Как создаются современные шоу: интервью с постановщиком церемонии открытия Чемпионата мира по футболу

Пока в Катаре полным ходом идет Чемпионат мира по футболу, МТ решил вспомнить прошлый Мундиаль, который принимала Россия, и встретился с постановщиком шоу-открытия турнира 2018 года, художественным руководителем и главным режиссером «Ленинград Центра» Феликсом Михайловым.
Как создаются современные шоу: интервью с постановщиком церемонии открытия Чемпионата мира по футболу

Феликс, расскажите, в чем основная сложность создания шоу открытия такого турнира, как Чемпионат мира?

Дело в том, что те ограничения и технические требования, которые необходимо учитывать при создании этого шоу по своей сути противоречат возможности сделать что-то сложносочиненное и технологичное. А главное, происходит все действие при дневном свете, то есть ты ограничен в использовании визуальных эффектов. Это было самым сложным в той работе. Кстати, на церемониях открытия и закрытия Чемпионата мира в Катаре работает много российских постановщиков, хореографов, техников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Феликс Михайлов
Феликс Михайлов

Вы всем довольны в том шоу, которое создали в 2018 году и которое посмотрели миллиарды зрителей, или что-то изменили бы?

Возможно, я бы отказался от каких-то деталей, которые больше создавали суеты, чем эффекта в самом шоу.

Как вообще сегодня меняется искусство создания шоу?

Наверное, сам механизм не меняется, то есть без сценария или идеи ты не приступаешь к работе. Но мы живем во время быстрой реакции, более реактивного мышления. То есть шоу – это всегда что-то удивляющее, красотой, техническими новинками, нестандартными подходами. Кроме того, оно должно быть актуальным и, хоть я и не люблю этого слова, модным. Сегодня мы быстро получаем информацию, быстро ее отсеиваем, забываем. Как это сказывается на шоу?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К примеру, ты находишь музыку, включаешь в программу, но за то время пока репетируешь, все вокруг ее уже использовали, предложили свое понимание и тогда в твоем шоу она звучит вторично – вызывает уже не тот эффект, который ты предполагал. Все уже ею пресытились и потеряли эмоциональный интерес. Искусство создания шоу – это умение чувствовать время и то, что сейчас движет людьми, а также готовность все время корректировать свою работу. При этом ты должен находить приемы и элементы, которые будут работать всегда, на любую аудиторию, в любое время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые технологии сильно влияют на этот процесс?

Конечно, появление цифрового искусства, и новых технологий, возможность создавать дополнительную реальность для людей, сочетать мультимедийные технологии, визуальные эффекты и реальность – это чудо. Но, в моей работе все так называемые новые технологии, скорее всего, вторичны. Только живое действие создает эмоции у зрителя в зале. Просто за визуально красивой картинкой со звуком зрители могут сходить в кино. Правда, и не использовать технологии нельзя, так как они позволяют в нужный момент создавать те самые WOW-моменты в действии. И они точно расширили границы возможного.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А какие новые компетенции, в связи с этим, должен иметь создатель шоу?

Он должен быть в курсе тенденций в мировом шоу-бизнесе, быть насмотренным больше, чем предыдущее поколение. Должен разбираться в графическом дизайне, в модной индустрии, индустрии создания аудио- и визуального искусства. Следить за тем, как развивается и что предлагает современный драматический театр. И, чтобы не изобретать велосипед, должен знать историю мирового сценического искусства. Применять мультикультурный подход в создании своих проектов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как меняется сам зритель и его ожидания от шоу?

Зритель, который последнее время приходит к нам в «Ленинград Центр», мне нравится, он более насмотренный. К примеру, он уже лучше воспринимает уличные танцы, значит он смотрит танцевальные телевизионные проекты и воспитывается. У него есть ожидания и приятно, когда мы их оправдываем. Он легкий, он отзывчивый, он становится моложе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как сегодня должно быть устроено современное шоу-пространство?

