Каких изменений в спорте ждать к Олимпиаде-2030?
Дмитрий Павленко
Эксперт института спортивной медицины считает, что трансгендерам и любителям допинга нужно соревноваться отдельно
Генный допинг, конечно, разрабатывается и в Европе, и в США, и в России, но информация о нем скудна. Не забывайте, что он в первую очередь создается для военных нужд, для солдат, поэтому эти разработки традиционно засекречены.
Не думаю, что в ближайшем будущем нас ждут соревнования, на которых будет разрешен допинг. Конечно, если фармакологические компании захотят спонсировать такие турниры, все может измениться. Но и сейчас честного спорта практически не существует, ведь есть «соревнования бюрократов» — любая правильно оформленная бумажка дает спортсмену право принимать препараты, которые для остальных считаются допингом. Близок тот момент, когда женщины в спорте скажут четкое «нет» выступлениям трансженщин, потому что они явно быстрее, сильнее и ловчее. Самым разумным было бы трансгендеров выделить в отдельный класс соревнующихся.
Олег Кильдюшов
Научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ недоволен ростом зарплат спортсменов
Начиная с 1990-х годов во всем мире резко выросли доходы топ-спортсменов. Ускоренная коммерциализация
спорта в значительной мере стала возможна благодаря появлению новых медиа — сначала кабельного (платного)
телевидения, а затем и интернет-трансляций. При этом произошло заметное смещение социальных траекторий —
вчерашние «парни из соседнего двора», с которыми легко можно было себя отождествлять, превратились в участников бесконечного цирка под названием «шоу-бизнес». Очень часто спортивные достижения отходят на второй план, поскольку скандалы еще лучше генерируют известность, а та обеспечивает внимание медиа, что, в свою очередь, легко капитализируется. Получается, что профессиональные спортсмены являются «Я-предприни-
мателями», которые более или менее сознательно выстраивают свои публичные образы и рекламные стратегии. Пока трудно представить, как в будущем это может измениться: топ-спортсмены являются такими же членами глобальной медиаэлиты, как голливудские звезды, что и отражается на сверхдоходах.
В России есть свои нюансы. У нас многомиллионные контракты за счет бюджетов регионов или госкомпаний могут
получать очень посредственные игроки клубов-аутсайдеров. Здесь действует уже не рыночная логика, а административно-коррупционная. Получается, что с целью поддержания «конкурентной цены» в российском спорте часто выплачиваются астрономические по меркам среднего гражданина зарплаты, которые не могут быть обоснованы ни спортивными достижениями, ни массовыми представлениями о социальной справедливости. На фоне продолжающегося уже почти десять лет падения реальных доходов населения все это вызывает обоснованное раздражение у беднеющей публики, которая, по идее, должна восхищаться обладателями идеальных тел и сверхчеловеческих способностей, а также оплачивать налогами их звездные гонорары.
Из-за растущей разницы в доходах между чемпионами-миллионерами и их (потенциальными) поклонниками постепенно исчезает моральное основание для финансирования на прежнем уровне. Тем не менее бюджет спорта
высших достижений, прежде всего национальных сборных, постоянно увеличивается. Таким образом, реальные достижения российских спортсменов и тренеров больше не находятся в прямой зависимости от их доходов: не выдерживающие глобальной конкуренци и спортсмены у нас продолжают претендовать на доходы на уровне выдающихся мастеров своих видов! Однако здесь вряд ли что-то изменится, пока большой спорт рассматривается Кремлем в рамках логики политического противостояния России с другими странами, прежде всего с коллективным Западом. А значит, у нас и дальше те же футболисты-миллионеры будут весь матч ходить по полю — даже при пустых трибунах...
Камил Каджиев
Президент промоутерской компании AMC Fight Nights Global о будущем ММА
Pop-MMA, кулачные бои, уже стали достаточно популярны и в ближайшие годы будут в тренде, но к 2030 году сойдут на нет. А обычный MMA будет считаться классикой, но, наверное, примет какие-то фишки из кулачных боев.
