Почему артисты из России не попадают в мировые чарты? Российский музыкант о сложностях реализации за рубежом
Русскоязычная музыка очень редко становится сенсацией на западе. Кто-то наверняка вспомнит t.A.T.u., прогремевших в начале нулевых. Меломаны постарше напомнят, что еще существовал коллектив Gorky park, пытавшийся покорить Америку. Особенно прошаренные слушатели наверняка вспомнят, как хит Сергея Жукова покорил Европу, а поколение из TikTok напомнит нам о Кати Лель, завоевавшей стриминг с хитом 20 летней давности.
Но все это редкие примеры. На самом деле их больше (есть еще думерская музыка). Картины в целом они не меняют. Музыка на русском почти никогда не захватывала чартов. Более того, артисты из России, попытавшиеся захватить мир треками на английском, также сталкивались с оглушительным провалом. Так в чем же дело? Мы решили поговорить с Анатолием Борисовым из Wildways, чтобы разобраться в этом феномене.
Небольшая справка
Для тех, кто в танке. Wildways — российская метал-группа, которая появилась в 2009 году. Долгое время ребята сочиняли песни на английском языке с явным прицелом на прошаренную англоязычную аудиторию. У них даже был альбом, записанный в США, который с теплом приняли слушатели. Но из России.
На западе их если и слушали, то в качестве экзотики, а туры по Европе не могли сравниться по популярности с турами внутри России. В 2019 году группа отказалась от музыки на английском, переключившись на родной язык, что дало хороший буст к популярности.
Решает только язык?
Wildways — не единственная группа, которая отказывалась от русского языка в песнях. В начале десятых так и вообще был тренд на англоязычные треки. Многие прогрессивные группы делали песни только на английском, стараясь привлечь аудиторию со многих стран мира. Но почти всегда фиаско: сейчас на английском почти никто не поет, все перешли на русский.
Проблема точно не в языке. И чтобы это понять, стоит обратиться к той стране, где локальная музыка смогла получить всемирную известность — Южная Корея. Всего за несколько лет k-pop превратился в мировой феномен. Треки звезд жанра расходятся миллионными прослушиваниями, а большая часть из них даже не на английском языке.
Есть еще один пример. На этот раз обратный — британская музыка. В Англии, что логично, делают музыку на английском, но до популярности американского продукта им далеко. Стреляют лишь одиночные артисты, да и то их популярность не сравнима с коллегами по ту сторону океана. Так в чем же дело?
Решает экономика
Творческие единицы не возникают в чистом поле. Чтобы музыкант состоялся, у него должен быть музыкальный инструмент и немного свободного времени. Сложно сочинять музыку после 12-часовой смены курьером, когда из всех желаний доминирует одно — умереть.
Так уж вышло, что у будущих талантов из России часто нет тех инструментов, что есть у западных коллег. Двум одинаково талантливым людям будет очень сложно конкурировать, если один из них взялся за музыку в 15 лет (когда появилась возможность), а другой с самого детства постигал основы музыкальной науки.
Сложно состязаться, когда в кармане нет денег на жизнь и приходится идти на работу, пока твой конкурент из-за рубежа вполне комфортно живет на пособия и целыми днями сочиняет новую музыку. Увы, но это так.
Поэтому среднее качество русской музыки ниже, чем на западе, так как у подавляющего большинства наших звезд просто меньше ресурсов на реализацию своих идей.
И снова решает экономика
Парадоксально, но никаких проблем у русской музыки, кроме экономических просто нет. Еще несколько лет назад русский независимый артист — это человек, который жил только за счет концертов. Просто на музыке не прожить, потому что ее пиратят. Приходится выступать — часто в ущерб музыке.
Но даже с концертами жить в кайф получается только у единиц. Остальные подбирают крошки со стола, собирая по 50-100 человек в региональных клубах. А где брать деньги на хороший продакшн, дорогие клипы и другие важные для продвижения продукта штуки?
Сейчас ситуация получше: даже средний артист найдет деньги на хлеб с маслом без концертов. За счет стриминга и рекламы. Но доходы все равно не сравнимы. Американский музыкант может нанять огромную команду музыкантов, на несколько месяцев запереться в бункере, создавая альбом мечты. У русских музыкантов на это не хватит денег. Как и на рекламу, которая будет красоваться во всех уголках земного шара.
Наверняка есть что-то еще. Нюансов много, а у русскоязычных артистов в последние годы мало шансов взорвать на западе из-за ситуации в мире. Однако стоит дать русской музыке шанс: она обязательно завоюет мир. А еще стоит дать шанс нашему подкасту. Он действительно классный, поэтому кликайте по ссылке и наслаждайтесь прослушиванием.