Главные мифы о Большом театре
Сюда невозможно попасть
Пожалуй, главный миф о Большом театре — информация, что на ставящиеся здесь спектакли невозможно попасть простым смертным. Одни говорят, что билеты стоят сотни тысяч и даже миллионы рублей, другие — что билетов вовсе не существует в открытой продаже, и проходки на представления распространяются только в каких-то элитных кругах приближенных театралов. На самом же деле билеты можно приобрести прямо на сайте Большого, цены на них опубликованы там же и вполне соотносятся с объективной реальностью с поправкой на масштаб легендарного театра. Спектакль на Новой сцене можно посмотреть, заплатив от 1500 рублей за билет. Представления на Исторической сцене обойдутся чуть дороже, плюс стоимость может зависеть от популярности постановки и звездности труппы. Кроме того, в «горячие» периоды, например, в новогодние праздники попасть на тематические представления вроде «Щелкунчика» действительно может быть очень сложно, но возможно. Просто желающим посмотреть представление в канун Нового года и Рождества важно заранее озаботиться покупкой билетов.
Здесь играют только по блату
Тут достаточно порассуждать логически. Главный приоритет театра — удовольствие зрителей, недовольные люди просто перестанут посещать заведение, в котором им не понравилось. Вряд ли Большой рискнет своей репутацией, которая нарабатывалась два с половиной века, и своими преданными поклонниками, чтобы обеспечить бесталанному артисту 15 минут славы. Да и вряд ли избалованные дети богатых родителей, лишенные искренней страсти к театральному искусству, освоили бы суровую программу Большого. Когда требуется проводить долгие недели и месяцы на изматывающих репетициях, крутясь вокруг своей оси в жестких пуантах, или подолгу тренироваться безупречно исполнять сложнейшие вокальные партии, подчас не выдерживают даже опытные профи, что уж говорить о ленивых любителях. Суровую театральную дисциплину под силу стерпеть только тем, кто действительно одарен и готов неустанно совершенствовать свое мастерство. Возьмите программку любого спектакля Большого и убедитесь: в труппе много артистов со всей страны, которых пригласили работать в театр за выдающиеся таланты и неутомимое трудолюбие, а не за громкую фамилию.
Это место проклято
Современное здание Большого театра — не первое. Изначально театр вообще был открыт на Петровке, откуда переезжал еще пару раз, но все предыдущие конструкции погибали в пожарах. Последний раз здание горело почти два века назад, то есть очень давно, и в те времена подобные катастрофы были обычным делом — нетермостойкие материалы плохо сочетались со свечным и масляным освещением.
Но для мнительных любителей фантастики ранние годы Большого, уместившие в себе сразу несколько возгораний, стали поводом для разговоров об «огненном проклятии».
Тут живет дух псевдоврача
Экскурсоводы нередко рассказывают гостям столицы занимательную легенду. Якобы в 1600-х, в период эпидемии чумы, некий мошенник, выдававший себя за лекаря, опаивал людей ядом под видом микстуры и затем грабил. Афериста поймали, а его тело после казни, если верить жуткому мифу, бросили в болото, которое тогда якобы находилось на месте Театральной площади, где сейчас расположен Большой. Некоторые верят в эту байку и даже утверждают, что видели дух кошмарного чумного доктора в черном капюшоне в стенах знаменитого театра.
На театр обижена муза
Некоторые считают, что трагедии, сопровождавшие театр в самом начале его истории, связаны с гневом древнегреческих богов. Точнее, одной конкретной музы, Полигимнии. Дело в том, что при изображении Аполлона и муз на плафоне легендарной хрустальной люстры, размещенной в зрительном зале Большого, академик Алексей Титов заменил музу священных гимнов Полигимнию на выдуманную им музу живописи.
Якобы Титову показалось, что этот вид искусства несправедливо обделен вниманием, а гимнами можно и пренебречь. Безусловно, суеверные театралы посчитали, что такая дерзость может навлечь на театр гнев древнегреческих богов.
Большой атакуют белые тараканы
На открытии исторического фасада театра после реконструкции особое место в программе было отведено выступлению Юрия Лужкова, тогдашнего мэра Москвы. Чиновник оправдал возложенные на него надежды и подарил Большому не только ощущение торжественности, но и дополнительную мистическую байку.
В своей речи Лужков упомянул неких таинственных белых тараканов огромного размера, которых он якобы видел в реке Неглинке, протекающей в том числе под Большим театром. Усатые паразиты — не гнев древних богов, конечно, но тоже мало приятного.