Феномен корейской волны: почему так популярны Корея и все, что с ней связано?
Что такое корейская волна?
Халлю или корейская волна — это всплеск глобальной популярности южнокорейской культуры. Сам термин был придуман в Китае. Волна началась в Юго-Восточной и Южной Азии, а затем распространилась по всему миру.
Южная Корея — одна из немногих стран, если даже не единственная, у которой была цель стать ведущим мировым экспортером поп-культуры. Государство намеренно использует свой имидж для воздействия на общественное мнение других стран. Такой прием называется «мягкая сила». Одним из примеров является США, которые покорили весь мир айфонами, кока-колой и голливудскими фильмами.
Почему именно поп-культура?
Сегодня Южная Корея одна из крупнейших экономик мира, но еще в 50–60-е годы прошлого столетия она не только отставала от Северной, но даже уступала бывшим колониальным территориям в Африке. Так как же стране удалось изменить это?
Одной из причин является тот факт, что частные южнокорейские корпорации успешно сотрудничают с правительством и прислушиваются к его пожеланиям. Например, если власть решит, что она хочет, чтобы страна сосредоточилась на экспорте промышленной продукции, частные компании поддержат эту инициативу. Так в 60-х появились чеболи (финансово-промышленные группы) — хорошо известные нам сегодня компании, такие как Samsung, Lotte, LG и Hyundai. Они могли объединять в рамках одного холдинга множество совершенно разнообразных предприятий. Именно чеболи сыграли решающую роль в интеграции государства в мировую экономику. Так к 1990-м годам Южная Корея вступила в золотую экономическую эру, но все это резко прекратилось из-за азиатского финансового кризиса.
Тогда правительство осознало, что стране необходимо по-другому строить свою экономику, властям оставалось только придумать новый способ. Итак, ваша страна погрязла в долгах, что вы будете делать? Правильный ответ: проводить самый быстрый интернет в стране. Именно такую задачу поставили перед собой власти Южной Кореи, и вскоре они ее выполнили. А потом они задались вопросом: на чем же все-таки страна будет зарабатывать деньги?
Ответ нашелся в мае 1994 года. Тогда Южнокорейский президентский консультативный совет по науке и технологиям опубликовал отчет, в котором утверждалось, что если фильм «Парк Юрского периода» может заработать за один год столько денег, сколько Hyundai после продажи полутора миллионов своих автомобилей, то Южная Корея тоже должна производить блокбастеры. Тогда власти решили, что Южная Корея станет страной, успешно экспортирующей свою поп-культуру на мировой рынок.
Что помогло запустить волну?
Власти сделали все, чтобы трансформировать имидж страны с помощью поп-культуры. Вероятно, одним из самых важных факторов было решение корейского правительства в 1989-ом году снять запрет на зарубежные поездки для корейцев. Это дало возможность гражданам Южной Кореи познакомиться с западным миром, что привело к появлению огромного количества высококвалифицированных и прогрессивных талантов, готовых привнести новое в культуру страны.
Также повлияла и отмена цензуры в 1996 году, запрещающая поднимать многие темы, которые считались в стране спорными. Южнокорейская культура наконец-то смогла вдохнуть полной грудью, перед молодыми талантами открывались огромные перспективы для воплощения их новых идей и экспериментов.
Как Южная Корея завоевала мир?
Пробежимся по корейским волнам. Исследователь Ифаз Махмуд Махи выделяет три этапа халлю. Первый, по его словам, начался в 1980-х годах, когда Fox, Warner Brothers, Walt Disney и другие компании открыли свои дистрибьюторские офисы в Южной Корее. Однако к 1994 году доля местной киноиндустрии на рынке упала вследствие кризиса. Тогда Министерство культуры Южной Кореи учредило бюро индустрии культуры, чтобы расширить свою медиаиндустрию и привлечь инвесторов. Позже, в 2000 году, k-pop группа H. O. T. стала первым современным коллективом государства, который дал международное выступление в Пекине, а южнокорейский фильм «Дрянная девчонка» в 2001 году стал кассовым блокбастером во всей Восточной Азии.
Халлю 2.0., как называет ее Ифаз Махмуд Махи, появилась в 2007 году, когда активно распространялись цифровые и социальные медиа. Здесь уже акцент делался на корейскую поп-музыку, видеоигры и анимацию. Первой ласточкой было вирусное видео PSY «Gangnam Style» в 2012, которое стало первым роликом на YouTube, набравшим миллиард просмотров.
А вот нынешняя волна началась в середине 2010-х. Для нее характерно распространение k-pop групп, таких как BTS, Blackpink, и нового контента на YouTube — именно корейцы придумали жанр «мукбанг», когда человек ест на камеру и иногда общается с аудиторией.
В 2020 году корейские киношники окончательно вписали себя в историю мирового кино. Картина «Паразиты» стала первым фильмом не на английском языке, который выиграл «Оскар» в главной номинации «Лучший фильм». А после пандемии коронавируса интерес к корейским шоу увеличился еще сильнее. Вы поможете не знать про дорамы, но про «Игру в кальмара» слышали точно.
K-pop, дорамы и мукбанг
- K-pop
K-pop — это музыкальный жанр и культурное явление, возникшее в Южной Корее. Он объединяет разные стили, такие как поп, рэп, R&B, электронная и танцевальная музыка. Однако k-pop не только про музыку — это целый комплекс культуры, включающий в себя моду, стиль, танцы, видеоискусство и многое другое. По оценке специалистов, поп-культурный феномен приносит стране ежегодно 10 миллиардов долларов.
Главные исполнители и группы в 2024 году:
1). Jung Kook (BTS)
2). Stray Kids
3). FIFTY FIFTY
4). NewJeans
5). TOMORROW X TOGETHER
- Дорамы
Дорама — это японский вариант слова «драма». В Японии так называют фильмы и сериалы независимо от их жанра, будь то ужасы или комедии. На самом деле, дорамы производят во всех странах Восточной Азии, но в России этот жанр ассоциируется в большей степени с южнокорейскими проектами. В 2023 году Netflix заявил, что планирует в следующие четыре года инвестировать в съемки корейских фильмов и сериалов 2,5 миллиарда долларов.
Лучшие дорамы в 2024 году:
- «Магазин для киллеров»
- «Чудесный мир»
- «Королева слез»
- «Свадьба невозможна»
- «Чеболь против детектива»
- Мукбанг
Родиной этого интересного явление в современной онлайн-культуре тоже является Южная Корея. Это видео на YouTube, в котором люди едят большие порции еды перед камерой, иногда они могут сопровождать трапезу разговорами со зрителями. Такие видео набирают миллионы просмотров не только в Азии, но и во всем мире.
Южная Корея ограничила поставки автомобилей и запчастей в Россию: как изменятся цены и ассортимент?
Туры в Северную Корею: в КНДР строится специальная туристическая зона для россиян