MMA как спорт стал популярным с появлением Pride Fighting Championships — организации, существовавшей с 1997 по 2007 год в Японии. В эту эпоху начали проводиться турниры, известные по всему миру. Японцы делали акцент на фриковые истории, колоритных персонажей — в общем, на медийную составляющую. Затем пришла эпоха UFC, которая выкупила Pride. Все стало серьезнее: прозрачная система назначения поединков, рейтинги, вовлечение фанатов.
В общем, чемпионы UFC стали самыми сильными людьми мира в своих весовых категориях. Позже, с появлением таких парней, как Конор МакГрегор, UFC стало походить на Pride — на первый план снова выходит медийность. Наступила золотая эра ММА — когда высокий уровень профессионализма бойцов UFC удачно дополнился атмосферой Pride.
В ближайшие годы гегемонию UFC никто не нарушит, но ее ждет стагнация, поиск новых форматов, возможностей. Думаю, к 2030 году правила будут изменяться: либо появится сквозное судейство, либо изменится формула боев, либо экипировка станет иной. Будет расти вовлеченность зрителей — со временем едва ли не болельщики будут определять, что хотят видеть. Ближайшие перспективы MMA на Олимпийских играх я оцениваю невысоко. Но через 20 лет — почему нет? Мир меняется, и олимпийское движение не может это игнорировать. Уверен, что присутствие ММА на Играх неминуемо.
Роман Русинов
Пилот G-Drive Racing боится заката эры двигателей внутреннего сгорания
Я думаю, что в ближайшее десятилетие нас ждет бум электрификации. Когда-то, наверное, двигатели внутреннего сгорания совсем пропадут из соревнований, хотя мне как пилоту этого очень не хотелось бы. Но еще десять лет мы точно посражаемся на проверенных временем топливных моторах.
Сольются ли воедино «Формула-1» и «Формула-E»?
Если и да, то очень нескоро. Это совсем разные соревнования. В «электрические» гонки пришло много производителей, потому что они дешевле, там все соревнуются на одном и том же шасси. «Формула-1» с синтетическим топливом все же лучшая платформа для технического соперничества. При этом раньше было задействовано меньше технологий, и заниматься автоспортом было дешевле. Потом финансовые требования резко выросли. Думаю, в будущем будут предприниматься очередные шаги к снижению расходов. И требования к безопасности станут еще жестче.
Заменят ли пилотов роботы?
Гонки автомобилей без пилотов уже существуют, но они имеют мизерную аудиторию. Да, будут новые эксперименты, но все же автоспорт — это в первую очередь соревнования личностей, за которыми интересно наблюдать. Не думаю, что в ближайшее время это изменится.
Евгений Золотарев
CEO NaVi — одной из самых успешных киберспортивных организаций мира — не ждет кардинальных перемен
В последние годы киберспорт очень сильно вырос: как с точки зрения базы игроков, так и аудиторно. Шариковые мышки стали лазерными, скорости процессоров и видеокарт увеличились. Также появилось абсолютно новое направление — мобильный киберспорт, где люди соревнуются с помощью своих телефонов. Но, если говорить о классическом киберспорте, то концепция не изменилась: мы всё так же выявляем лучших с помощью ПК и мышек, и вряд ли что-то поменяется в ближайшее десятилетие. Да, есть VR- технология, которая вызывает интерес, но она продолжает оставаться недоступной большинству, а ведь главное, чем привлекателен киберспорт, — это то, что вы
можете стать киберспортсменом в любой стране, в любом месте.
Надеюсь, что уменьшится пинг (время, за которое данные от компьютера доходят до другого компьютера в Сети и возвращаются обратно. — прим. МН). Сейчас Китай не может играть с Европой и США вне ивентов. Есть регионы, которые из-за пинга отстают в развитии: те же арабские страны, где много энтузиастов, но им не с кем тренироваться онлайн. Жду, что эти преграды исчезнут. Изменения коснутся развлекательной составляющей на ивентах. Это может быть использование дополненной реальности, 3D-маппинги (проекции на физический
о бъект). Если сейчас киберспортсмены сосредоточены на повышении своих игровых навыков, то в будущем больше времени будут уделять физической и психологической подготовке и всему, что улучшает работу мозга.