Прежде всего, зритель должен попадать в зону комфорта. Чувствовать себя в пространстве органично, терять ощущение времени и оставлять свои заботы вне. Для этого должен быть очень хорошо обученный, внимательный к гостям персонал, легкое меню и большой выбор вин. Музыка в фойе и барах должна уже создавать то настроение, которое будет в шоу. При этом сам зал должен позволять создать в нем любую атмосферу, чтобы каждый раз зритель мог попасть в новый для себя мир ощущений. Именно поэтому у нас в «Ленинград Центре» зрительный зал сделан по принципу «черного ящика».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, конечно, обязательным элементом должно быть наличие технических возможностей: свет и звук высокого качества, проекционное оборудование, механизация сцены – чем больше ее, тем лучше, ведь это позволяет создавать магию, волшебство (быстрые смены декораций, появление или исчезновение артистов). Все эти элементы и формируют то пространство, в котором будет легче создавать шоу. Как я уже говорил, в арсенале постановщика должен быть максимальный спектр технологических возможностей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, к примеру, в «Ленинград Центре» все пространства, в которых проходят шоу, основная и малая сцены – темные и таинственные, но зритель может захотеть выдохнуть, увидеть свет и для этого в центральной части нашего комплекса создана галерея – абсолютно белое пространство, где мы проводим выставочные проекты. Ну, а, если надо взять паузу, можно поужинать под стеклянной крышей в ресторане «Блок».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ли для вас принципиальная разница в создании большого и небольшого шоу?

Нет. Количество сил, нервов и эмоций абсолютно одинаково затрачивается на гигантское шоу стадионного масштаба и на простой литературный вечер.

Уже много раз были примеры коротких выступлений голограмм ушедших музыкантов. Когда нам ждать полноценных шоу с голограммами тех, кого уже нет с нами?

Мне кажется, количество тех звезд, с голограммой которых можно создать действительно крутые шоу, очень ограничено. Харизма артиста и его музыкальное наследие должно быть огромным, и близким нескольким поколениям людей. Из наших звезд я отношу к таким группу «КИНО» или Высоцкого, на западе, наверно, это ABBA, поэтому они первые, кто создал шоу грандиозного масштаба.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из каких этапов состоит работа по созданию шоу?

На первом этапе, как говорил Дэвид Линч, нужно поймать большую рыбу. Идею. Идея – может быть вербальной или визуальной (придумывается пространство, в котором может что-то происходить). Дальше много дней и ночей уходит на создание референсной базы – образов, отсылок, поиск приемов. Из этого складывается некий ход повествования или ассоциаций на заданную тему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скажем, придумывая шоу «Lovesick», мы копались в сонетах Шекспира, в Декамероне Боккаччо и современном кинематографе – смотрели кто и как рассказывал извечные сюжеты о любви. Вторым этапом становится выбор музыки, как сказал один из поклонников «Ленинград Центра» «звуковой ряд каждого шоу можно издавать, как полноценный аудио альбом». Ну а дальше начинается постановочный процесс, проба номеров, хореографии, трюков, поиски тех самых технологических решений, которые удивят зрителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третий этап – это уже создание декораций, реквизита и костюмов. Это отдельная песня, так как чаще всего в процессе мы меняем половину своих изначальных задумок. В конце концов, всё приходит к премьере, мы внимательно смотрим за реакцией наших зрителей, интересуемся впечатлениями и каждый раз перед показом, что-то меняем, корректируем, уточняем. Так что процесс создания шоу не останавливается даже в тот момент, когда его смотрит зритель.

Расскажите, как вы выбираете людей себе в команду?

Это абсолютно непредсказуемый момент. Но главным для меня является наличие в артисте, работнике какого-то внутреннего огня. Яркая индивидуальность, что-то, что человек делает лучше других. Тогда ему открыт путь к нам в театр. А вот дальше он должен научится большему: раскрыть все стороны тех возможностей, которые ему дала природа. В человеке должна быть способность и желание развиваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть ли у вас какое-то шоу мечты, которое пока не удалось еще поставить?

Наверно есть. Я очень хочу поработать со стихией воды, чтобы действие развивалось в многомерном пространстве – над водой, в воде и под водой. Сама вода выступала бы героем шоу и была его главным действующим лицом.

Какими, на ваш взгляд, будут шоу будущего?

Много света, виртуальные герои, громкая музыка, много робототехники. И очень хочется, чтобы шоу было эмоциональным и чувственным. Без агрессии.