Где в России гонять на снегоходах: вид спорта, который стоит попробовать этой зимой
Снегоходы
Естественно, первое, что надо сделать, чтобы попасть в мир спорта на снегоходах – приобрести снегоход. Яков рассказал, как устроены эти самые снегоходы и из чего вообще выбирать.
У основных производителей техники (Ski-Doo, Lynx, Polaris и ArcticCat) есть гоночные модели снегоходов, которые используются за основу. У этих снегоходов стоят двухтактные двухцилиндровые двигатели мощностью 150 лошадиных сил, с усиленной рамой и элементами подвески, включая амортизаторы и длинную гусеницу до 137 дюймов. Весят такие около 220 кг.
Только единицы используют серьезные доработки, потому что в России это запрещено. Хотя в Европе, особенно в Америке, тюнингуют все: двигатель, тормоза, подвеску, рычаги управления, даже гусеницы шипуют.
Наш век технологий затронул и снегоходы – они серьезно меняются: становятся легче, мощнее, маневреннее, удобнее, технологичнее... И соответственно, дороже. Цена на топовые канадские и американские снегоходы достигает трех миллионов рублей. Зато в них устанавливают турбину, амортизаторы, на которых можно спрыгнуть с луны, или электронные спидометры размером с телевизор на кухне. И это очень здорово – возможности снегоходов быстро и сильно растут.
Тренировки
Главная сложность технического спорта – спортсмен должен быть уверен не только в своей подготовке, но и в подготовке техники.
Личная подготовка и подготовка техники – бесконечный процесс, потому что нет предела совершенству. Все индивидуально, но если иметь приличную физическую форму и, пусть и б/у, но целый и исправный гоночный снегоход, то при должном упорстве и усердных тренировках через 2-3 сезона можно достигнуть хорошего любительского уровня. В областях, крупных городах и рядом с ними есть кроссовые трассы.
Летом там ездят на мотоциклах, а зимой, если их не чистят, на снегоходах. В этом спорте, как и в любом другом – чем меньше лени и больше упорства и тренировок, тем быстрее будет результат. Тренироваться лучше с сильными соперниками, ты будешь за ними тянуться и подглядывать элементы, которым сам еще не научился. Наверное, это лучший путь – хотя у меня было не так, я тренировался либо один, либо с теми, кто едет медленнее (даже в юношеском классе).
Тренировки собственно на снегоходе начинаются незадолго до начала гонок, когда появляется достаточное количество снега. Тренировки на технике, по моему мнению, должны занимать 30% — 40% общего времени подготовки в году и около 70% непосредственно зимой, в соревновательный период. Вот в апреле кончается один снегоходный сезон, и сразу начинаем готовиться к следующему.
Весной, летом и осенью гоняем на мотоцикле, квадроцикле, велосипеде, бегаем, ходим в зал (чем разнообразнее нагрузка, тем лучше). А уже в начале зимы садимся на снегоход и нарабатываем «накат», в том числе между соревнований. Тренируемся на технике, отрабатывая элементы, дополнительно поддерживая форму другой нагрузкой. Снегоходчикам стоит серьезно тренировать силовую выносливость, так как в заезде сильные нагрузки на протяжении 20 мин. В основном задействованы ноги, руки и спина, упор надо сделать на них, но и про остальное забывать тоже не стоит.
Гонки
Главная снегоходная гонка – это, конечно, кросс.
Еще есть такие виды:
эндуро – круг около 40 км по лесам и полям, в гонке 2-3 круга
спидвей – круг 400 м по льду
Up Hill (скоростной подъем в гору) и драгрейсинг, но в России эти дисциплины не развиты
снегоходный фристайл, но это скорее не спорт, а шоу, и занимается им человек пять на всю страну.
География
Где развит спорт на снегоходах и где проходят гонки в России
Как и другие виды технического спорта, снегоходный кросс лучше всего развит в Америке. Там это не просто спорт, а шоу, на которое приходят тысячи зрителей, топовые гонщики на котором – почти народные герои. Ну и, естественно, автограф-сессии, продажа брендированных вещей, огонь на финише, салют на награждении – в общем, уровень серьезный.
Еще снегоходы хорошо развиты в Канаде, Швеции, Финляндии, Норвегии; чуть хуже, но присутствуют – в России и Японии. В других странах если и есть, то серьезным его не назовешь.
В России практически ежегодно снегоходные гонки проходят в одних и тех же городах – где есть настоящие любители снегоходов, организовывающие эти гонки. В основном на севере: Новый — Уренгой, Салехард, Муравленко, Кемерово, Каменск — Уральский, Мегион и тд. Однако и в центральной части есть города, где часто проходят соревнования, например, Киров, Альметьевск, Архангельск, Рыбинск и тд.
В этом году все этапы Чемпионата России пройдут на севере: Новый-Уренгой, Кемерово, Салехард и Муравленко, а вот Кубок России проведут в Альметьевске и Набережных Челнах.
Снегоходный спорт сейчас
Ситуация вокруг профессионального спорта, в том числе и снегоходного, напряженная, и мы попросили Якова поделиться соображениями о текущем положении дел.
Сейчас этот спорт в России практически не развит, он слишком дорогой, травмоопасный и сложный. Гонщиков мало – действующих профессионалов в России примерно 15 человек, и еще человек 15 в классе до 18 лет, которые тоже ездят на приличном уровне. Да и зрителей, готовых стоять зимой на улице, немного, но иногда гонки проводятся на хорошем уровне, и они действительно запоминаются.
Лучше всего этот спорт у нас был развит в период с 2000 по 2013 год — было много гонщиков, постоянный прогресс, проводились чемпионаты Европы и Мира в России, наши спортсмены ежегодно ездили на гонки в Европу.
Сейчас того уровня нет – ездим-то мы быстро, наверняка быстрее, чем раньше, но только дома и между собой.
Политическая и экономическая ситуация последнего пятилетия сказалась на росте цен и отсутствии запчастей – это серьезная проблема для технического спорта, так как любая, даже новая техника, часто ломается. Все наши гонки и без того дорогие, а с нынешними ценами – просто неприлично дорогие, и конечно, это сильно уменьшает количество желающих. Профессиональные команды еще справляются, но вот любители лично не готовы к таким затратам, поэтому многие прекращают выступать.
Я очень надеюсь, что наше дело не заглохнет, и через несколько лет начнется новая волна развития снегоходного спорта в России. Лично я бы очень хотел участвовать в этом.