отметить дерзкое появление 16-летней Фокси Браун в треке «Ain’t No Nigga».
11.Green Day, «Dookie», 1994
Альбом, давший старт возрождению поп-панка в 90-х. Билли Джо Армстронг выплескивает свою вызванную городской скукой ярость в быстрые трехминутные хиты вроде «Welcome to Paradise», «Basket Case» и «Longview», которую сам Армстронг описал как «самую доступную терапию против вечного залипания перед телевизором».
10.Madonna, «The Immaculate Collection», 1990
Идеальный диск Мадонны: здесь вы можете услышать бессмертные хиты певицы («Holiday»), провокационные вещи («Papa Don’t Preach») и танцевальную классику («Into The Groove»), а также спродюсированный Ленни Кравитцем секс-джем «Justify My Love», сэмпл из которого впоследствии использовали Public Enemy.
9.Radiohead, «OK Computer», 1997
Альбом, после выхода которого Radiohead стали называть самой важной группой планеты. Параноидальные и мгновенно запоминающиеся композиции, из которых невозможно выделить несколько лучших – черт возьми, они все великолепны.
8. A Tribe Called Quest, «The Low End Theory», 1991
Многие пытались соединить точки между хип-хопом и джазом, но лучшего всего это получилось у данного альбома. A Tribe Called Quest меняют темы одну за другой – от музыкального бизнеса до сексуальной политики, при этом их музыка остается все так же прекрасна и бешена.
7. Dr. Dre, «The Chronic», 1992
Дебютная сольная работа Доктора Дре, к тому моменту уже завоевавшего всеобщее признание в составе N.W.A. На «The Cronic» он до совершенства отточил свое мастерство читки, позаимствовал сэмплы у Джорджа Клинтона и представил миру тогда еще никому неизвестного Снуп Догга.
6. Pavement, «Slanted Аnd Enchanted», 1992
Одна из важнейших инди-рок пластинок. Расслабленная манера исполнения, причудливые тексты и соблазнительные мелодии. Но отличительную черту этой записи придает мощный и напряженный нойз – признание Стива Малкмуса в любви американской музыке 70-х.
5.The Notorious B.I.G., «Ready To Die», 1994
Бигги Смолз вложил в эту пластинку весь свой тяжелый опыт взросления на улицах Бруклина. «Ready To Die» — это величайший дебют в хип-хопе, полный запоминающихся хитов, таких как «Big Poppa», «Juicy», «Things Done Changed» и «Everyday Struggle».
4.Radiohead, «The Bends», 1995
В первой половине девяностых рок-музыкой правила Nirvana, во второй половине эстафету перехватили Radiohead. Второй альбом британской группы – это потрясающей красоты единение мрачного гитарного звука и ангельского вокала Тома Йорка, по уровню напоминающее стадионную грандиозность U2 и меланхоличность The Smiths.
3.James Brown, «Star Time», 1991
Влияние Джеймса Брауна на музыку настолько огромно, что на этот четырехдисковый сборник не уместились все его хиты – в период между 1956 и 1988 годами в R&B чарт топ-40 попали 100 (сто!) композиций музыканта. Но этот альбом выделяется тем, что здесь представлен каждый период карьеры Джеймса: искренний соул «Please, Please, Please»; абсолютно новый подход к R&B в «Papa’s Got A Brand New Bag», где ритм берет верх и растворяет в себе мелодию; его высказывание в поддержку правозащитного движения в «Say It Loud — I’m Black And I’m Proud (Pt.1)»; его летопись фанка семидесятых в «Get Up (I Feel Like Sex Being a) Sex Machine» и его первые эксперименты с хип-хопом в «Funky Drummer». 71 трек – и при этом душевные силы Брауна ни на каплю не истощаются.
2.U2, «Achtung Baby», 1991
Находясь на вершине славы, U2 предоставили себе полную творческую свободу и создали «Achtung Baby», микс приглаженного рока и пульсирующих ритмов, записанный в Берлине и Дублине под руководством Брайана Ино и Даниэля Лануа. Группа избавилась от своей юношеской расслабленности и создала очень взрослое звучание, преисполненное страстью не мальчиков, но мужей.
«В каком-то роде это было жульничество с нашей стороны, – рассказывал Боно в 1992 году. – Мы назвали эту пластинку "Achtung Baby" и загадочно улыбались на фотографиях, помещенных на обложку. Но на самом деле это самая тяжелая пластинка, из тех, что мы записывали».
«One» – быть может, самая прекрасная песня U2, мрачная баллада об отношениях на грани распада, отношениях, за которые приходится вести борьбу. И эта эмоциональная неразбериха делает звучание U2 душевным, как никогда.
1.Nirvana, «Nervermind»,1991
Второй альбом Nirvana, с его легендарным боевиком «Smells Like Teen Spirit» позволил зарождающейся в Сиэтле гранж-сцене потеснить на вершине чартов Billboard самого Майкла Джексона, а также заставивший слушателей навсегда забыть о хэйр-метале. Ни одна пластинка до «Nevermind» не сумела оказать такого мощного воздействия и на свое поколение (миллионы подростков моментально прониклись гранж-ценностями и нацепили на себя бабушкины кофты), и на своего главного создателя. Невыносимый груз славы заставил и без того беспокойного Курта Кобейна в итоге свести счеты с жизнью. Но его агрессивные гитарные рифы, потрясающие мелодии, надрывный вокал и гениальная лирика, подкрепленная могучей ритм-секцией бас-гитариста Криса Новоселича и барабанщика Дэйва Грола, вернули воинственный протест в рок-музыку.
Гений Кобейна раскрывается в песнях наподобие «Lithium», «Breed» и «Smells Like Teen Spirit»: мягкое, но четко ощутимое напряжение между куплетами и припевами сменяется яростными взрывами. Кстати, в душе, как известно, Курт был любителем поп-музыки и завзятым битломаном: продюсер «Nervermind» Бутч Виг вспоминает, что музыкант мог с удовольствием сыграть «Julia» Джона Леннона во время репетиций. Так что Кобейн постоянно вел битву внутри себя, пытаясь при этом сохранить самообладание. Битву эту ему суждено было проиграть, но ее отголоски до сих пор звучат на этом потрясающе сильном альбоме.