Как выиграть гонки на квадроциклах: мастер-класс от чемпиона России
Квадроцикл – это не только неприхотливый вездеход для вылазок на рыбалку или лесных прогулок, но и серьезный спортивный снаряд, как зарядить его, чтобы он выстрелил в гонке, знает Иван Трясов – четырехкратный чемпион России и абсолютный чемпион 2022 года в категории «квадрокросс».
Адреналин, дрифт в поворотах и прыжки на четыре метра в высоту при прохождении препятствий — один из самых зрелищных видов мотоспорта в нашей стране пребывает в незаслуженном забвении. Иван Трясов вот уже более десяти лет пытается изменить ситуацию — побеждает в России и Европе, а с недавнего времени еще и готовит новое поколение гонщиков, надеясь, что среди них будут и те, кто сможет составить конкуренцию ему самому.
«У меня нет соперников, — с неподдельной досадой говорит чемпион, — я везде еду номером 1. И это плохо, ведь развитие гонщика идет, только когда он в "зарубе". Когда ты каждый раз перешагиваешь через себя и стремишься пройти поворот быстрее сильных соперников, проехать трассу так, чтобы приблизиться к нужному времени, — вот тогда ты растешь как спортсмен. В Европе все иначе: ты все время едешь с кем-то в борьбе. В Латвии, Эстонии, Литве я каждый раз выезжал и грызся за место на подиуме. Это нереальные ощущения, когда ты возвращаешься с гонки грязный, потный, со стертыми руками, но ты доволен своей борьбой».
Теперь, когда Европа для нас закрыта, где ты ищешь себе достойных соперников?
Я очень часто тренируюсь с мотокроссменами. Трассы у нас одинаковые, но их техника быстрее. Это дает мне стимул, ориентир перед собой. Мотоцикл не то чтобы более маневренный, но он легче. Спортивный квадроцикл весит 130 килограммов, а мотоцикл — 100. Эта разница как раз и дает три-четыре секунды преимущества на каждом круге. Но квадроцикл устойчивее.
На прямой квадроцикл тоже не будет уступать, но на песчаных волнах у мотоцикла преимущество за счет большего хода подвески. Он позволяет ниже провалиться колесом, больше открыть газ и увереннее преодолевать неровности, в то время как квадроцикл может начать болтать во всевозможные стороны. Это будет очень неприятно и может закончиться печально.
Сколько лет ты уже в этом спорте?
Первые соревнования в моей жизни прошли в 2011 году в Выборге. Я занял четвертое место и получил утешительный приз. В 2015 году я впервые выехал на европейские соревнования — в Эстонию. Сразу же занял третье место. Мне понравилось, и с 2015 по 2020 год я соревновался в Латвии, Литве, той же Эстонии — стал чемпионом Прибалтики, Латвии и двукратным чемпионом Эстонии.
Если в нашей стране конкуренция не такая большая, то сколько нужно времени человеку, чтобы с нуля подготовиться и начать выступать на российских этапах?
Если человек заряжен и готов вкладывать и деньги, и силы, то хорошо выступить можно будет года через три. Если цель — попасть на пьедестал, закладывайте лет пять. Но для того чтобы просто участвовать, хватит и двух месяцев тренировок. Я могу гарантировать, что это будут средние места на чемпионате России.
О каких затратах идет речь?
10–12 тренировок в месяц обойдутся примерно в 30 тысяч рублей.
А сколько стоит сам спортивный квадроцикл?
От 15 до 30 тысяч евро. Мы выступаем на 450-кубовых квадроциклах. Мощность моего составляет примерно 50 лошадиных сил.
Ты тренируешь еще и детей. С какого возраста идет набор?
Я занимаюсь с детьми от трех лет, стараюсь взрастить настоящих спортсменов, бойцов, которые готовы двигать квадрокросс вперед. Это прекрасный экстремальный вид спорта, и я очень хочу сделать все, чтобы он развивался в России.
Как изменилась сама техника и спортинвентарь за то время, что ты в этом спорте?
Кардинально поменялся подход к обслуживанию и содержанию техники: люди научены опытом – стало ясно, что в технику нужно вкладывать деньги.
Если говорить про самих спортсменов, произошла ли смена поколений?
Да. И я как раз застал этот момент. После 2014 года все сильно подорожало и многие ушли из спорта. Но сейчас подрастает новое поколение. Я считаю, что я — ведущий нового поколения, потому что один из немногих побывал на множестве соревнований мирового уровня. Я увидел иной, правильный подход. Я знаю, что такое подготовка техники, знаю, какие затраты на нее нужны. На тренировках я стараюсь прививать это детям, и они показывают хорошие результаты.