Саша Шмидт
Директор Центра спорта и менеджмента университета WHU (Германия), автор книги «Спорт XXI века», ставит на искусственный интеллект
В будущем новые технологии изменят не только управление федерациями, лигами, клубами и командами, но и матчами, турнирами, билетными и торговыми площадками. По мере появления новых типов спортсменов возникнут неожиданные для нас проблемы. Например, директор теннисного турнира должен будет обсудить бонусы за участие с менеджером внука Роджера Федерера, с киборгами, голограммами или создателями этих голо-
грамм и даже с владельцами человекоподобных роботов.
Искусственный интеллект и машинное обучение делают науку все более важной для спорта. Например, потенциал того или иного игрока будут оценивать исключительно по цифровым показателям. AI сможет обрабатывать отчеты скаутов, расширенную игровую статистику, тренировочные нагрузки, отчеты о травмах и предсказывать, как будут
развиваться игроки и на кого будут похожи в будущем.
В будущем у каждого спорт смена должен быть шанс на победу. Это значит, что допинг будет оставаться вне закона. Перед соревнованиями спортсменов будут проверять в том числе на электрические стимуляторы мышц или усиливающие импланты. Однако что то могут и разрешить. Например, в пятом сете теннисного матча наноботы в крови игроков высвободят дополнительные силы, чтобы матч оставался захватывающим.
Возможно, в далеком будущем зрители смогут напрямую влиять на ход соревнований. Например, выбирать, какого
игрока, гуманоидного робота или голограмму заменить. Новые технологии вовлекут спортсменов-любителей и болельщиков в соревнования профессионалов. Дополненная, виртуальная и расширенная реальность помогут фанатам физически участвовать в играх: бегать, например, вместе с атлетами.
Виртуальная реальность позволит болельщикам всегда смотреть свои любимые виды спорта с лучших мест на стадионе и переходить к различным ракурсам одним нажатием кнопки.
Сергей Акулинин
Руководитель департамента футбола «Матч ТВ» считает, что просмотр футбола останется тем же
Спортивные телетрансляции — вещь очень консервативная, хоть на первый взгляд так и не кажется. Эволюция технологий, конечно, происходит, но сам показ, его основные принципы остаются такими же, что и 20–30 лет назад. Сколько бы камер ни было задействовано в матче, все равно мы смотрим футбол только с одной — ведущей. Все остальные либо решают технологические задачи (например, следят за тем, пересек ли мяч линию ворот), либо эстетические, и могут иметь всего 10–15 секунд экранного времени в течение одной трансляции. Вот, например, десять лет назад страшно популярным было 3D-телевидение, и этот бум затронул даже трансляции спорта. Но ненадолго — интерес быстро пропал. Так что в ближайшие 10–20 лет просмотр останется таким же, как и прежде.
Все изменения, которые нас ждут, — это увеличение количества камер, а графика — лишь визуальное обрамление. Будущее спортивных трансляций во «вторых экранах», с информацией, которую мы получаем параллельно. Ведь уже давно никто не смотрит футбол, просто глядя в телевизор все 90 минут. Соцсети, видеоролики, чаты, обсуждения — все это стало неотъемлемой частью просмотра. Вот и мы будем выводить эту информацию прямо на экран. Или выбирать, с кем вместе смотреть матч — с фанатом вашей любимой команды или с какой-нибудь звездой.
Виталий Данилов
Паралимпиец, керлингист на колясках, пилот-испытатель компании «ЭкзоАтлет», ждет соревнований характеров
К 2030 году я не жду кардинальных изменений в паралимпийском спорте. Впрочем, соревнования с использованием ассистивных технологий и достижений робототехники, расширяющих возможности людей, уже проводятся. Они делятся на инвазивные (с вживлением чипа) и неинвазивные. В России такие турниры называются «Нейротлон». Они включают восемь дисциплин, среди которых BCI — нейроуправление аватаром в компьютерной гонке.
