Кто такой Макар Михалкин – новая звезда российского балета
Чтобы осознать масштаб явления под названием Большой театр, достаточно сказать, что, основанный в 1776 году, он ровесник такой страны, как Соединенные Штаты Америки и через два года будет праздновать свое 250-летие. На протяжении всей истории театра его славу ковали лучшие артисты страны и мира. Сегодня один из тех, с кем связывают будущее легендарной сцены, — Макар Михалкин.
«Я помню, как был потрясен, когда первый раз пришел в Большой театр как зритель, — вспоминает Макар. — Этот зал, эта музыка, эта сцена, которая буквально затягивает тебя, — конечно, это какая-то магия. Но я уже тогда, в детстве, знал, что моя цель — выступать здесь. Я же не просто так с семи лет занимался хореографией и с 10 лет учился в Академии Большого театра. Когда я впервые вышел на историческую сцену в "Щелкунчике" — это был танец куклы, сольный номер, где все смотрят только на тебя, — было очень волнительно».
Что самое сложное для тебя в балете — физическая или эмоциональная нагрузка?
Эмоции могут дать нагрузки больше, чем любое физическое упражнение. Можно психологически так выложиться, что потом вообще не будет сил пошевелиться. Если же говорить про физику, то у меня был случай, когда я выходил на сцену после достаточно тяжелой болезни — танцевал Томского в «Пиковой даме».
И вот там нужно было не только показать нужный уровень, сохранив замысел постановщика, но и просто выжить. Интересный опыт. Кстати, это на сегодняшний день один из моих любимых выходов на сцену.
А какие еще выходы стали для тебя знаковыми?
Очень запомнились «Бриллианты» Джорджа Баланчина, где я танцевал ведущую партию. Там как-то все сошлось. Я вышел на сцену, и на меня сразу подействовала и музыка Чайковского, и то, что все вокруг сверкало — и партнерша, и мой костюм. В общем, это было что-то незабываемое.
Балет — это не только красиво, но еще и очень тяжело. Как выглядит ваша физическая подготовка?
У нас есть ежедневные классы — это как общая тренировка. Они проходят в 10 или в 11 утра. Ты приходишь, час работаешь и дальше уже идешь по своим или по общим репетициям. На них, конечно, тоже выкладываешься, устаешь.
Если посмотреть на профессиональных спортсменов, то сегодня их карьера продолжается значительно дольше, чем раньше. Помимо тренировок много внимания уделяется восстановлению, предотвращению травм. У артистов балета похожая ситуация?
Я думаю, что да. Если раньше говорили, что в 36 лет карьера окончена, то сейчас спокойно можно протанцевать и быть в хорошей форме до 40. Конечно, тут все зависит от того, как за собой ухаживать, как следить за своим телом, но возрастных артистов, которые танцуют очень неплохо, сейчас все больше.
А сам балет сильно меняется?
Балет точно не стоит на месте. Он движется вперед. Появляется все больше хореографов, готовых к смелым экспериментам и поискам чего-то нового, чего-то своего. В этом, безусловно, интересно участвовать, творить вместе, искать нестандартные подходы к постановкам, к хореографии.
Какие спектакли произвели на тебя самое сильное впечатление?
Пока я первый сезон в театре, на меня производит впечатление абсолютно каждый балет. Потому что даже то, что я уже видел как зритель, а теперь танцую как артист, я проживаю совершенно по-другому, и это переполняет меня.
Будь то классика вроде «Сильфиды» или современные постановки, такие как «Зимняя сказка» и «Пиковая дама», — совершенно разные спектакли, но все они воздействие на меня оказывают просто колоссальное.
Каждый балет цепляет чем-то своим.
Сейчас есть проект «Театр в кино», в рамках которого в кинотеатрах будут показывать какие-то знаковые спектакли: например, «Я — Сергей Образцов» с героем нашей обложки этого номера Евгением Цыгановым. Твои спектакли еще не снимали для него?
Я, честно говоря, пока не слышал о таком, но у меня у самого недавно вышел свой проект в видеоформате — «Сон Икара». Хорошая съемка, хорошая хореография, авторская музыка. Я очень доволен тем, как все получилось.
И, кстати, скоро мы начнем готовить новый проект похожего типа. Вообще, я надеюсь открыть какую-то новую ветку в искусстве балета. Может быть, это громко прозвучит, но это моя мечта и главная цель.
Если говорить о видеоформатах, то в твоей карьере есть и фильм-сериал «Анна Каренина» Карена Шахназарова, где твоими партнерами стали Елизавета Боярская, Максим Матвеев и другие известные актеры. Это была разовая история, или ты планируешь еще пробовать себя в кино?
Это было лет 7–8 назад. Я был ребенком. К нам тогда в Академию пришли люди с «Мосфильма», которые искали актера на роль сына Карениной. Были достаточно масштабные пробы. Собрали очень много ребят из первых классов, каждому дали текст, каждого слушали. Постепенно другие отсеялись, и выбор пал на меня.
Конечно, учитывая то, насколько значимую роль играет кино в современном мире, для меня эта сфера очень интересна, и я не исключаю, что в будущем еще поучаствую в съемках какого-нибудь фильма.
В театре у тебя сейчас много работы?
Да, спектаклей очень много. Ведущая партия в «Зимней сказке». Я танцую Принца Флоризеля. В «Сильфиде» танцую Гурна. Птицы в «Чайке». В общем, работы хватает.
Что ты готовишь к новому сезону?
У меня в планах подготовить графа Альберта из «Жизели» и Зигфрида из «Лебединого озера». Это такие классические монументальные вещи.