Как выбрать квадроцикл для ребенка?
Китайские квадроциклы отлично подойдут для старта. Покупаешь и смотришь, понравится или нет ребенку. Если понравится – стоит потратиться на более надежную технику. Для детей отличным вариантом будут Yamaha YFM 90, Honda TRX 90 – это маленькие квадроциклы. По цене как большие, но это оправданная стоимость. В отличие от китайцев, они не будут постоянно напрягать — один раз вкладываешься и получаешь удовольствие, катаешься.
Да, по регламенту нужно делать ТО, менять расходники, но это такие же затраты, как и на китайцах. Лично я начал ездить в 7 лет, у меня был квадроцикл Yamaha Raptor 250. Это отличный вариант для подростков, для бодрого старта в этом спорте.
Что касается утилитарных квадроциклов, то в принципе, все сейчас неплохие, не берём только китайцев. Можно рассматривать CFmoto, BRP, Polaris, Honda и так далее. Все достойные, но их, к сожалению, сегодня почти не достать. Рынок техники безумно изменился. Например, BRP стоят безумных денег – 4 млн рублей, а буквально пару месяцев назад цена доходила до 5 млн. Сейчас их везут через три страны, ценник подрос в связи с затратами на логистику. Это если говорить про утилитарные квадроциклы. Спортивные – это вообще только ввоз из-за границы.
Если говорить про спортивную технику, то на данный момент фавориты – Honda и Yamaha. Я выступаю на гибридном квадроцикле – там стоит мотор от кроссового мотоцикла Honda CRF 450. Это разрешено, кубатура не меняется. Очень надежный аппарат, я с ним уже на протяжении трех лет и занимаю хорошие места. Смотрю еще в сторону Yamaha YFZ 450.
Серьезные тренировки подразумевают не только работу с техникой, но и какие-то другие аспекты, связанные с фитнесом. Что включают твои тренировки кроме, собственно, проездов по трассе?
Все же лучший тренажер для квадрокросса – сам квадроцикл. Чем больше ты ездишь, тем выше у тебя выносливость. За рулем работают определенные группы мышц, которые иначе не прокачиваешь.
А так – необходима кардионагрузка, в первую очередь это бег.
Я пробегаю от 15 до 20 км за тренировку, со средним темпом 4,5 – 5 минут на километр. Еще плавание, велосипед... Помимо кардио, могу раз в неделю зайти в качалку, чтобы проработать все группы мышц для тонуса. Важно уделять время мышцам спины, всего корсета; пресс, спина, задние крылья, дельта, грудные и бицепс.
У спортсменов сильно забиваются предплечья – на них идет постоянная вибрация и нагрузка, потому что нужно дергать руль.
Сейчас у меня размер предплечья больше, бицепса, как у моряка Попая. Кроме того, безумно устают ладони, так как все время держишься за руль и газуешь. Там такое сопротивление, что мало где подобные ощущения можно испытать, как за заезд. Есть много упражнений на бицепс, заднюю и переднюю часть, лучше делать упражнения не на вес, который можешь поднять, а на количество повторений. Тем самым будет сжигаться больше калорий, жиров и лишних мышц, которые не нужны –останутся только самые необходимые.
Если говорить про сезонность, круглогодично ли можно тренироваться?
Лично я занимаюсь до первого снега, с марта по ноябрь, иногда в Петербурге снег подтаивает в декабре – появляется песочек, можно поехать на залив и отрабатывать классические повороты, проход и выход. Зимой соревнования тоже есть, но обычно в это время проходят коммерческие гонки, чемпионаты, чтобы не скучать. Я зимой не езжу, потому что это совсем другой стиль езды. Летом он агрессивный, резкий, а зимой скользко, нужно заранее тормозить, поворачивать. Даже шипы не спасают, все равно скользко.
То же самое и на автомобиле, какие шипы ни поставь, будешь скользить по льду. С асфальтом это не сравнится. Так что где-то 9 месяцев в году я провожу плотные тренировки, а зимой занимаюсь чисто физической подготовкой. Кардио, бег – все проходит в зале. Психологически это как раз отдых и время для перестройки своей техники.
У тебя не было желания поучаствовать в ралли-рейде?
Ралли-рейды – совсем другая история. Не думаю, что это намного сложнее квадрокроссов. В кроссе все 20 минут заезда ты должен быть в напряжении, выкладываться по полной.
В ралли ты едешь вместе с командой, с рацией, тебе все подсказывают, есть карта, получается, ты — не один. В в кроссе ты один на один со своими соперниками, нужно самому принимать решения — ты сам творишь свою судьбу на трассе.