Вообще, в медицине сейчас бурно развиваются технологии, которые позволяют незрячим видеть, глухим — слышать, а колясочникам — обрести радость движения. Надеюсь, что в будущем технологии помогут победить те заболевания, которые в данный момент считаются неизлечимыми, и на Олимпиаде появятся новые Оскары Писториусы, которые своим примером покажут, что руки опускать нельзя. Но самое главное, как бы технологии ни меняли нашу жизнь, мне бы хотелось, чтобы спорт оставался соревнованием характеров, а борьба была честной и держала зрителя в напряжении.
Но не во всех дисциплинах паралимпийцы смогут сравниться со здоровыми атлетами. В моем керлинге на колясках, например, совсем другая техника исполнения, она сложнее — мы не используем щетки и не можем корректировать броски.
Андрей Кавун
Генеральный директор Ironstar хочет больше медалей для триатлона
Чего вы ждете от российского триатлона в ближайшие годы?
Триатлон довольно молодой вид спорта для России. В 2013 году мы создали Ironstar. С тех пор появилось немало организаторов, которые работают в плотном сотрудничестве с Федерацией триатлона. Мне бы хотелось, чтобы количество атлетов, участвующих в стартах, каждый год вырастало примерно на 30 процентов. Сейчас в России около 16 тысяч триатлетов. В Германии их, например, 100 тысяч, в Великобритании — 140 тысяч, а в США в 2019 году было 4 миллиона финишеров.
Еще один важный аспект развития триатлона — проведение крупных международных турниров. В 2019 году мы были соорганизаторами чемпионата Европы по триатлону. Из 250 мероприятий с европейским статусом этот старт был признан лучшим. Уверен, что в ближайшие десять лет мы готовы провести чемпионат мира в России. Также один из трендов в развитии триатлона, который я вижу, — омоложение. В наши дни целевая аудитория — это атлеты от 30 до 45 лет. Многие из них приезжают на старты со своими детьми, которые также принимают участие в забегах и начинают заниматься триатлоном. Детская и подростковая аудитория — это огромный потенциал. Чем больше молодежи придет в триатлон, тем больше шансов, что среди них окажется будущий олимпийский чемпион.
Ждем ли новые дисциплины?
Действительно, триатлон немедалеёмкий вид спорта. На Олимпиаде в Токио разыгрывается лишь три комплекта наград, тогда как в плавании — сразу 37 Хотелось бы, чтобы появились новые дисциплины, ультракороткий триатлон например. Чем больше дисциплин, тем выше популярность триатлона.
Как новые технологии изменят триатлон?
Сложно сказать. Возможно, начнется эра гидрокостюмов — как когда-то в плавании. В рамках ОИ мы увидим велосипеды не только за ₽1,5 млн, но и за 10 — каждая секунда имеет значение.
Илья Чебану
Экс-вратарь «Рубина», «Томи» и сборной Молдовы, вице-президент МКБ, куратор спортивного направления МКБ Private banking советует инвестировать в будущее
Я — профессиональный спорт смен, но с 18 лет занимался инвестированием. Получил образование в Европе и в России, в том числе по управлению капиталом. Моя задача — быть личным банкиром, который консультирует спортсменов и помогает им правильно распоряжаться финансами.
Нужно отдать должное современным спортсменам — они куда более ответственно относятся к вопросам своего благосостояния, нежели их коллеги из 90х. Они понимают, что жизнь — не спринт, а марафон, так что личный финансовый план и грамотная стратегия управления своими активами станут фундаментом благополучия в будущем. После карьеры придется принимать новые вызовы и найти себе новое применение в жизни.
Финансовому советнику нужно уметь смотреть в будущее. Думаю, что в ближайшее время гонорары спортсменов в России расти не будут — в КХЛ ввели лимиты на зарплаты, в РПЛ большие гонорары платят только пять-шесть клубов. Зато в России и мире большой дефицит качественных спортивных менеджеров и управленцев — есть смысл инвестировать часть своих гонораров в образование.
