Как создаются современные шоу: интервью с постановщиком церемонии открытия Чемпионата мира по футболу
Феликс, расскажите, в чем основная сложность создания шоу открытия такого турнира, как Чемпионат мира?
Дело в том, что те ограничения и технические требования, которые необходимо учитывать при создании этого шоу по своей сути противоречат возможности сделать что-то сложносочиненное и технологичное. А главное, происходит все действие при дневном свете, то есть ты ограничен в использовании визуальных эффектов. Это было самым сложным в той работе. Кстати, на церемониях открытия и закрытия Чемпионата мира в Катаре работает много российских постановщиков, хореографов, техников.
Вы всем довольны в том шоу, которое создали в 2018 году и которое посмотрели миллиарды зрителей, или что-то изменили бы?
Возможно, я бы отказался от каких-то деталей, которые больше создавали суеты, чем эффекта в самом шоу.
Как вообще сегодня меняется искусство создания шоу?
Наверное, сам механизм не меняется, то есть без сценария или идеи ты не приступаешь к работе. Но мы живем во время быстрой реакции, более реактивного мышления. То есть шоу – это всегда что-то удивляющее, красотой, техническими новинками, нестандартными подходами. Кроме того, оно должно быть актуальным и, хоть я и не люблю этого слова, модным. Сегодня мы быстро получаем информацию, быстро ее отсеиваем, забываем. Как это сказывается на шоу?
К примеру, ты находишь музыку, включаешь в программу, но за то время пока репетируешь, все вокруг ее уже использовали, предложили свое понимание и тогда в твоем шоу она звучит вторично – вызывает уже не тот эффект, который ты предполагал. Все уже ею пресытились и потеряли эмоциональный интерес. Искусство создания шоу – это умение чувствовать время и то, что сейчас движет людьми, а также готовность все время корректировать свою работу. При этом ты должен находить приемы и элементы, которые будут работать всегда, на любую аудиторию, в любое время.
Новые технологии сильно влияют на этот процесс?
Конечно, появление цифрового искусства, и новых технологий, возможность создавать дополнительную реальность для людей, сочетать мультимедийные технологии, визуальные эффекты и реальность – это чудо. Но, в моей работе все так называемые новые технологии, скорее всего, вторичны. Только живое действие создает эмоции у зрителя в зале. Просто за визуально красивой картинкой со звуком зрители могут сходить в кино. Правда, и не использовать технологии нельзя, так как они позволяют в нужный момент создавать те самые WOW-моменты в действии. И они точно расширили границы возможного.
А какие новые компетенции, в связи с этим, должен иметь создатель шоу?
Он должен быть в курсе тенденций в мировом шоу-бизнесе, быть насмотренным больше, чем предыдущее поколение. Должен разбираться в графическом дизайне, в модной индустрии, индустрии создания аудио- и визуального искусства. Следить за тем, как развивается и что предлагает современный драматический театр. И, чтобы не изобретать велосипед, должен знать историю мирового сценического искусства. Применять мультикультурный подход в создании своих проектов.
Как меняется сам зритель и его ожидания от шоу?
Зритель, который последнее время приходит к нам в «Ленинград Центр», мне нравится, он более насмотренный. К примеру, он уже лучше воспринимает уличные танцы, значит он смотрит танцевальные телевизионные проекты и воспитывается. У него есть ожидания и приятно, когда мы их оправдываем. Он легкий, он отзывчивый, он становится моложе.
А как сегодня должно быть устроено современное шоу-пространство?
Прежде всего, зритель должен попадать в зону комфорта. Чувствовать себя в пространстве органично, терять ощущение времени и оставлять свои заботы вне. Для этого должен быть очень хорошо обученный, внимательный к гостям персонал, легкое меню и большой выбор вин. Музыка в фойе и барах должна уже создавать то настроение, которое будет в шоу. При этом сам зал должен позволять создать в нем любую атмосферу, чтобы каждый раз зритель мог попасть в новый для себя мир ощущений. Именно поэтому у нас в «Ленинград Центре» зрительный зал сделан по принципу «черного ящика».
И, конечно, обязательным элементом должно быть наличие технических возможностей: свет и звук высокого качества, проекционное оборудование, механизация сцены – чем больше ее, тем лучше, ведь это позволяет создавать магию, волшебство (быстрые смены декораций, появление или исчезновение артистов). Все эти элементы и формируют то пространство, в котором будет легче создавать шоу. Как я уже говорил, в арсенале постановщика должен быть максимальный спектр технологических возможностей.
И, к примеру, в «Ленинград Центре» все пространства, в которых проходят шоу, основная и малая сцены – темные и таинственные, но зритель может захотеть выдохнуть, увидеть свет и для этого в центральной части нашего комплекса создана галерея – абсолютно белое пространство, где мы проводим выставочные проекты. Ну, а, если надо взять паузу, можно поужинать под стеклянной крышей в ресторане «Блок».
Есть ли для вас принципиальная разница в создании большого и небольшого шоу?
Нет. Количество сил, нервов и эмоций абсолютно одинаково затрачивается на гигантское шоу стадионного масштаба и на простой литературный вечер.
Уже много раз были примеры коротких выступлений голограмм ушедших музыкантов. Когда нам ждать полноценных шоу с голограммами тех, кого уже нет с нами?
Мне кажется, количество тех звезд, с голограммой которых можно создать действительно крутые шоу, очень ограничено. Харизма артиста и его музыкальное наследие должно быть огромным, и близким нескольким поколениям людей. Из наших звезд я отношу к таким группу «КИНО» или Высоцкого, на западе, наверно, это ABBA, поэтому они первые, кто создал шоу грандиозного масштаба.
Из каких этапов состоит работа по созданию шоу?
На первом этапе, как говорил Дэвид Линч, нужно поймать большую рыбу. Идею. Идея – может быть вербальной или визуальной (придумывается пространство, в котором может что-то происходить). Дальше много дней и ночей уходит на создание референсной базы – образов, отсылок, поиск приемов. Из этого складывается некий ход повествования или ассоциаций на заданную тему.
Скажем, придумывая шоу «Lovesick», мы копались в сонетах Шекспира, в Декамероне Боккаччо и современном кинематографе – смотрели кто и как рассказывал извечные сюжеты о любви. Вторым этапом становится выбор музыки, как сказал один из поклонников «Ленинград Центра» «звуковой ряд каждого шоу можно издавать, как полноценный аудио альбом». Ну а дальше начинается постановочный процесс, проба номеров, хореографии, трюков, поиски тех самых технологических решений, которые удивят зрителя.
Третий этап – это уже создание декораций, реквизита и костюмов. Это отдельная песня, так как чаще всего в процессе мы меняем половину своих изначальных задумок. В конце концов, всё приходит к премьере, мы внимательно смотрим за реакцией наших зрителей, интересуемся впечатлениями и каждый раз перед показом, что-то меняем, корректируем, уточняем. Так что процесс создания шоу не останавливается даже в тот момент, когда его смотрит зритель.
Расскажите, как вы выбираете людей себе в команду?
Это абсолютно непредсказуемый момент. Но главным для меня является наличие в артисте, работнике какого-то внутреннего огня. Яркая индивидуальность, что-то, что человек делает лучше других. Тогда ему открыт путь к нам в театр. А вот дальше он должен научится большему: раскрыть все стороны тех возможностей, которые ему дала природа. В человеке должна быть способность и желание развиваться.
Есть ли у вас какое-то шоу мечты, которое пока не удалось еще поставить?
Наверно есть. Я очень хочу поработать со стихией воды, чтобы действие развивалось в многомерном пространстве – над водой, в воде и под водой. Сама вода выступала бы героем шоу и была его главным действующим лицом.
Какими, на ваш взгляд, будут шоу будущего?
Много света, виртуальные герои, громкая музыка, много робототехники. И очень хочется, чтобы шоу было эмоциональным и чувственным. Без агрессии.