Николас Горбачевски
СEO Drone Racing League (DRL)
Будущее уже здесь. DRL — лига гонок на дронах, сочетающая в себе киберспорт и реальные соревнования. Лучшие пилоты мира с 2015 года разгоняют дроны до скорости 130 км/ч на трассах, созданных в трех измерениях. В течение следующего десятилетия вы увидите, как DRL продолжит внедрять инновации, будет использовать 5G и искусственный интеллект, чтобы переосмыслить подход к спортивным развлечениям. К 2030 году наши пилоты будут сражаться против автономных дронов, а фанаты будут не просто следить за гонками и делать ставки на победителей, но и сражаться онлайн на тех же трассах.
Георгий Черданцев
Спортивный комментатор считает, что богатые станут еще богаче
Футбол не будет таким, как раньше. Если такие ветераны, как Флорентино Перес (президент мадридского «Реала»), говорят о том, что футбол нужно менять, что новое поколение совсем иначе воспринимает футбол, нежели их родители, то настало время больших перемен. Даже такие консервативные организации как ФИФА и УЕФА меняются: отменили правило выездного гола, ввели VAR. А ведь еще десять лет назад нельзя было представить, что электроника будет решать судьбы матчей.
Первая Суперлига была проверкой боем. Да, УЕФА удар отбил, но разделение на богатых и бедных неминуемо будет расти. Богатые своего рано или поздно добьются. А потом будет Суперлига-2, Суперлига-3 — один глобальный паневропейский чемпионат.
Посмотрите на Мбаппе — он провалил чемпионат Европы, не забил решающий пенальти, но ему предлагают чуть ли не €50 млн в год. Неважно, как ты играешь, важно, что ты собой представляешь с маркетинговой точки зрения.
Соревнования сборных сохранят свой статус. Футбол — это сублимация войны, поэтому сборные будут играть важную роль. К тому же в эпоху глобализации, формирования новых этносов футбол становится краеугольным камнем объединения нации. Посмотрите на Швейцарию — за нее выступают косовары, камерунцы, испанцы, сенегальцы. Что могло бы объединить этих таких разных людей сильнее, чем футбол?
Будущее развлечений
- Заменит ли онлайн офлайн-мероприятия?
Шура, Б-2:
Несмотря на то, что за последний год почти всё переехало в онлайн, настоящий офлайн-концерт заменить невозможно. Почувствовать реальные живые эмоции и мощную человеческую энергию можно только при непосредственном контакте с публикой. Тем не менее онлайн-концерты — это замечательная возможность поддержать наших слушателей в моменты, когда по тем или иным причинам у нас нет возможности сыграть live.
Но вся эта ситуация, на мой взгляд, довольно положительно повлияла на качество и количество видеоконтента. Взять к примеру наш онлайн-концерт, который мы сыграли в пустых «Лужниках». Я думаю, он стал серьезным событием. Тем не менее я очень надеюсь, что однажды пандемия закончится (а иначе и быть не может), и жизнь вернется в свое привычное русло.
- Как пандемия изменила мир ивентов?
Михаил Минин, генеральный директор «МТС Энтертейнмент»
Пандемия оказала сильнейшее влияние на отрасль энтертейнмента. Наша индустрия оказалась одной из самых потерпевших, и оценить потери еще только предстоит. Но какие-то из изменений можно назвать позитивными. Меняются форматы, активно внедряются и развиваются новые технологии — AR, VR, XR. Артисты начинают делать онлайн-проекты как продолжение их творчества. Пандемия стала драйвером новых музыкальных экспериментов, к цифровым форматам начинают присматриваться и более традиционные театры, литературные проекты. В будущем мы увидим микс из digital и офлайна, который, несомненно, никуда не исчезнет и восстановится.
NWL — управление креслом-коляской с помощью интерфейса «мозг-компьютер» и отслеживания движения глаз; NPt — набор текста с помощью «мозг-компьютер»; EXO — экзоскелеты нижних конечностей.